Рычаг поэтических ассоциаций...

Светлана Демченко: литературный дневник

Поговорим об этом на примере рифмы Пушкина.
"Поэзия проснулась под небом полуденной Франции - рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха, с первого взгляда столь мало значущее, имело важное влияние на словесность новейших народов". Для Пушкина рифма - явление, значащее много. С ней связывает он рождение новых форм поэзии.
"Ухо обрадовалось удвоенным повторениям звуков, побежденная трудность всегда приносит нам удовольствие,-любить размеренность, соответственность свойственно уму человеческому".
Образ рифмы у Пушкина - эхо, воздух, ветер. Ветер вдохновения, гул слов.


И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.


Рифма- движение стиха, встречное движение мысли и звука. Вне этого движения нет творчества.


Ко звуку звук нейдет...Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.


Стих рождается как мысль и как звук одновременно. Звук пробуждает мысль. Мысль оформляется в звуке. Рифма, "странная прислужница", "послушна памяти строгой". Как мы бы сказали сейчас, она - рычаг поэтических ассоциаций. Память с помощью рифмы нащупывает соответствия слов и значений.
В самой природе поэзии, в природе таланта заложено свойство откликаться - чувству, звуку, смыслу, стиха - стиху.


Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.


"Тебе ж нет отзыва..." Отклик, соответственность - механизм поэтического познания. Он, поэт, откликается. Ему можно и не отзываться...Звуки, живущие в нем и откликающиеся в рифме, сродни природным звукам.
Шум, напев, гул, шепот - вся полнота звучания природы соперничает со звуками слов в минуту вдохновения, когда


В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.


В пушкинском вдохновении нет надрыва и мрачного труда. "Перо по книжке бродит без всякого труда", легко отыскиваются и "концы стихов", и "верность выраженья",-


То звуков или слов,
Нежданное стеченье,
То едкой шутки соль,
То правды слог суровый,
То странность рифмы новой,
Неслыханной дотоль."


Давид Самойлов.



Другие статьи в литературном дневнике: