Евагрий Понтийский. О помыслах. Продолжение 9-11

Екатерина Домбровская: литературный дневник

9. О бесе "скитальце"


Есть бес, называемый "скитальцем", который предстает перед братиями преимущественно под утро. Он водит ум из города в город, из селения в селение и из дома в дом; сначала устраиваются простые встречи, затем происходят беседы со знакомыми и, наконец, ведутся долгие разговоры. Вследствие таких (мнимых] встреч губится собственное состояние ' и он понемногу отходит от ведения Божиего и от добродетели, забывая и об обете .


Поэтому отшельнику необходимо внимательно наблюдать за этим бесом , откуда он приходит и куда уходит, потому что не наобум и не как придется совершает он этот большой круг, но поступает он так , желая погубить состояние отшельника, дабы ум, распалившись подобными вещами и опьянев от таких встреч, сразу попал или беса блуда, или беса гнева, или беса тоски, то есть тех бесов, которые более всего омрачают светлость состояния отшельника.


Однако, если мы ставим перед собой цель ясно знать коварство этого беса, то нельзя сразу же обращаться к нему со словами и обнаруживать тем самым происходящее: как он устраивает встречи в мысли и как он понемногу загоняет ум смерти. - убежит от нас, ибо не переносит того, чтобы видел его деяния; а вследствие этого мы не узнаем того, что стремились узнать. Поэтому лучше позволим ему на другой или на третий день довести до конца свое действо, чтобы, точно разузнав о интриге его, обличить его словом и обратить в бегство. Но поскольку во время искушения ум бывает замутненным и не может ясно видеть происходящее, то, после удаления беса, тебе надо сделать следующее: сидя , вспомни о том, что произошло с тобой, откуда ты вышел и куда дошел, на каком месте был схвачен духом блуда, или гнева, или тоски и каким образом все произошло. Изучи это и запечатлей в памяти, чтобы изобличить беса, когда он придет; укажи и скрываемое им место - и ты уже больше не последуешь за ним.


А если захочешь привести в бешенство, обнаружь, где он находится, а также словом обозначь первое место, в которое он вошел, а затем - второе и третье: тогда он придет в сильное негодование, не перенося позора. Доказательством того, что ты вовремя обратился к нему со обличения, будет бегство помысла от тебя, ибо он не может пребывать на месте, будучи явно обличаемым. За победой над этим бесом следуют: тягчайший сон, омертвение очей, сопровождаемое их сильным охлаждением, непомерная зевота, отягощение и оцепенение плеч - все это расторгнет Святой Дух благодаря усиленной молитве.


10. Совершенная ненависть к бесам


Ненависть к бесам весьма способствует нашему спасению и очень пригодна для свершения добродетелей. Однако мы не в силах питать ее в самих себе, словно благой зародыш, поскольку сластолюбивые духи умерщвляют ее и опять призывают душу к обычной дружбе . Впрочем, эту дружбу, или, вернее, трудноисцелимую гангрену, исцеляет Врач душ посредством богооставленности, попуская терпеть от этих бесов нечто ужасное и днем и ночью.


И душа опять возвращается к первообразной ненависти, научаемая обращаться ко Господу со словами, сказанными Давидом: "Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми" (Пс.138:22). Ведь совершенной ненавистью ненавидит врагов тот , который на грешит не только делом, но и в мысли. А это есть признак великого и первого бесстрастия.


11. О бесе нечувствительности


Стоит ли что-нибудь говорить о бесе, делающем душу нечувствительной? Что касается меня, то я боюсь даже писать о нем, , как душа во время прихода его удаляется от своего состояния, совлекает с себя страх Божий и благоговение, грех не считает грехом, а беззаконие - беззаконием, вспоминает о наказании и вечном Суде, только как о пустом слове, и "ругает же ся трусу огненосному" (Иов.41:21).


Конечно, не чувствует; говоришь от Писаний, а она, целиком окаменев, не слышит; представляешь ей поношение от людей, а она ни во что ставит срам перед братиями. не воспринимает подобно свинье, которая, закрыв глаза, ломает ограду свою.


Этого беса приводят задержавшиеся помыслы тщеславия; и о нем : "Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Мф.24:22). бывает у тех, кто редко встречается с братиями, и причина этого очевидна, ибо при виде несчастий других либо угнетаемых болезнями, либо попавших в тюрьму, либо пораженных внезапной смертью, этот бес пускается в бегство, поскольку душа, постепенно приходя в сокрушение и сочувствием, освобождается от окамененного бесчувствия, возникшего под влиянием беса.


Впрочем, мы лишены вследствие в пустыне и редкости немощных. Изгонять именно этого беса особенно повелевает в Евангелиях Господь, предписывая навещать больных и посещать находящихся в темнице: "Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф.25:36).


Кроме того, следует знать, что если кто-нибудь из отшельников, попав этого беса, не принял блудных помыслов или не оставил жилища вследствие уныния, это значит, что он принял нисшедшие с небес целомудрие и терпение. Блажен он, такого бесстрастия. Что же касается тех, которые, дав обет, предпочитают, вместо благочестия, жить с мирскими , то пусть они остерегаются этого беса. А что до меня, то говорить или писать об этом бесе что-нибудь еще меня охватывает стыд перед людьми.



Другие статьи в литературном дневнике: