Тот дивный мир...

Светлана Демченко: литературный дневник

Речь пойдет о поэзии и прозе, о том, как они взаимодействуют и влияют друг на друга в произведениях одного и того же автора. Поговорим об этом на примере творчества Бунина.
"Первое стихотворение Бунина было напечатано в 1887году, а первый рассказ появился на свет только через 8 лет- в 1895 году, то есть тогда, когда у него уже сложилось и окрепло свое отношение к слову, то, что мы называем ЧУВСТВОМ СТИЛЯ. И потом, на протяжении многих лет напряженной творческой жизни, работа над прозой у него перемежалась с работой над стихами.
Чехов заметил, что все большие русские поэты писали отличную прозу.
Опыт большого поэта не мог не сказаться и на прозе Бунина, особенно на ее языке. Бунин сознательно избегал нарочитой поэтизации прозы, не ритмизировал ее, как делали это некоторые его современники, например- Андрей Белый, но лучшие страницы его повестей и рассказов звучат как стихи, напоены тончайшим поэтическим ароматом, пронизаны музыкой.
В свою очередь опыт прозаика помогал Бунину освежать традиционный поэтический язык, преодолевать его окостеневшие штампы. Но, смело вводя в свои стихи заведомые "прозаизмы", Бунин не боялся и так называемых "поэтизмов".И здесь сказывалось присущее ему в высокой степени чувство художественного такта и эстетической сообразности, позволяющее пользоваться всеми богатствами языка, не впадая в эклектику. Можно было бы привести немало примеров того, как давно примелькавшиеся, залитературенные слова обретают в стихах Бунина первоначальную свежесть. Я ограничусь одним. Вот небольшое стихотворение, написанное в 1917 году, в пору полной зрелости поэтического таланта Бунина:


Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.


Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека,
И,как цветы, глаза синели.


Уже полуоткрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
Но был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.


Вся пронзительная сила этого удивительного по своей целомудренной чистоте стихотворения сосредоточена в последней строфе, а между тем никаких бросающихся в глаза поэтических находок в ней нет. Наоборот, все там подчеркнуто традиционно- и полураскрытые девичьи уста, и блаженно пустой, да к тому же еще и дивный мир, а нас знобит от свежести бьющего в лицо мартовского ветра, от щемящей зависти к юношескому горю, от радостного сознания, что это счастливое горе не миновало и нас.
В этом-то и заключается секрет настоящей большой поэзии, ее очистительной силы."
Николай Рыленков



Другие статьи в литературном дневнике: