Лучший подарок читателям на Новый год

Астахова Светлана: литературный дневник

Окунуться в ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР.
В ТРЕХ КНИГАХ!
Готовя читателей к долгим зимним праздникам,Вселенная издательств выпускает к концу года огромное количество релизов.
А вот и самое интересное из раздела «фантастика». Чем же хороша фантастика? Прежде всего свежим взглядом на окружающую нас действительность. Фантастика это новые идеи, новые ракурсы, новые решения - вся эта игра ума, без которой невозможно развитие.
А чем не нравится фэнтези – так это своей тягой, прямо-таки пристрастием к штампам: фэнтези-антураж почти всегда сильно ограничен. В обязательном наборе: магия, Средневековье, ведьмы, колдуны, эльфы, гномы, гоблины, драконы, принцессы, принцы, рыцари, короли. Нет, я понимаю, что тут, по идее, как в шахматы: по 16 фигур у игроков, 64 клетки на доске, а вариантов игры множество (так считается, хотя тоже все дебюты, защиты и эндшпили, кажется, разобраны по косточкам в многочисленных учебниках). По идее так. А на деле – не так уж значительны различия вариаций у тех авторов, которые мне попадались.
Фантастика все же разнообразнее и потому интересней. Она куда свободнее и смелее творит на стыке жанров. Фантастика в исполнении хороших авторов напоминает мне дополненную виртуальную реальность, которая создается как в будущем, так и в прошлом.
Вот именно такие книги – фантастику дополненной реальности – я выбрала себе для чтения в этот раз. Отдельно отмечу: во всех трех не только любопытная тематика, но и перевод текста очень хороший. Впереди целых 11 дней зимних праздников – будет, чем заняться. Посмотрите, может, кому-то тоже будет интересно.


ДЭН СИММОНС «ДРУД, ИЛИ ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ»
16+
928 страниц
Дэна Симмонса многие уже записали в классики; я с этим согласиться не могу, тем не менее автор он, безусловно, интересный, плодовитый и достойный того, чтобы следить за его творчеством.
Роман «Друд, или Человек в черном» в англоязычных странах впервые опубликовали в 2009 году, наш перевод появился в 2010; а вот теперь АСТ выпустил его в новом красивом издании. «Друд» - это «дополненная реальность» викторианской эпохи. Его главные персонажи – реальные исторические лица – писатели Чарльз Диккенс и Уилки Коллинз (автор «Лунного камня» и «Женщины в белом»), друзья и соперники; а также одно нереальное и неисторическое лицо: тот самый Эдвин Друд, главный герой последней неоконченной книги Диккенса, которую он написал в стиле готического детектива.
В издательской аннотации на заднике книги сразу обращает на себя внимание сообщение о том, что повествование в романе ведется от лица Уилки Коллинза, человека, «который никогда не врет». Если тема честности так педалируется, думаю, это прямой сигнал к тому, чтобы подвергнуть ее сомнению. И судя по тому, чем начинается роман – а он начинается рассказом о безнравственном поведении добропорядочного семьянина, всеми обожаемого писателя Диккенса, знаменитого, неповторимого, «морального ориентира» – читателю с самых первых строк стоит быть настороже. Весь роман – это смешение реальных исторических фактов, классических литературных сюжетов, выдумки персонажей романа и авторской фантазии.
Сюжет начинается трагическим происшествием: 9 июня 1865 года Чарльз Диккенс, путешествуя по Англии поездом со своей юной любовницей, молодой актрисой и ее матерью, попадает в чудовищную железнодорожную катастрофу возле городка Стейплхерст. Почти весь поезд слетел в рельс и упал с моста; вагон, в котором ехал Диккенс, удержался чудом. Множество пассажиров погибли при аварии, другие были покалечены. До прибытия специальных служб оставшиеся в живых стараются помочь раненым – в том числе и Диккенс. Пока знаменитый писатель, зачерпнув воды собственным цилиндром, пытается привести в чувство кого-то из пострадавших, ему встречается таинственный человек в черном плаще – Эдвин Друд. Необычные способности этого человека привлекают внимание писателя и вскоре Уилки Коллинз узнает, что Диккенс намерен написать роман об Эдвине Друде. Одновременно с Диккенсом происходит необъяснимая перемена: вместо прежней респектабельной жизни он пускается во все тяжкие: становится завсегдатаем опиумных притонов, посещает опасные подземелья и склепы. У него появляются странные интересы: например, он хочет знать, как растворить труп в негашеной извести. Диккенс объясняет свои странности работой над новым романом. Но так ли это? И можно ли верить человеку, «который никогда не врет»? Таинственная атмосфера, туман загадок, лабиринт секретов… Одним словом, это объемное произведение затянет читателя в свой головокружительный омут надолго.


ВАЛЕРИО ЭВАНДЖЕЛИСТИ «НИКОЛАС ЭЙМЕРИК, ИНКВИЗИТОР»
16+
320 страниц
Валерио Эванджелисти - итальянский фантаст, сценарист, политолог. В нашей стране его имя известно не многим, хотя его литературная карьера началась довольно давно - в 1994 году, когда был опубликован первый роман цикла об инквизиторе Николасе Эймерике. С тех пор Эванджелисти успел написать еще несколько циклов и отдельных книг, сценариев для радио и кино, получить не одну премию за научную фантастику.
Однако на русском языке его публикации были редки: в 1999 выходила серия в трех книгах «Маг», посвященная Нострадамусу, несколько рассказов и романов из цикла «Пантера» о мексиканском стрелке.
А вот за перевод на русский цикла о Николасе Эймерике - дебютный роман был отмечен премией «Урания» и французской литературной премией - взялись, кажется, только в этом году.
Николас Эймерик – лицо историческое, испанский инквизитор, который жил в 14 веке. Какую дополненную реальность придумал для него Эванджелисти?
Объемная и сложная история будет разворачиваться в разных временных пластах. Повествование открывается – неожиданно! – рассказом-отчетом о неудачной миссии космического корабля «Мальпертюи», который в 2194 году полетел на неизвестную планету, чтобы проверить сигналы о внеземном разуме.
Меня сразу заинтересовало название корабля: точно так же - «Мальпертюи» - назывался мистический роман ужасов бельгийского писателя Жана Рэя, написанный в 1943 году. Мальпертюи – это древний дом, в котором умирающий колдун-чернокнижник держал состарившихся олимпийских богов, упрятав их в тела обычных фламандцев.
Довольно необычно называть космический корабль таким загадочным готическим именем. Должно быть, этому есть причина.
Другая временная линия начинается в 1990-е. Живущий в Техасе физик Маркус Фруллифер выдвигает необычную теорию о человеческом разуме. Если он прав, люди смогут научиться путешествовать по Вселенной, поймут суть любых паранормальных явлений, и практически обретут всемогущество…
А тем временем живущий в 1352 году доминиканский монах Николас Эймерик получает должность великого инквизитора Арагона. И тут же город потрясает ряд мистических событий: тела двуликих детей появляются и исчезают; в небе возникает фигура огромной женщины… Все эти пугающие случаи подлежат расследованию святой инквизицией, так что забот у Эймерика – не продохнуть. А последствия всего этого аукнутся спустя много столетий.

РЭЙ НЭЙЛЕР «ГОРА В МОРЕ»
16+
400 страниц
Нейлер Рэй – канадец; о нем мало что известно. Кроме того, что свою карьеру он начал дипломатом в американском Корпусе мира; служил пресс-атташе при посольстве США в Баку, работал также во Вьетнаме и России. Как писатель-фантаст он выпустил всего три романа. «Гора в море» - его дебют, и очень удачный: книга была отмечена премией «Локус» в прошлом году. «Бивни вымирания» - вторая книга автора, вышедшая в этом году, посвящена восстановлению шерстистого мамонта. А на 2025 запланировал выход триллера о ближайшем будущем мира под названием «Где зарыт топор».
Роман «Гора в море» рассказывает о работе морского биолога Ха Нгуена. В недалеком будущем люди обнаружили в океане совершенно новый вид головоногих моллюсков, обладающих собственной и совершенно необычной системой коммуникации. Доктор Нгуен пытается войти в контакт с осьминогами, чтобы исследовать их интеллект. В представлении обитателей моря любая суша – это гора, подножие которой расположено на дне океана, а вершина недоступна, потому что скрыта за поверхностью воды. Работа доктора Нгуена – всего лишь подножие горы; к чему приведет встреча двух интеллектов – никто не знает. Ясно только, что все участники процесса постараются извлечь из этого какую-то пользу для себя. И сложность в том, что никто из них не знает - какую именно?
Исключительно необычная и интересная книга.
(Релизы от Мэри Арт)



Другие статьи в литературном дневнике: