***
Гл 3. Троцкий по фрейду и Ницше. ..Узнает скоро шея.
Последняя любовь Льва Троцкого распустилась нежным цветком неистребимого эротизма на колючем кактусе мировой революции. Это была одна из последних ступеней восхождения наркомвоенмора на эшафот "термидорианского переворота", на подмостках которого разжалованного наркомвоенмора и "дубинку Ленина" , правда, ждала не гильотина, как Сен-Жюста или Робеспьера. Не странное превращение в мумию Ленина- Робеспьера Октябрьской революции в Горках и смерть в 54 года(до герантократической планки 70-х и сегодняшних было ой как далеко!). Нечто совсем иное. Вполне зловеще-архаичное и потрясающе авангардное. Даже не изобретение американцев-электрический стул, хотя на пике антикоммунистической истерии они с наслаждением поджарили бы кумира мирового пролетариата, включив рубильник. Но их услуги не понадобились. Лев Давидыч был казнён вступившими в фазу раскола и острой борьбы силами им же созданными.
Роковой 1937 год. К тому времени уже , как корова языком слизнула,- и Каменева , и Зиновьева, и одну из любовей "валькирии революции" Радека, и многих других "троцкистов" и тех кому "шили" троцкизм , как Николаеву, на которого повесили убийство Сергея Мироновича Кирова. К тому времени Троцкий и его жена Наталья Седова как бы повторяли живописный сюжет Перова "Дети бегущие от грозы" -вот -вот -и настигнет.С 1928 года высылки Троцкого из СССР по 1940 год, когда наступит развязка,- прошло 12 лет. Турция, Дания, Норвегия - всё это уже было пройдено.Где примут? К событиям этого периода биографии Троцкого, который в советском посольстве в Стамбуле , к примеру,жил по паспорту , оформленному на фамилию жены- Седов больше всего подходят слова Франсуа Вийона в переводе Ильи Эренбурга из "Баллады поэтического состязания в Блуа": " Я принят всеми , изгнан отовсюду". Закавыка ещё и в том, что время "литературных" состязаний-всех этих внутрипартийных дискуссий о возможности или невозможности построения социализма в отдельно взятой стране было позади. А впереди маячило нечто подобное предсмертной записке неистового ваганта:
Я Франсуа-чему не рад,
увы ждёт смерть злодея
и сколько весит этот зад
узнает скоро шея.
К тому времени были уже изрядно прорежены и герои революции, как зарезанный по версии Пильняка на операционном столе пришедший на смену первому наркомвоенмору Фрунзе, так и революционная богема -от Есенина до Маяковского и Мандельштама.И даже совершавший паломничество на Тибет в поисках Шамбалы авантюрист Блюмкин,на которого много лет спустя в патриотическом угаре русофилы-конспирологи вешали смерть "последнего поэта деревни".
И только так много взявший от той богемы своей всеми замечаемой театральностью, ораторским искусством и литературными талантами Троцкий , уже приговорённый, оставался "в бегах". Кто же примет? А приинял одного из основателей теперь уже оппозиционного Сталину Комминтерна мексиканский президент из бывших генералов мексиканской революции 1910-1917 годов-Ласаро Карденас. У нас: "бежит матрос , бежит солдат, стреляет на ходу". У них крестьяне-гаучо в отрепьях, поднявшие свои мотыги на каудильо в мундирах с эполетами и медалями, заслуженными в борениях за независимость Мексики от метрополии. У нас :
«Я,
товарищи, —
из военной бюры.
Кончили заседание —
тока-тока.
Вот тебе,
к маузеру,
двести бери,
а это —
сто патронов
к винтовкам."
("Хорошо", Владимир Маяковский"
У них - монументальные фрески Диего Ривьеры и Сикейроса, где среди бунтующих гаучо в самбреро и без,за спинами которых видны испанские конкистадоры, секущие мечами ацтеков, можно увидеть и портрет свергнутого ненавистного каудильо Порфирио Диаса (у нас Николай II),и лики Маркса, Энгельса, Ленина и Троцкого.
У нас - "Красный конь" и "Пролетарская мадонна" Петрова Водкина, мужик -гулливер с алым полотнищем шагающий промеж православных храмов-Кустодиев, ещё недавно живописавший купчиху за чаепитием, изъятие церковных ценностей. У них- практически поголовное истребление католического священства, гражданская война на этой почве. Чтобы окунуться в атмосферу мексиканской революции не обязательно просматривать все спагетти- вестерны, снятые лучшими режиссёрами Голливуда и не только. Их около 600-от и в их числе "Красные колокола" Сергея Бондарчука. Достаточно посмотреть "Золотую пулю" режиссёра Домиано Домиани с Джаном Мария Волоте в главной роли(1966 год).В американском прокате фильм носил название "A Bullet for the General" ("Пуля для генерала"). Но фрески Ривьеры и Сикейроса,как и захватывающе остросюжетный вестерн в котором Чунчо — анархист, грабитель поездов, бандит и торговец оружием из гаучо связанный с повстанцами и молодой гринго по кличке Малыш охотятся на генерала Элиаса, -передают панораму лишь верхнего яруса тех политико-культурных джунглей, в которые вступил наш "конквистадор" мировой революции.
А вот Фрида Кало -это уже совсем другой уровень. И роман революционного Фауста-Мефистофеля с мексиканской Маргаритой , как мне видится,- если не ключ, то подсказка к пониманию последующих событий в биографии Троцкого.
Гл.4. Троцкий по Фрейду и Ницше. Фрида Кало
Разница между Фридой Кало и французскими сюрреалистами была в том, что для них искусство было игрой, а для неё самой жизнью. Для неё, как и для Троцкого игра в гибель была неприемлема. Речь шла , говоря строкой Пастернака,о "полной гибели всерьёз".Быть революционером для вступившей в 1928 году в КП Фриды Кало не означало заниматься праздным времяпровождением и болтовней в парижских кафе и болтовнёй о революции, как это делали пригласивший художницу в Париж Анри Бретон и его соратники.Она в своих картинах не соединяла сновидения и галлюцинации с реальностью, как сюрреалисты-французы, и сколь бы ни экзотически выглядели её холсты, для неё он и были фотографией той реальности( она ведь была дочерью фотографа), в которой она жила. Изображая своё рождение, она рисовала раскинутые женские ноги, торчащую между ними голову младенца, кровь. Так же и для её возлюбленного Льва Троцкого - революция не была предметом богемной болтовни где -нибудь в бистро на Монмартре, а означала конкретное действие. Это он отдал в 1918 приказ о разоружении чехословацкого корпуса -и вызвав мятеж "белочехов", вверг страну в кровавую вакханалию. И историки до сих пор гадают на кофейной гуще новых арт-кафе -сделал он это преднамеренно, зная во что это выльется, или по неосторожности? Он , видя катастрофическое положение Красной армии в Свияжске, под Казанью, по примеру древних римлян произвел в революционных войсках децимацию.Это жертвоприношение Богу Войны подействовало - "красные" с удесятерённой энергией ударили по "белым".И фронт покатился на Восток .
12 ноября 1919 года Колчак покинул Омск. Вместе с золотым запасом. И интервентов(французов, англичан, японцев), и предавших бывшего полярного исследователя чехов, и "красных" " золотой поезд" интересовал не меньше, чем когда-то Кортеса и Писарро золото ацтеков и инков.
...Истоки европейского сюрреализма и сюрреализма мексиканки Фриды Кало были совершенно разными.Путешествие французских сюрреалистов и эксцентричного испанца Сальвадора Дали было связано в психоанализом Фрейда.
«Манифест сюрреализма»Анри Бретона Гласил в частности: а) человеческое "Я" должно быть свободно решительно от всего, что ему навязывает буржуазное общество с его моралью, наукой, государством, традиционным искусством,
б) истина бытия скрыта в подсознательном (тут как раз явно видно, насколько на сюрреализм повлияла теория З. Фрейда), и искусство должно извлекать ее оттуда.
Что касается картин Фриды Кало , то их "дивизионизм" («расчленение») и "си
мультанизм"( монтаж )— совсем иного свойства. Он-автопортретный. Переболевшая в десттве полиемилитом и в результате охрамевшая, а затем искалеченная при столкновении автобуса, в котором она ехала, с трамваем - она и расчленение и моньтаж познала в многочисленных переломах позвоночника, рёбер , костей. Левую ногу хирурги "монтировали" буквально по кусочкам их 11 фрагментов.
все это нагляднее
всего именно в этом виде искусства. Сочле>
нение удаленных реальностей легче всего
и эффективнее всего осуществляется на по>
лотне. Неожиданности лучше не иметь про>
тяжения во времени, как то неизбежно
в словесном искусстве, — живопись распола>
гает максимальной возможностью для воз>
буждения шока, для мгновенного эмоцио>
нального воздействия» (Андреев, 1972: 205).
Типология сюрреалистической живо>
писи весьма сложна, но искусствовед
Ж.>М. Сирло нашел адекватный способ
группировки фигур сюрреалистических ху>
дожников на основании различия их подхо>
дов к воплощению сюрреалистической про>
граммы: «Формы>матрицы, двусмысленные,
неопределенные, деформированные, интер>
претирующие, симультанные, разложенные,
обязанные случаю, символические, необду>
манные, с цепи сорвавшиеся появляются
в сюрреалистической живописи, будь она
выполненной с реалистической точностью
или точностью фотографической (Дали,
Таннинг, Финн), с академической фигура>
тивностью или примитивизмом (Магритт,
Дельво), крайней схематизацией (Массон,
Миро), морфологизмом или сверхсочленен>
ностью (Эрнст, Зелигманн, Паален), всегда
в поисках торжествующей иррационально>
сти, в поисках необычайного — чудесно>
го или ужасающего и возможно крайней
противоречивости между элементарно про>
стым и сложным» (Cirlot, 1955: 80; см.: Анд>
реев, 1972).
Сюрреалисты создали и особый мир
«около>искусства», получивший такое мощ>
ное укоренение в сегодняшней мировой
культуре. Марсель Дюшан (1887–1968) ввел
представление о «ready>made» (готовой ве>
щи, или предмете обихода): достаточно ху>
дожнику подписать любую обыденную вещь,
как она становится, с его точки зрения, если
не искусством, то антиискусством, проявля>
ющим способность к провокации («Фон>
тан», 1917: писсуар с подписью и датой, как
это делали художники на картинах). Прово>
кация, которая была у А. Рембо и А. Жарри,
у дадаистов и футуристов, в наши дни стала
уже не признаком авангарда, а новой обы>
денностью мира искусства, иссушая его,
хотя и развивая некоторые конструктивные
способности интеллекта и фантазии: ведь
предмет объявляется искусством (в сюрреа>
лизме — «сюрреалистическим объектом»,
чем>то сверх>реальным, выше реальности),
когда он выступает в несвойственной ему
функции.
Дюшан, переехав в 1915 г. в Америку, во
многом вдохновил американца Мана Рея
(Эммануэля Радницкого, 1890–1976) на сюр>
реалистические эксперименты в области
изобразительного искусства (среди ранних
его работ — «Подарок», представляющий
собой точно изображенный утюг, гладящая
поверхност
пасом
Сальвадор Диас Мирон (1853-1928) – мексиканский поэт, приверженец «чистого искусства» (сборник «Осколки»). Большинство его стихов были написаны под воздействием парнасской школы. Стихотворение «В назидание другим»
«Раскачиваясь мерно в бесстыдстве наготы,
Ужасный плод – как символ возмездья рокового -
Труп на суку высоком, трофей петли пеньковой,
Вываливал язык свой из мира немоты.
Чуб, как петуший гребень, гримаса тошноты
И боли, - в этом было так много шутовского,
Пред ним, неподалеку от моего гнедого,
Мальчишки надрывали от смеха животы.
Казались наважденьем и эшафот зеленый,
И узник с головою пристыжено склоненной.
Неугомонный ветер, зловоние стеля
С поспешностью шальною носился вкруговую.
И выплывало солнце в долину голубую,
И песнею Тибулла манили вдаль поля».
Другие статьи в литературном дневнике: