***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Босх..1450 – 9 августа 1516 гг. Бах,21 марта 1685 – 28 июля 1750 гг.


Иоганн Себаст


Иеронимус Босх Сад земных наслаждений.


Как древоточец сверлит доску
оструганную - в алтаре,
так кисточка в руке у Босха
из псалмопенья-ноту "ре"
опять невольно извлекает
и добавляет "ми", пока,
молитва, словно воск стекает,
чтоб возноситься в облака.

Пока вершится литургия,
и не шевелится личинка
в доске дубовой ,в летаргию,
впав до поры не беспричинно.
Художник налагает краски,
живописуя Рай и Ад,
не лица, а сплошные маски,
он сам им, кажется, не рад.


Вот клюв на чьей-то страшной морде,
вот ствол дуплистый - на ногах,
вот сластолюбцы в хороводе,
а вот и парочка нагая
в стеклянном шаре на виду
у всех-и им уже не скрыться,
толпою грешники-в Аду,
меж ними человеко-птица.


Нож рассекающий два уха,
распнутая на арфе дева,
и всё так мрачно, дико, глухо-
не разобрать вам -кто вы, где вы?
А наслаждений дивный сад,
где высится Фонтан Желаний,
по сути тот же самый Ад
для всех нас -отданных в закланье.


Куда "Корабль дураков"
плывёт и кто на мачту лезет?



"Стог сена" и "




Прихрамывал при храме,
протягивал ладонь,
ходил в каком-то хламе,
а вроде молодой.


В хламиде своей драной,
как будто хипповал,
показывал нам раны-
сражая наповал.


Афган?Чечня?Донбасса
упорные сраженья?






Со смаком проклята смаковница
бесплодная -жена Давида.
Царь охладел. Теперь в любовницах
другая. А жена-для вида...
Чтоб только царство сохранить
её в гареме он содержит,
она династий царских нить,
он без неё -не самодержец.





А был ли Ориген оригинален?
В нём ген противоречия ...



ГОЛОС БОГА


На Эйзенахском полигоне
услышал я токкату Баха...
Какой гармонии агония!-
как будто нараспах рубаха


кожевенника-его тестя,
и он насочинял уже,
пока жена месила тесто,
сама почти что в неглиже.


Такая сдобная. С постели,
едва поднявшись, босиком
с мелодией какой-то в теле,
и вздёрнутым курносым носиком.


Пока он в кирхе по басам
воспроизводит голос Бога,
на сковородке колбаса
уж подрумянилась немного.


О да! Тюрингские колбасы
с баварским пивом -это фуга...
На полигоне танки басом
пытаются перерычать друг друга.


И по останкам войн ушедших,
их перемешивая траками,
несутся, словно сумасшедшие,
чреваты будущими драками.


Как тесто или звуки мессы
в один сминая всё замес,
мимо той кирхи, кухни, леса,
на грани бездны и небес.


И я -в наушниках связист,
придерживаюсь партитуры,
я неказист , как органист,
но слушают же бабы -дуры!


Из под фуганка - стружка фугой,
дрожат алтарь и витражи,
он нарожал детей с подругой
не меньше , чем токкат и жиг.


И пива осушивши кружку
янтарного, он как и встарь,
завалится в постель с подружкой,
как и советует алтарь.


И образ в нём-Адам и Ева-
и Змий , и Плод, и Древа ветвь,
справа -Она, Он -голый -слева,
и в том , что нАги нету ведь


греха, как и во всех останках,-
мундирах их, значках, погонах...
Пока ещё грохочут танки
на Эйзенахском полигоне.


И облака - парик маэстро,
что сброшен им пред сотвореньем..
Детей будут лепить из теста,
чтоб чай с малиновым вареньем


пить поутру - в часы покоя
под острой черепичной крышей-
не думая о том, какое-
грядёт столпотворенье свыше.


О,Deus Vox! О, голос Бога!
О, хрупкость всяких перемирий!
И содрогнётся синагога
от плача новых Иеремий.




БОГОМАЗ ВО ПРОРОКАХ



У богомаза глаз -алмаз.
Он весь в молитвенном экстазе.
Он, как в грязище дикобраз,
измазан красками. Но разве


он сам хоть чем -то не похож
на тех апостолов, пророков,
которые ему из кож
старинных, преподав уроков


невыученных письмена,
твердят , на притчи налегая:
"Не богомаз ты!" (Вот те на!)
"И роль твоя -совсем другая."


Под куполами на лесах
он среди ангелов и нимбов,
у Всадника он на весах,
ему уже теперь бы -к ним бы-


Наездником седьмой печати,
и брызжет кисть ему в глаза,
и от того он во печали-
что вовсе то не образа,


всё то скорее-образины,
и он спускается с лесов,
снимает фартук...Магазины
да кабаки...Дела бесов-


ские...и с краской
ведёрко рухнуло вчера.
Всё это было перед Паской.
То знак...Пора уже, пора!


И весь заляпанный темперой-
ультрамарином и кармином
как тыщу лет тому- теперь он
бредёт опустошать карманы.


И это счастье-то причастие,
когда уже не между строк,
а при активном соучастии
монахов-во плоти Пророк.


Гуляй монашеская братия!
Да разговляйся от поста,
Таких вот нас- бесовский батя-
не одолеет Супостат.


Проявится он чётко, резко,
и , погибоша аки обры,
среди дебоша... Но на фреске
проступит богомаза образ.


И в храм войдя с утра,епископ,
произнесёт: "Заказ исполнен!"
И на помин души записку
подаст вдова в тот светлый полдень.


Ведь не ведёрко с высоты
упало , рукописью -набело,
то, богомаз, конечно,- ты,
на мрамор рухнул, падшим ангелом.


То было, верно, с похмела,
вдов не бывает у монахов,
но у него она -была,
не с фрески, во плоти , однако!


Лукавый радовался -скот,
что расплескалась ёмкость с краской
карминной...Поминал весь скит
тебя...То было перед Паской.





Другие статьи в литературном дневнике: