Слава технологии!

Гуйван Богдан: литературный дневник

Просмотрев фильм «Пристрели их», который сфокусирован на идейной проблематике расстрела с особым цинизмом всяких мерзавцев из всех типов огнестрела, которые успело наизобретать человечество, я пополнил свой инструментарий еще одним интересным подходом к написанию книг. Не знаю, как оно будет работать на практике, и когда оно там заработает, но в теории все выглядит приблизительно так. Берем 5-10 охренительных идей, располагаем в порядке возрастания охренительности и затем создаем сюжетную линию, связывающую эти крышесносные задумки в более-менее адекватное повествование.


??????


Profit!


Например (совсем например. Не думайте, будто я собрался опять все бросить и пилить римейк своего недавнего фейла), надо написать «Ложь». Как я это делал раньше? Ну, во-первых, долго. Но суть не в этом. Что лучше всего во «Лжи»? Точнее, что там не так плохо смотрится на фоне всего остального… И даже не так. Что больше всего западает в мозг и вызывает желание продвигать сюжет туда, где это «что-то» можно применить. Что выделяется на фоне всего остального? Навскидку, перестрелка в госпитале, разговор со Светланой, осознание предательства Менгска, лихие покатушки по пустыне с попутным отстрелом зергов и, конечно же, бросание комка бумаги в робкого космодеса… Достаточно слегка включить мозг, и сразу становится очевидным, что кульминационным должна быть перестрелка в госпитале, разговор со Светланой надо вставить перед ней, кидание бумаги и покатушки в части, относящейся к Мар Саре. Остается момент, когда Мельник осознает, что его предали. По-моему, лучше, чем с помощью толпы наемников, посланных захватить его, это не показать. Такой уж я прямолинейный. Но ведь Менгск необязательно должен узнать о гибели отряда вот так вот сразу, особенно, если учесть, что работала Сара… И здесь я прерву эти непонятные большинству читателей размышления, подытожив суть: систематизировав удачные образы, можно сделать произведение лучше, а его написание приятнее.


За эту неделю я сделал немного. Первые три дня я боролся с персонажами, и, так ни до чего хорошего не доборовшись, решил сесть за черновик. Результат – жалкие полторы страницы первой сцены, написанные за день. Жалкие, потому что полторы, а не, потому что неудачные. Ну, и стоило мне отвлечься за текст, как сразу появилось настроение закончить описание Зайца-убийцы (ага, думаю, никто не удивится, если я скажу, что у меня так и чешутся руки бросить ДТ и продолжить писать «Зенит». Всегда так: кажется, что-то, над, чем сейчас не работаешь, получится круче) Сейчас оно готово чуть более чем наполовину. Да, ураганности нет. Но это лучше, чем пустые мысли предыдущих семи дней. Впрочем, если и под конец марта я не начну отжигать в плане темпов работы, придется возвращаться к политике «ясных целей». Кстати, думаю, все уже поняли, что мартовские итоги вряд ли получиться выразить нетабуированной лексикой… Так что их не будет вообще.


Конечно, не обошлось и без приступов мнительности и желания удалять текст в корзину полностью, но опыт две тысячи одиннадцатого года помогает мне не делать этого, и, надеюсь, будет помогать и впредь. Я давно определил для себя, что главное в любом творчестве – это интеллектуальный побег от реальности. Март наступал мне на пятки, и я хочу получить перед началом апреля хороший гандикап. Блин, целый месяц…


Чтобы отвлечься, напишу что-нибудь о литературе и фильмотуре.


«Пристрели их» - комедийный боевик о брутальном мужике по имени Смит, который изобретательно и без зазрения совести истребляет всех с оружием в руках. Он гениален с самого первого кадра. Сколько вы видели фильмов, где кто-то как бы случайно ввязывается в чужие дела, пытаясь кому-то помочь или там защитить? Наверное, кучу. Так вот, здесь эта «случайность» возведена в абсолют абсурда. Главный герой околачивается посреди ночи рядом с пустой автобусной остановкой, жуя морковку, и внезапно из-за угла появляется преследующий беременную женщину джип. Не долго мудрствуя, Смит обезоруживает одного из негодяев и начинает неустанно отстреливать их. Он убивает их на винтовой лестнице прямиком из первой «Матрицы», убивает в свободном падении, на оружейной фабрике и даже стреляет, не прерывая полового акта. Сразу видно, откуда черпали вдохновение сценаристы «Сумасшедшей езды».


Сюжет здесь есть, есть и остроты. Но больше всего смешит идиотизм и беспомощность противников главгероя, а главная интрига заключается в вопросе, с какой еще циничной изобретательностью Смит будет их истреблять. И, несмотря на это, сценаристы умудрились еще и впихнуть в фильм не вызывающую рвотных позывов драму и (о мой бог) кое-какую проблематику. По-моему, баланс серьезности, абсурдности и сатиры выдержан идеально, несмотря на преобладание последних двух элементов. Это произведение из тех, что задают свои правила. Причем, делают это в ультимативной форме. Если вы согласитесь на полтора часа заставить себя воспринимать мир наизнанку, каким он представлен в этом фильме, он понравится вам. Иначе вы ничего не поймете. Я считаю, что любое произведение задает правила игры, но чаще всего большинство законов обыденной жизни все-таки работают.


В любом случае, «Пристрели их» - совсем не про это. Это стильный и по-настоящему крышесносный боевик. Артхаусный трэш. Хотите продуманного изысканного сюжета или глубоких образов? Не та дверь! В этом фильме герои различаются лишь внешностью да одной ключевой деталью (у главного злодея проблемы с женой, Смит жрет морковку, а остальные и этого даже не удостоены). Сюжет – стебная солянка из штампов. И это все, что я могу сказать о фильме «Пристрели их».


«Звездная пыль» должна нравиться фанатам Нила Геймана, как мне у Тарантино нравится даже «Доказательство смерти» и «Джеки Браун». Но мне эта книга не нравится совсем, потому что я вовсе не отношу себя к поклонникам Геймана. Она скучна, пафосна, не к месту чернушна (Альмагест и оторванная рука нимфы тихо курят в сторонке). А еще сатира в «Звездной пыли» настолько сглажена и незаметна, что я ее как бы и не замечал в процессе чтения. Ну а в финале кто-то внезапно оказывается потерянным наследником. facepalm.jpg… Только из википедии я понял, что все уныние и сюжета, и авторского языка – это якобы отсылка к фэнтезистам, творившим до Толкиена свои полусказочные недоразумения. ОК. Но все равно скучно же!


Сюжет вкратце таков: главный герой – тупой фэнтезийный юнец Тристрам отправляется в эпичное путешествие за упавшей звездой, которая внезапно оказывается молодой привлекательной девушкой. Ага, чувствуете накал «сказочности»? В этом ему упорно пытаются помешать конкурирующие группировки, как то королева ведьм и наследники трона некого Штормфорта, которых умирающий отец мягко потроллил, выбросив камень власти, без которого править страной невозможно (какая проработанность социальных отношений!) из самого высокого окна самой высокой башни…


Нет, я понимаю, что это все стилизация и отсылки, но почему написано настолько на полном серьезе?! И контрольный в голову: зачем полкниги таскать в кармане огарок свечи-телепортатора, которая якобы уже нерабочая, и идти к цели пешком, чтобы затем ни с того ни с сего запихнуть в огарок первый попавшийся отрезок нитки и телепортироваться, куда надо? А фанатам понравится, я уверен.


Роман «Солярис» Станислава Лема – это лучший научно-фантастический роман, который я когда-либо читал. Он написан полвека назад, и все равно современностью построения сюжета даст фору любым «современным» поделкам на тему космоса. Благодаря этому роману я понял, откуда ноги растут у такого классического клише, как «Кто-то, близкий мне, умер где-то фиг знает где, когда я вообще лежал в коме, в другом времени, вселенной, измерении, и мое тело тогда еще состояло из антиматерии. Боже, я виноват во всем!». Действие сжато во времени и пространстве (герои заперты на станции, и прямой связи с другими людьми нет). Из-за этого роман читается от начала до конца буквально на одном дыхании. Я не буду больше ничего говорить о «Солярисе». Это, и я для себя установил такую планку, уже настолько классика, что ее безоговорочно должен прочесть любой уважающий себя фантаст. Да и не только. То, как Лем раскрывает проблему неонауки «соляристики», приводя пространные цитаты из вымышленных книг, описывая вымышленную историю науки в мельчайших деталях, способно послужить отличным примером для подражания любому желающему создать свой мир.


Пятая флотилия. Отбой.



Другие статьи в литературном дневнике: