Троцкий по фрейду и ницше, 4. Фрида и фридизм
В марте 1939 года Фрида Кало заполонила собою полосы парижских газет.Приглашённая
Анри Бретоном для участия в вернисаже французских сюрреалистов, она,однако, оказалась чужой среди своих.Но не потому что она ругалась, как сапожник,пила текилу, беспрерывно курила, хромала и не скрывала своей принадлежности к коммунистической партии.
Разница между Фридой Кало и французскими сюрреалистами была в том, что для них искусство было игрой, а для неё самой жизнью. Для неё, как и для Троцкого игра в гибель была неприемлема. Речь шла , говоря строкой Пастернака,о "полной гибели всерьёз".Быть революционером для вступившей в 1928 году в КП Мексики Фриды Кало не означало заниматься праздным времяпровождением и болтовней в парижских кафе о революции, как это делали пригласивший художницу в Париж Анри Бретон и его соратники.Она в своих картинах не соединяла сновидения и галлюцинации с реальностью, как сюрреалисты-французы, и сколь бы ни экзотически выглядели её холсты, для неё они были фотографией той реальности( она ведь родилась дочерью фотографа), в которой она жила. Изображая своё рождение, она рисовала раскинутые женские ноги, торчащую между ними голову младенца, кровь. Так же и для её возлюбленного Льва Троцкого - революция не была предметом богемной болтовни где -нибудь в бистро на Монмартре или теоретических размышлений вслух с Ленином -в Лондоне, а означала конкретное действие. Это он отдал в 1918 приказ о разоружении чехословацкого корпуса -и вызвав мятеж "белочехов", вверг страну в кровавую вакханалию. И историки до сих пор гадают на кофейной гуще новых арт-кафе -сделал он это преднамеренно, зная во что это выльется, или по неосторожности? Он , видя катастрофическое положение Красной армии в Свияжске, под Казанью, по примеру древних римлян произвел в революционных войсках децимацию.Это жертвоприношение Богу Войны подействовало - "красные" с удесятерённой энергией ударили по "белым".И фронт покатился на Восток .
12 ноября 1919 года Колчак покинул Омск. Вместе с золотым запасом. И интервентов(французов, англичан, японцев), и предавших бывшего полярного исследователя чехов, и "красных" " золотой поезд" интересовал не меньше, чем когда-то Кортеса и Писарро золото ацтеков и инков.
...Истоки европейского сюрреализма и сюрреализма мексиканки Фриды Кало были совершенно разными.Как и истоки двух практически одновременно происшедших в разных полушариях Земли революций. Путешествие французских сюрреалистов и эксцентричного испанца Сальвадора Дали в область подсознательного было связано в психоанализом Фрейда, в котором "супер-эго" соперничало с состоящим из архетипов "либидо" .«Манифест сюрреализма»Анри Бретона Гласил в частности: а) человеческое "Я" должно быть свободно решительно от всего, что ему навязывает буржуазное общество с его моралью, наукой, государством, традиционным искусством,
б) истина бытия скрыта в подсознательном (тут как раз явно видно, насколько на сюрреализм повлияла теория З. Фрейда), и искусство должно извлекать ее оттуда.
Что касается картин Фриды Кало , то их "дивизионизм" («расчленение») и "си
мультанизм"( монтаж )— был совсем иного свойства. Её сюрреализм-автопортретный.И автобиографичный. Переболевшая в 6 лет полиомиелитом и в результате охромевшая, а затем искалеченная при столкновении автобуса, в котором она ехала, с трамваем - Фрида Кало и расчленение и монтаж познала в многочисленных переломах позвоночника, рёбер ,таза, костей. Одну ногу хирурги "монтировали" буквально по кусочкам из 11-ти фрагментов.Позже обнаружилась гангрена и ампутированная нога была заменена протезом.
Так и для творившего по сценариям марксизма свою живую фреску его деятельность по катастрофическому столкновению сил, расчленению классов, их сшиванию и сращиванию -не было предметом пустопорожней схоластики. Свои теории он применял на практике. В телесериале "Троцкий" встреча Льва Давидыча с Фрейдом -значимый эпизод. Но не менее значимый -и поданный по фрейдистски фрагмент , где вождя пролетарской революции чуть не затаптывает карнавальная толпа Праздника Мёртвых. Атеиста, рационалиста, не верящего ни в каких богов Троцкого окружают муляжи скелетов( один из навязчивых образов картин Фриды Кало и Диего Риверы). Потом -по замыслу режиссёра маска Смерти -череп проступает то там , то там.
В "коллективном бессознательном" русской революции- лежал "русский бунт -бессмысленный и беспощадный", закованный затем в ортопедический корсет большевизма, коммунизма, социализма. В основе мексиканской революции лежали представления о мироздании, социальном устройстве, благе и счастье доколумбовой Америки.
В каком -то смысле "фридизм"(сегодня в мире буквально культ Фриды Кало) оказался в оппозиции Фрейдизму и Марксизму.В то время, как содержание партийных дискуссий первой и второй антисталинской оппозиций , в результате которых "троцкизм" был выжжен калёным железом, а на Льва была объявлена охота- сегодня мало кого волнует. Один из непостижимых (и вряд ли осозгнаваемых умницей Троцким) парадоксов состоит в том, что финальные главы его остросюжетной биографии оказались по сути -апофеозом не только его теоретических и практических наработок, но и революционной теории самих Маркса и Энгельса. Всё дело в том , что гении-теоретики пролетарской революции, разрабатывавшие своё учение на опыте западных революционных движений, а особенно английской и французской революций, обошли стороной опыт доколумбовых цивилизаций Латинской Америки.Впрочем Маркс и Россию-то не сильно жаловал насчёт перспектив прорыва в социализм и коммунизм. Не даром притчей во языцех стала его сентенция.
"Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть роль раба, ставшего господином. Впоследствии Пётр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингиз-хан завещал осуществить план завоевания мира..." Ну раб разве может переродиться в Мессию и увести человечество в Землю Обетованную Светлого Будущего? Он ведь имманентно регрессивен! Но, опровергая самого Маркса как раз его теория была доведена до логического завершения именно в России.
Ну а оказавшись в Мексике Лев Давидыч как бы достиг своей мечты. Правда, опоздав на 400 лет. Ведь в доколумбовой Америке существовали и социализм и коммунизм. Инки и ацтеки сумели-таки создать империи, в которых распределение и принцип справедливости были доведены до совершенства.Обобществлено было всё. В то же время система исправно функционировала, воодушевляемая культом человеческих жертвоприношений. * К чему вплотную приблизился в 1937 и победоносный сталинский социализм. Достижения -да. Но и цена заплачена немалая.В одном из фильмов о Фриде Кало и Троцком - "старик и калека" взбираются на вершину ацтекской пирамиды. И там Троцкий впадает в некий ясновидческий экстаз. Намёк создателей фильма -более чем прозрачен...
* Подробнее об этом в трактате Игоря Шафаревича " Социализм как явление мировой истории"
все это нагляднее
всего именно в этом виде искусства. Сочле>
нение удаленных реальностей легче всего
и эффективнее всего осуществляется на по>
лотне. Неожиданности лучше не иметь про>
тяжения во времени, как то неизбежно
в словесном искусстве, — живопись распола>
гает максимальной возможностью для воз>
буждения шока, для мгновенного эмоцио>
нального воздействия» (Андреев, 1972: 205).
Типология сюрреалистической живо>
писи весьма сложна, но искусствовед
Ж.>М. Сирло нашел адекватный способ
группировки фигур сюрреалистических ху>
дожников на основании различия их подхо>
дов к воплощению сюрреалистической про>
граммы: «Формы>матрицы, двусмысленные,
неопределенные, деформированные, интер>
претирующие, симультанные, разложенные,
обязанные случаю, символические, необду>
манные, с цепи сорвавшиеся появляются
в сюрреалистической живописи, будь она
выполненной с реалистической точностью
или точностью фотографической (Дали,
Таннинг, Финн), с академической фигура>
тивностью или примитивизмом (Магритт,
Дельво), крайней схематизацией (Массон,
Миро), морфологизмом или сверхсочленен>
ностью (Эрнст, Зелигманн, Паален), всегда
в поисках торжествующей иррационально>
сти, в поисках необычайного — чудесно>
го или ужасающего и возможно крайней
противоречивости между элементарно про>
стым и сложным» (Cirlot, 1955: 80; см.: Анд>
реев, 1972).
Сюрреалисты создали и особый мир
«около>искусства», получивший такое мощ>
ное укоренение в сегодняшней мировой
культуре. Марсель Дюшан (1887–1968) ввел
представление о «ready>made» (готовой ве>
щи, или предмете обихода): достаточно ху>
дожнику подписать любую обыденную вещь,
как она становится, с его точки зрения, если
не искусством, то антиискусством, проявля>
ющим способность к провокации («Фон>
тан», 1917: писсуар с подписью и датой, как
это делали художники на картинах). Прово>
кация, которая была у А. Рембо и А. Жарри,
у дадаистов и футуристов, в наши дни стала
уже не признаком авангарда, а новой обы>
денностью мира искусства, иссушая его,
хотя и развивая некоторые конструктивные
способности интеллекта и фантазии: ведь
предмет объявляется искусством (в сюрреа>
лизме — «сюрреалистическим объектом»,
чем>то сверх>реальным, выше реальности),
когда он выступает в несвойственной ему
функции.
Дюшан, переехав в 1915 г. в Америку, во
многом вдохновил американца Мана Рея
(Эммануэля Радницкого, 1890–1976) на сюр>
реалистические эксперименты в области
изобразительного искусства (среди ранних
его работ — «Подарок», представляющий
собой точно изображенный утюг, гладящая
поверхност
пасом
Сальвадор Диас Мирон (1853-1928) – мексиканский поэт, приверженец «чистого искусства» (сборник «Осколки»). Большинство его стихов были написаны под воздействием парнасской школы. Стихотворение «В назидание другим»
«Раскачиваясь мерно в бесстыдстве наготы,
Ужасный плод – как символ возмездья рокового -
Труп на суку высоком, трофей петли пеньковой,
Вываливал язык свой из мира немоты.
Чуб, как петуший гребень, гримаса тошноты
И боли, - в этом было так много шутовского,
Пред ним, неподалеку от моего гнедого,
Мальчишки надрывали от смеха животы.
Казались наважденьем и эшафот зеленый,
И узник с головою пристыжено склоненной.
Неугомонный ветер, зловоние стеля
С поспешностью шальною носился вкруговую.
И выплывало солнце в долину голубую,
И песнею Тибулла манили вдаль поля».
© Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2024.
Список читателей Редактировать
Другие статьи в литературном дневнике:
11.11.2024. ***
09.11.2024. ***
Другие статьи в литературном дневнике: