Газель и касыда - царицы персидско-таджицкой поэзи
Персидско-таджицкая поэзия всегда привлекала меня своей мудростью. И как-то было недосуг
вникать в тонкости и формы этого поэтического искусства. И вот читая "Гулистан" Саади, заинтересовалась формой.
"Какие тайны знает небосвод
И звезд, на нем горящих, хоровод!
***
Один - в весельи, в горести другой.
Вот этот счастлив, тот - согбен судьбой."
***
Эти двустишия - это БЕЙТЫ.
Персидско-таджицкая поэзия существует как бы в трех измерениях: поэтическая строка, миниатюра и каллиграфия. В этой триаде миниатюре принадлежит почетное место.Каллиграфии- особенная роль.
Она относилась к наиболее высоким видам искусства.
Царицами же этой поэзии являются ГАЗЕЛЬ и КАСЫДА.
Газель - это стихотворение преимущественно лирическое, состоящее из двустиший - БЕЙТОВ, которые связаны между собой рифмой. Рифма обязательна в каждом втором стихе и проходит через все произведение. Иногда вслед за рифмой идет РЕДИФ- слово, выполняющее роль припева. Как правило, в заключительный бейт газели автор включал свое имя.И в этом же бейте содержалась мораль стихотворения.
***
"Будь же радостен и помни, мой Хафиз:
Прежде сгинешь ты, прославишься потом."
***
КАСЫДА - аналог европейской оды. По форме практически не отличается от ГАЗЕЛИ. ТОлько ГАЗЕЛЬ по содержанию- лирическое стихотворение, а КАСЫДА воспевает или высмеивает кого-нибудь. Касыда могла превысить норму в 12 БЕЙТОВ, почти обязательную для ГАЗЕЛи.
В древней персидско-таджикской поэзии существовал еще и жанр поэмы - МАСНАВИ.
И уж, конечно, благодаря ОМАРУ ХАЙЯМУ стала известна форма РУБАЙИ. Это афористичное стихотворение, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строка, иногда рифмуются все четыре строки.
***
Поэзия РУдаки, Саади, РУми, Джами, Низами, Хакани, Хайяма - это прежде всего настоящий кладезь мудрости.
***
РУДАКИ. ГАЗЕЛЬ.
БУдь весел и люби красавицу свою.
Подобен этот мир бегщему ручью.
О прошлом позабудь, грядущим утешайся,
Живи и радуйся живому бытию.
Я с луноликою в саду благоуханном,
Я с чернокудрою, как с гурией в раю.
Несчастен, кто берет, но не дает взаимно,
Я счастлив от того, что брал, но и даю.
Подобен облаку и ветру мир неверный...
Так будь что будет! Пей кипящую струю!
***
КАСЫДА, как правило, включает в себя много ГАЗЕЛЕЙ.
Многие исследователи-литературоведы считают, что эта поэзия ПАНЕГИРИЧНА.
Частично с этим можно согласиться.( См. КАСЫДЫ РУДАКИ о старости, о вине и т.д.)
Другие статьи в литературном дневнике: