Около теологии VIЗНАЛ ЛИ Бог НАПЕРЁД, ЧТО ПЕРВЫЕ ЛЮДИ СОГРЕШАТ? Неточно поставлен вопрос. Создавая живые существа, Бог знал, что опыт приобретается методом проб и ошибок. Следовательно то, что именуется грехом — одна из форм приобретенния опыта и никак не может быть осуждаема. Волевой императив — НЕ ЕСТЬ ЯБЛОК С ДРЕВА ПОЗНАНИЯ — на самом деле всего лишь провоцирование на самостоятельное приобретенние опыта. 2014.08.29 01:52:04) В ЧЁМ СМЫСЛ СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА?
Но, с другой стороны, символ жертвы должен присутствовать в истории. Чтоб потом не говорил никто: "А меня не предупреждали". Можно умереть и не воскреснуть (чаще всего так и бывает). Но нельзя воскреснуть, не умерев. Нужна была жертва. И нужно было Чудо Воскрешения. Для толпы. Для этого необходимы две крайности: святость и низость. Поэтому Иуда, лучший ученик Христа, был приговорён Учителем к предательству (товарищ Сталин очень креативно применил этот метод к ближайшим соратникам). (2015.02.12 22:38:00) ЕСЛИ БЫ Понтий Пилат ПОМИЛОВАЛ Христа, НЕ БЫЛО БЫ Голгофы, НЕ БЫЛО БЫ ИСКУПЛЕНИЯ ГРЕХОВ ЛЮДЕЙ? У Фридриха Дюрренматта в "Пилате" (то ли рассказе, то ли эссе, не определюсь с жанром),есть проницательный вывод, гораздо более глубокий, чем его обывательская трактовка:
Ключевая фраза — но он не знал, чего хочет Бог.
Вот когда появилась профессия психоаналитика. И финт Пилата "с умыванием рук", то есть публичный отказ от персональной ответственности – самый удачный финал всей драмы (фарса, трагедии?), которого, кажется, не ожидал и сам Бог. 2015.04.12 18:30:46) ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ Бог НАДЕЛИЛ ДУШОЙ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА? Бог наделил человека душой? Спорное и недоказуемое утверждение. Первый автор Ветхого завета подал хорошую идею своим последователям и переписчикам,которые в меру своего таланта развили её до якобы непреложной истины. Авторы Ветхого завета сотворили систему управления толпой посредством недоказуемой догмы. И, как оказалось, догма весьма понравилась толпе, желающей быть управляемой в эпоху раннего феодализма. Как на футбольном матче, когда болельщики комфортно ощущают себя среди себе подобных, "дружа" против противоположных трибун. И остаются равнодушными друг к другу до следующего матча. То есть символ в виде шарфика или шапочки статусных цветов становится символом командной стадности (или стайности, кому как будет удобно), то есть душой, в понимании воцерковленных догматиков. Стандартное определение наличия души у человека так же расплывчато, как и стандартное определение душевной болезни у того же человека, то есть душевнобольного. Кто видел или ощутил эту душу и решил, что она больна? Нарушения мозговой деятельности дают явную внешнюю, зримую реакцию. Но почему болезнь называется душевной? Животные тоже бывают душевнобольными? Бешенство — это душевная болезнь, или всё-таки — всего лишь реакция на необратимые изменения в мозге животного? (2014.11.29 01:37:59) Бог ЭТО КАК ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК? Занятное противопоставление прописных истин. Которые, почти без исключений, делятся на две категории: ритуальную и, условно говоря, материальную. То есть, ритуал, к которому не надо прилагать никаких усилий, всегда предпочтительней исполнения манипуляций, всегда связанных с определёнными усилиями. То есть надо пострадать. А не хочется. Ничего, компенсируем колокольным звоном и крёстным знамением. Разговение только после поста? Но ведь оно в принципе входит в ритуальную цепочку? Значит, соблюдение части ритуала — и есть сам ритуал. Вот если вовсе не разговляться — тогда грех великий. Нет немедленных отрицательных последствий — значит, их нет и не будет вовсе. Это всё попы придумали. А вот от электрического тока есть такие последствия. Поэтому Бог — это не электрический ток. (2015.05.24 12:30:06) РАМЗАН КАДЫРОВ И ВЕНЕДИКТОВ. КТО ПРАВ? Палку перегибают оба, и Кадыров, и Венедиктов. Но две крайние точки зрения не означают, что истина - посередине. Умный тролль Венедиктов полностью отдаёт себе отчёт в провокационности "эховской" политики и своих высказываний, и идёт на доказательное обострение своей позиции, поскольку оперирует абстрактными, так называемыми "общечеловеческими ценностями", в число коих входит и свобода слова. Но делает это так, что любая его "фигура речи" – не-под-суд-на. Кадыров же, напротив, излишне конкретен и эмоционален, он переносит акцент с критики конкретного высказывания на фактически ключевое явление современности, и этим отсекает попытки манёвра для любых интеллектуалов найти компромисс, невольно толкая их в объятья весьма неглупых, эрудированных и обладающих бойким пером и языком авторов "эха". Неправы оба. И третейского судьи уже не может быть. И не потому, что его не послушают. Просто работает принцип – кто не со мной, тот против меня. (2015.01.10 00:31:34)
© Copyright: Виктор Еделькин, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|