Магия новогодней ёлки

Астахова Светлана: литературный дневник

Традиция празднования новогодних праздников с ёлкой, настолько сильно вошла в наш быт, что почти никто не задаётся вопросами, а что она символизирует и как стала неотъемлемым атрибутом Рождества и Нового года?


Царица германских лесов
Обычай украшать дома деревьями появился в глубокой древности. Люди считали, что символом и истоком человеческой цивилизации является мифическое Мировое древо. Но народы поклонялись разным деревьям. В Древней Греции священным считался кипарис. Древние римляне с уважением относились к фиговому дереву, почитали они также кизил, так как тот особенно густо рос на склонах Палатина – одном из семи холмов Рима, но котором, по преданиям, было заложено основание Вечного города. Восточные славяне почитали берёзу, а кроме того, с уважением относились к дубу, ели, сосне.


В то же время ель издревле считалась деревом смерти: неслучайно по сей день еловыми ветками принято устилать дорогу, по которой идёт похоронная процессия, а возле домов не принято сажать ёлки. А какого страху навевает поход в еловый лес! Ель очень плохо пропускает солнечный свет, и в еловых лесах очень темно, и от этого страшно, а кроме того, можно легко потеряться. Также существовал обычай: самоубийц зарывать между двумя ёлками.
ЕЛЬ ПО НЕКОТОРЫМ МИФАМ ДАВНЕЙ ИСТОРИИ связывала с другим ПОТУСТОРОННИМ миром и была необходимым элементом похоронного ритуала. Так как наши предки сжигали своих умерших, то ель как хорошо горящее в любое время года смолянистое дерево и использовалась при кремации. В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического. Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, это дерево с темно-зеленой колючей хвоей, с неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом, не пользовалось особой любовью.


История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена ведической культуры была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия.


Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал её вечнозеленый покров, позволявший использовать её во время зимнего праздничного сезона. После крещения народов, населяющих территорию современной Германии, обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и её стали использовать в качестве рождественского дерева – возможно, как олицетворение не только вечной природы, но и вечной жизни вообще.


Церковь была против
Обычай устанавливать рождественскую ёлку постепенно распространился по всей Европе. А в 1700 году Пётр I издал специальный указ, в котором повелел в ночное время с 31 декабря на 1 января устраивать всюду празднества, то есть отмечать начало нового года. Для этого ставить в домах ёлки, поздравлять знакомых и незнакомых людей, жечь костры, организовывать маскарады и запускать фейерверки. Но поначалу новогодний праздник не прижился. Сразу после смерти императора народ от ёлок и фейерверков отказался.


Возрождение традиции началось лишь в ХIХ веке. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране. Упоминание о ёлке появилось в газете «Северная пчела» накануне 1840 года. Издание сообщало о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках.


Год спустя в той же газете появляется объяснение входящего в моду обычая: «Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…» Правда, серьезным противником использования ёлки – как иноземного и, к тому же, языческого по своему происхождению обычая – стала христианская церковь. Святейший синод издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях.
Большинство народов Западной Европы тоже начало активно усваивать традицию рождественского дерева. Ель постепенно становилась частью семейного праздника, хотя память о её немецком происхождении сохранялась. Чарльз Диккенс в очерке 1830 года «Рождественский обед», описывая английское Рождество, о ёлке ещё не упоминает, а пишет о традиционной для Англии ветке омелы – вечнозелёном кустарниковом растении – под которой мальчики, по обычаю, целуют своих кузин, и ветке остролиста, красующейся на вершине гигантского пудинга.


Однако в очерке «Рождественская елка», созданном в начале 1850-х годов, Диккенс уже приветствует новый обычай: «Сегодня вечером я наблюдал за веселой гурьбою детей, собравшихся вокруг рождественской елки — милая немецкая затея! Ёлка была установлена посередине большого круглого стола и поднималась высоко над их головами. Она ярко светилась множеством маленьких свечек и вся кругом искрилась и сверкала блестящими вещицами…»


Елочные шары из чистого золота
В США новогодний праздник с ёлками стали отмечать в самом начале XIX века. Инициатива исходила от переселенцев из Германии. В 1840 году предприимчивые коммерсанты впервые организовали продажу украшений для вечнозелёных деревьев. А в 1851 году на торговых площадях Нью-Йорка появились в свободной продаже срубленные ёлки. В Америке существует специальная ассоциация рождественской ёлки. Её руководители в преддверии каждого Нового года дарят президентской чете самую пышную хвойную красавицу.


В XXI веке новогодние ёлки устанавливают на центральных площадях крупнейших городов мира. Эти вечнозелёные деревья украшают лучшие дизайнеры. Огромные светящиеся гирлянды являются неизменным атрибутом каждой ёлки. Для справки надо заметить, что первую гирлянду, состоящую из лампочек накаливания, придумал Ральф Моррис – простой английский телефонист – в 1895 году.


В Риме рождественскую красавицу ставят на площади святого Петра. В Лондоне для этой цели задействуют Трафальгарскую площадь в самом центре города. А вот в Рио-де-Жанейро устанавливается плавучая ёлка на озере Лагоа. Самая высокая ёлка мира была установлена в Мехико в 2009 году, её высота достигала 110 метров. В Абу-Даби – столице ОАЭ – ёлку в 2010 году украсили шарами из чистого золота. Стоимость этого удовольствия составила почти 12 миллионов долларов.


Новогодняя ёлка немыслима без Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Это славянские персонажи. В Канаде и США – это Санта-Клаус. В Германии – Вайнахтсманн, в Венгрии – Микулаш, в Болгарии – Дядо Коледо. В каждой стране Деда Мороза называют по-своему. Все они дарят детям подарки или оставляют их под ёлкой.


Хвойная красавица надёжно обосновалась в домах людей. Без ёлки в наши дни Новый год немыслим. Она присутствует в квартирах, торговых центрах, офисах, аэропортах, на вокзалах и создаёт неповторимый аромат новогоднего праздника. Думается, что история новогодней ёлки будет продолжаться и ещё не раз удивит человечество чем-то новым и необычным.
Источники – «Вся правда», factruz.ru




МАГИЯ ЁЛКИ, ЁЛКА -СИМВОЛ ПИРАМИДЫ УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО МИРА, МАГИЯ НОВОГО ГОДА, НОВЫЙ ГОД ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ПРАВЯЩЕЙ СИСТЕМЫ ВО ВСЁМ МИРЕ



Другие статьи в литературном дневнике: