***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

СМЕРТЬ И ВОСКРЕШЕНИЕ ДАГОНА


"Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот.
И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона.
И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.
И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе руки его отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона."(Книга Царств, Гл.5, ст.1-5).




Когда открыли двери в храм,
поверженным валялся идол,
переломившись пополам,
он суть свою тем самым выдал.


Он пуст был, как пустой горшок,
Бог мореходов -филистимлян,
то для жрецов, конечно, -шок,
для ортодоксов...Ты прости мне,


но ведь когда-то в нём шумели,
ярясь, понтийские шторма,
он корабли сажал на мели,
Улисса он сводил с ума


Сирен прекрасных голосами,
и, с Посейдоном силой мерясь,
об этом знаете вы сами,
он утопил людей без меры...


И вот - одни лишь черепки
на мраморном полу - и в том
сомнений -нет. Кусок руки-
трубой победною. Хвостом


он не шевелит чешуистым,
не оживить уже, казалось бы,
он-лишь осколки в храме мглистом
а мореходов был гроза!


С времён троянцев и шумеров
рвал паруса, топил скорлупы,
шторма в его нутре шумели,
сопротивляться было глупо.


Но вот -срастаются обломки-
был прав Лавкрафт-Дагон не умер,
и где -нибудь у самой кромки
Антарктики...Подлодкой "U"


Дагона хвост внезапно ожил...
И идол разевает пасть...
Раввин псалом читает:"Боже!
Догонова вернулась власть!


Он заглотил 6 миллионов!
Я Чувствую на горле руку!"
И снова , как во время оное,
всё повторяется по кругу.


Сверкают золотые крылья.
Ковчег.Левиты. Зной. Пески.
И падает Дагон на рыло,
чтобы распасться на куски.






СМЕРТЬ САУЛА


"Филистимляне же воевали с Израильтянами, и побежали мужи Израильские от Филистимлян и пали пораженные на горе Гелвуе.
И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула.
И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками.
И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него."(1-я Книга Царств,Гл.31, 1-5)



Саул, Саул, за что такая участь!?
На улочке-так тесно двум повозкам...
Вот так и вы с Давидом.Властью мучась,
земли обетованной лишь полоску


вы обрели между враждебных царств.
И рвут её царьки на лоскуты,
и средь терзаний духа и мытарств,
пока их вместе держишь только ты.


И камнем поразивший Голиафа
мальчишка псалмопевец-стал врагом.
В оврагах прячется. Об этом знают Кафа,
Иерусалим и весь твой царский дом.


Копьём в него метал, но всё ж промазал,
по струнам арфы чиркнул наконечник.
Тем паче- Самуил уже помазал,
его на царство это. И, конечно,


помазанья того не отменить-
о том в ответ пророкотали струны,
и ткётся Яхве золотая нить,
то нить судьбы - сквозь времена и страны.


И странно: всё что сказано пророком
сбывается -до слова и до буквы,
и вспыхивают огненные строки,
с буквальной точностью, а вовсе не "как будто".


Зачем ты Самуила вызвал душу,
к волшебнице при этом обратясь?
Тем самым собственный закон нарушив
и с Яхве оборвав на веки связь.


Твои придворные в делах войны профаны,
проворны и покорны лишь для вида.
...Кроме того - друзья Ионафана,
а сын -давно на стороне Давида.


И потому тебе не одолеть
язычников молящихся Дагону,
что у тебя - мечи и копья-медь,
у них-железо...Это ль не агония?


Давиду принесут твою корону,
когда на поле под горой Гильбоа
будут клевать голодные вороны,
тебя, деля добычу с голытьбою.




(1 Цар. 31:1-13)


1 Филистимляне воевали с Израилем, и израильтяне бежали от них, и многие падали сраженными на горе Гильбоа. 2 Филистимляне нагнали Саула и его сыновей и убили его сыновей Ионафана, Авинадава и Малхи-Шуа. 3 Вокруг Саула усилилось сражение, и когда лучники нашли его, они его ранили. 4 Саул сказал своему оруженосцу:


— Обнажи меч и заколи меня, иначе эти необрезанные придут и станут глумиться надо мной.


Но его оруженосец не решился сделать это, потому что очень испугался. Тогда Саул взял свой собственный меч и упал на него. 5 Когда оруженосец увидел, что Саул мертв, он тоже бросился на свой меч и умер. 6 Так погибли Саул и его три сына, и вместе с ними погиб весь его дом.



На Эйзенахском полигоне
услышал я токкату Баха...
Какой гармонии агония!-
как будто нараспах рубаха


кожевенника-его тестя,
и он насочинял уже,
пока жена месила тесто,
сама почти что в неглиже.


Такая сдобная. С постели,
едва поднявшись, босиком
с мелодией какой-то в теле,
и вздёрнутым курносым носиком.


Пока он в кирхе по басам
воспроизводит голос Бога,
на сковородке колбаса
уж подрумянилась немного.


О да! Тюрингские колбасы
с баварским пивом -это фуга...
На полигоне танки басом
пытаются перерычать друг друга.


И я -в наушниках связист,
придерживаюсь партитуры,
я неказист , как органист,
но слушают же бабы -дуры!





Судя по сохранившемуся портрету, отец Баха Иоганн Амбросиус был рослым, крепким бюргером с грубоватой невзыскательной наружностью. Он служил городским музыкантом, и судя по тому, что семья едва сводила концы с концами, звезд с неба не хватал. От его брака с дочерью скорняка Елизаветой Ламмергирд и появился на свет Иоганн Себастьян.


В Эйзенахе, на улице Лютера, 35 стоит красивый старинный дом, в котором находится первый в мире и самый посещаемый музей Баха (сейчас к нему пристроено большое современное здание). Хотя музей носит имя «Дома Баха», это не тот дом, в котором родился великий композитор и который в XIX веке был снесен за ветхостью. Но музей расположен примерно в 100 метрах от места, где Бах появился на свет.



Другие статьи в литературном дневнике: