***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Тайны хакасских менгиров
1.


Сероватую поверхность камня местами покрывал мох, а местами что-то вроде плесени. Плоскость на ощупь оказалась шероховатой.Камень испускал ощутимое тепло. Нагрелся за день. Я добрался сюда уже под вечер, хотя выехал ранним утром. Как-никак от Новосибирска до до Абакана почти 600 километров по прямой, а "по кривой" и вся 1000.Да до этнографического заповедника ещё 100 километров с гаком. Шоссе -местами всё равно что взлётно-посадочная полоса и мой "Субару" летит , как птица. Местами, обгоняя медляков, приходится выезжать на встречку, - и тогда стремительно приближающаяся фура грозит размазать тебя по асфальту. Июль. Жара. Струёй врывающиеся в солон машины запахи разнотравья. Лёт лугового мотылька.Лобовое стекло заляпано расплющенными насекомыми.То и дело приходится включать дворники - и они доразмазывают эти внезапно прерванные жизни.


Голос Галича и бренчание его гитары въехали мне в голову на автозаправке перед Кемерово:"Облака плывут, облака, Не спеша плывут, как в кино..." Песня рвалась на волю из салона черного "Паждеро". Меланхоличный, стриженный под полубокс кривоногий качок в шортах воткнул "пистолет" колонки в ковбойскую кобуру бензобака и , загрузившись в навороченную тачку, умчался , увозя на переднем сидении киногеничную блондинку в черных очках -хамелеонах и обрывок песни. Я тоже заправился, и рванулся его догонять, а песня всё продолжала терзать перепонки.


Облака плывут в Абакан,
Не спеша плывут облака…
Им тепло небось, облакам,
А я продрог насквозь, на века!
Я подковой вмёрз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял!
Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям.


А я -то всё-таки спешил.Мне нужно было всё же обогнать эти неспешно плывущие над чёрным асфальтом белые облака. До темна добраться до места, чтобы потом не шарашиться по колдобинам просёлка в темноте. В миражных искривлениях раскаленного зноем и асфальтом воздуха что-то зыбилось, что-то виделось,но никак -не санный след и не лёд, который надо ковырять, чтобы извлечь на волю золотые самородки. Сибирская египетская жара! Хоть яишницу жарь на капоте.Освободившийся песенный герой , оттрубив двадцать лет по лагерям, принял полкило конька, заев эту дозу спиртного цыпленком табака. А я, оттрубив двадцать лет в университете, на историческом факультете, прикончил вполне реально цыплёнка табака , запив его не коньяком, а чаем в забегаловке придорожного хостела, не доезжая до Мариинска.Правда, застрявшее в зубах мясо я не кайлом ковырял, а зубочисткой. Ковырял и вспоминал себя студентом в переполненном кафе "Под интегралом".Тот самый знаменитый концерт. Галич на сцене. Микрофон. Звяканье гитары. Бархатистый речитатив. Тогда всё это казалось откровением, чуть ли не пророческими словами. Глагол жёг наши сердца. А теперь?Почему теперь эти слова терзали мозг если не откровенной ложью, то полуправдой. Почему, я сгрёбся наконец-и отправился в эту поездку? Да потому что давно уже хотелось доказать не столько всему миру-пусть мир живёт своими химерами-а хотя бы своим соотечественникам, что для того, чтобы увидеть Стоунхендж, не надо отправляться в Англию. Что мегалиты Алтая и Хакасии древнее египетских пирамид. Что наши культурные коды- в этих древних камнях."Ну поезжай!Отведи душу!- обняла и чмокнула в щёку на дорожку жена.- Докажи им, что Сибирь - не архипелаг ГУЛАГ, а страна неразгаданных чудес...


- Вы не в Абакан?- подсел ко мне тот самый качок,любитель песен трагически погибшего барда, допивая тоже не коньяк, а компот.- А то смотрю-мы с вами наперегонки вот уже километров триста...
- Я обратил внимание, что вы любитель быстрой езды!Но я не в Абакан , а немного дальше.
- К менгирам?
-Да. К ним.
- Жора!-протянул он мне руку лопату.- Я везу туда жену свою, Галину, лечить от бесплодия.Говорят, эти камни помогают зачатию.Мы уже всё испробовали -и пантовые ванны, и экстрасенсов. Это последняя надежда...
- Сергей Петрович, - ответил я на рукопожатие.- А я хочу снять для ЦТ короткометражку о русском Стоунхэндже. Издать фотоальбом...Чтобы сломать представление о Сибири, как о краях лагерных вышек, вертухаях, конвое...
-Благородное дело. Хотя лагеря-то никуда не девались...Я свои университеты с малолетки прошёл. Но теперь вот-бизнес и совсем другие проблемы...Ну так что -по коням?
Как бы репетируя шаманский танец, его жена уже шла к машине.Бахрома обрёмканных по низу джинсовых шортов. Майка со скалящейся тигрицей, глаза которой совпадали с соками не скованной бюстгальтером груди.Изучающий взгляд освобождённых от очков глаз. Соломенная шляпа а ля "раба любви". Видно было, что она торопится избавится от бесплодия.



2.


Оставшийся отрезок пути мы преодолели так, что даже и не заметил расстояния. Из - за того ли, что мы с Жорой устроили гонки -и с переменным успехом то джип обгонял меня, то я его? То ли от того, что гнали за 150, а то под 200 километров в час, не глядя ни на видеокамеры, ни на знаки ограничения скорости на обочине -и близкое к ощущению полёта упление скоростью стёрло все остальные впечатления.


Приехали на место засветло.

Менгиры я увидел в лучах заходящего солнца.И тут же расчехлил камеру. Розоватые отсветы ложились на плоскости установленных кругом кривых камней. На неровностях стел проступали остатки сделанных в древности насечек. Тому способствовало предзакатное вечернее освещение.Я торопился поймать всё это в объектив. Традиционные изображения оленей, птиц, лошадей рядом с косматыми солярными кругами и ликами богов обозначающих верхний , средний и нижний миры, по которым путешествовали во время камланий шаманы. Все эти знаки осуществляли связь с духами.

Обходя один из менгиров, я наткнулся на толстячка в очках и панаме. Рядом с колоссальным каменным параллелепипедом он выглядел тем самым гномом, которые по некоторым поверьям населяют пустоты под древними капищами.
-Вы не в курсе, -прервал он мою фотосессию.- Что это за рожи? И не они ли лечат раковые опухоли? А то я пёрся сюда такую даль! А теперь не знаю-что делать.
-Я не онколог и не могу вам ничего посоветовать, - отвлекся я от фотографирования.- Могу только сказать то-что знаю. Верхний лик-это бог верхнего мира Ульгень. Нижний- владыка нижнего мира Эрлик. Средний обозначает нас с вами.Это обитатель срединного мира.


-А это-што за образина?- ткнул толстячок пальцем в оскаленную личину.
-А это по всей вероятности людоед Ильбегень. Подождите до утра. Завтра здесь наверняка будут проводить экскурсии и вам всё объяснят.
- Не могу я ждать до завтра! Мне нужно получить исцеление. И вытянув перед собой руки , он прижался ладонями к одной из каменных масок и , закрыв глаза, что-то забормотал.
У другого менгира , прижавшись спиной к поверхности камня, "принимал процедуры" богатырского вида мужчина, которого я сразу прозвал про себя -Батыр. Историю его недуга я услышал позже, когда мы сидели в некотором отдалении от капища у костра, в специально оборудованном теми же каменными блоками месте. Он "сорвал спину" при закладке фундамента для собственного особняка. Купил землю не где -нибудь на островах, а здесь , в Хакассии, стремясь оторваться от цивилизации.И не рассчитав силы, повредил позвоночник.


Взошла Луна. В её свете древние камни выглядели застывшими в неподвижности, готовыми в любой момент ожить великанами.Они и в самом деле оживали и начинали двигаться в отблесках костра, стоило подбросить в огонь хвороста Мы пили чай, угощали друг друга взятыми в дорогу деликатесами. Понемногу, каждый рассказал свою историю.Кроме мечтающих вылечить бесплодие женщин, онкобольного, маящегося радикулитом, среди нас оказались и язвенник, и больной псориазом. Но были и такие , как я -вполне себе здоровые, но интересующиеся древностями,иными измерениями, паранормальными явлениями и пришельцами.


-Это уже доказано и имеется сколько угодно документальных свидетельств.НЛО-существуют! - сел на своего конька прибывший сюда вместе со мной лаборант Гена.
Всю дорогу он дремал на заднем сидении с заткнутыми наушниками ушами, ничего не слышал, ни на что не реагировал и даже не соблазнился цыплёнком табака в придорожной тошниловке, закусив прихваченным из дому бутербродом и запив сухомятку пивом.Бутылочное или баночное , отечественное или чешкское пиво было топливом воображения Гены, недоучившегося студента физфака, перековавшегося в контактёра... Теперь же он вынул из ушей пластмассовые затычки и,начав говорить, овладел вниманием костровой посиделки.
-Пять-шесть тысяч лет назад Землю посещали пришельцы! И не даром вырезанные на стелах лики богов Ульгеня, Ильбегеня и Эрлика - в шлемофонах. Это команда космического корабля. Дураку понятно! Они с тех пор много раз возвращались-и взрыв Тунгусского метеорита в 1905 году -это было крушение НЛО. И у недавнего, сбитого нашими ПВО метеорита над Челябинском, -были все признаки корабля пришельцев...Они постоянно посещают Землю - и могут прилететь в любой момент.
-Но зачем им это?
-Это надо у них спросить- зачем они за тысячи лет от Мексики до Алтая понаставили этих монументов...А, может, они и сейчас здесь -и мы их просто не видим.И этот круг из каменных столбов- их посадочная площадка. А не видим мы из потому, что они - в другом измерении - и проявляют себя лишь в особых случаях.


Луна как бы отлила менгиры из серебра. И если эти кинжалоподобные камни в свете закатного солнца выглядели окровавленными жертвенными ножами, то теперь их, в самом деле, можно было принять за видимые части какого-то летательного аппарата, построенного по технологии стэлс. Камни выглядели призрачно -серебристыми, почти белыми...


-И поехал я на белые столбы
на братана , да на психов поглядеть,- вырвалось из припаркованной у подошвы горы машины Жоры, вызвав взрыв смеха у притихших, заслушавшихся Гену туристов.

Досадуя на столь несерьёзное отношение к теме контактов с иноземными цивилизациями, Гена поднялся с насиженного места и шагнул в темноту не для того, конечно, чтобы поискать там контакта с инопланетянами. А Чтобы элементарно -отлить. Выпитое им пиво просилось наружу.



3.
-А давайте камлать!- появилась в световом кругу костра обряженная по-шамански жена качка Галина.- Говорят, камлание усиливает целебное воздействие камней...Литотерапия творит чудеса.Камни воздействуют на астральное тело человека, совпадая с первичными вибрациями Космоса...
-Так обещали-завтра сюда подъедет хакасский шаман, - подал голос Батыр -радикулитчик. -Стит ли лишний раз тревожить духов?
- Да все сегодняшние шаманы -бывшие партийные работники. А у меня бабка колдунья была. А прабабка- алтайская целительница...
- А бубен этот и балахон с обёрегами , поди в Абакане, в сувенирной лавке купила?-съязвил язвенник.
- Нет это всё мне по наследству досталось...
-Ну тогда попробуй, - одобрил на всё перепробовавший и на всё согласный онкобольной.


Ударив в бубен ,Галина пошла вокруг костра, по -цыгански тряся плечами и звякая обегами.Круг. Другой. Третий. Батыр аккомпонировал ей на купленном в сувенирной лавке хоммузе. Давно выключивший Галича Жора, хлопал в ладоши.
Внезапно шаманка воспарила -и её понесло в сторону менгиров.
Все ахнули.Чудо!
Я всё же напару с Жорой принял полкило коньяка. Могло и не такое примерещиться.
Как и обсуждаемое на следующий день всё-что произошло дальше. А дальше выпучившую глаза Галину прижало к фаллоподобному камню и адавило в него, словно то был не камень, а пульсирющее желе. "Теперь забеременею!" - выкрикнула она и выпала из менгира на руки Жоры абсолютно голая , покрытая светящейся слизью.Было ли это-не знаю. Но поутру только о том и было разговоров.

На ночлег Гена , разложив сидения, улёгся в машине. Я облюбовал плоский , валяющийся на земле менгир и подстелив спальник, примостился устроил себе прогревание поясницы, где последнее время постреливало и чудодейственный "Долгит" уже не помогал. Чтобы быстрее заснуть, я стал вспоминать хакасские названия созвездий. Звёзды роились совсем рядом. Сияли. Сверкали. Подмигивали. Ага! Вот это ковш Большой медведицы-Читiген чылтыс. А это- "гвоздь" Полярной Звезды Хан тигiрнi чылтыс , на котором висит ковшик Малой Медведицы. Зигзаг созвездия Кассиопеи- Санах чылтыс. Мерцающим кумысом Млечного пути звездное небо вливалось в меня. И я глотал его , припадая то к одному ковшу , то к другому и не мог напиться.



«Ала-пу;а чылтыс (;скер чылтыс, Санах чылтыс, Игiр чылтыс)» – созвездие Кассиопеи, «К;кетей чылтыс» – Сириус, «Адай узуча; чылтыс» – ‘созвездие Спящих Псов’, «Т;л;к чылтыс» – Альдебаран, «Хой чылтыс (;лгер, Кiчiг к;рген чылтыс, Соох чылтыс)» – Плеяды, «Читiген (Читi чылтыс)» – Большая медведица, «Хосхар чылтыс (И;нес чылтыс)» – созвездие Близнецов, «Тура пулии чылтыс (Крес чылтыс)» – созвездие Пегас, «Чир кiнi чылтыс (Чир кiннiг чис обаа чылтыс, Тигiр ортазы тимiр ;рген, Хан тигiрнi; кiнi чылтыс)» – Полярная звезда, «Хан Чигетей чылтыс» – звезда Арктур, «Хан Мирген чылтыс» – звезда Ригель, «Хан Т;;iс у;ы (Ханны; чылтыс)» – звезда Бетельгейзе.


4.


К обеду подъехали сотрудники заповедника и штатный шаман.Наскоро позавтракав остатками вчерашнего пиршества,без опохмелки, мы с лаборантом Геной вели съемки. Но главный материал снять только предстояло, потому как по сценарию предполагался репортаж со специалистами, директором заповедника Иваном Айалтыновым и интервью со знаменитостью , хранителем традиций и народным целителем Алтоем Чилбегеновым гидом-экскурсоводом Айной Кукатовой.

Видеосюжет заказывал заповедник "Говорящие камни" с целью привлечения туристов. Золотое же правило пиарщика -угождай клиенту. Ну а как ему ещё угодить-вставить в кадр, пусть звездится.
Этот небольшой бизнес у меня образовался как бы сам собой из наших летних поездок на раскопки, где мы постоянно имели дело с древними достопримечательностями - будь то курганы плато Укок или пещера денисовских пещер, где обитали люди каменного века- ровесники неандертальцев.Мы везде снимали видео, выкладывали материалы в сети. И в один прекрасный момент Гена сказал:"Хватит заниматься благотворительностью. Будем продавать!" Дали рекламу-и заказчик попёр.

Из вместительного экскурсионного автобуса высыпала пёстрая толпа туристов.Россияне вперемешку с иностранцами.



- Хакасские шаманы считали- болезни образуются из-за того , что в человека вселяется злой дух, - повела туристов вдоль менгиров красавица Айна, демонстрируя и нашим , и иностранцам ослепительно белоснежный смайл.- Духи могли даже сожрать человека, на которого они напали.Такому дольному мог помочь только шаман. Он должен был принести жертву злым духам.Он это делал как раз среди таких менгиров...


На застеленный газетами менгир "Алтарь" выставили тарелки с дымящейся бараниной...
Меня привлёк снимок на первой полосе "Абаканских происшествий". Два искорёженных автомобиля в кювете и распластанные на траве четыре тела. Трое мужчин и женщина. Разглядывая фото, я обнаружил, что эти четверо очень напоминают - Жору, его жену Галину, Гену и меня.По крайней мере -шорты Галины с нитяными висюльками по краям, валяющиеся рядом темные очки-хамелеоны, шляпа...Что за чертовщина! Мы ведь здесь. Вон -Гена с увлечением обгладывает баранье ребро. Жора выхватив из тарелки кус поаппетитнее, впился в него зубами. А Галя пьёт из пиалы кумыс.Оба несь по утру теряли прошедшей ночью время даром, помогая страждущим от бесплодия. Жора нагружал рессоры своего "Паджеро" двойным давлением так, что от подножия горы раздавались постанывания его подруги. И Гена, как выяснилось поутру, заперся в салоне моей легковухи не в одиночестве. Поэтому и у того и у другого аппетит был зверский. И только я провёл на своём каменном ложе ночь аскета.И каково же было моё изумление, когда остановившись у камня, который послужил мне патрицианским ложем, гидша сообщила:
-А этот горизонтальный менгир носит название "Надгробье".И обладает особыми свойствами...
Она не сообщила-какими свойствами. Но стрельба в пояснице прекратилась.


Ещё раз взглянув на газетно фото, я увидел - четверо сидят поляне, обедая.Расстеленная на траве скатерть, домашняя снедь. Пикник, запечатлённый на снимке, изображал вполне идиллическую сценку. В двух припаркованных у обочины легковых я узнал свою "Субару" и "Паджеро" Жоры.



-Некоторые шаманы обладают даром ясновидения и во время камлания могут видеть происходящее за много километров от них, - продолжала рассказывать гидша, разумеется, преимущественно для иностранцев.-Они так же могли "показывать" людям, что может с ними случиться, если даже это и не произошло. Другие шаманы имели способность гипнотизировать - и загипнотизированный переставал ориентироваться в пространстве и времени, ему могло казаться , что он перенёсся на огромные расстояния, его одолевали видения и он находился как бы внутри них...


"Может эта хакасская красавица- гипнотизёрша подумал я, отойдя от стола, чтобы снять экскурсвоводшу на видео, пока Гена был занят бараньими рёбрами и уже завалил костями интересовавшую меня фотографию, под которой я всё же успел прочесть " ..четверо...на большой скорости...не справившись с управлением при обгоне...ДТП со смертельным исходом."


-У шаманов существовала иерархия ,-доносилось до меня,-
подобная делению на касты в Индии.


-Верховные шаманы «пугдуры» имели целый оркестр бубнов. Количество этих бубнов и колотов к ним могло достигать девяти.Такой царь шаманов носил наряд обвешанный оберегамии спереди и сзади и имел в подчинении несметное войско духов. Во время камлания эта армия могла вторгаться в пределы Северного Ледовитого океана, Чёрного и Средиземного морей. Пугдуры совершали жертвоприношения и исцеляли женщин от бесплодия..


Не отходя далеко от послужившего обеденным столом жертвенника, я не мог не обратить внимание на количество огромных блюд с мясом. Их было девять! Случайность, как и меняющееся изображения на газетных фото? Или действие "бифуркатора" , о котором трепался, вернувшись из темноты поднятый на смех мой лаборант? Разговор зашёл о гепатогенных зонах и разломах земной коры, под воздействием которых происходят паранормальные явления. И он принялся бахвалился, что, мол, в багажнике спрятан прибор , с помощью которого он может расщеплять события на параллельно сосуществующие потоки: то что есть, то, что произойдёт, и что могло бы случиться, но не произошло.Вот тогда-то на него и положила глаз одна из страдающих бесплодием, подумав, что от такого гения как Гена обязательно родится ребёнок-гений!


-Как они это делали?Как лечили. Это для нас особенно важно!-выкрикнула Галина, прервав экскурсию. -Мы ведь тоже приехали лечить бесплодие.
Её поддержал нестройный хор голосов бесплодниц.
-Они это делали, - опять продемонстрировала белоснежный смайл хакаска,- Посредством жизненной силу «хут». А её они обретали, обращаясь к богине Умай.
Кроме того на пудгурах лежала обязанность предотвращения эпидемий скота...
-Но мы не скот И нас интересует целебная магия , а не ветеринария!-продолжала бузить Галя.
- После окончания экскурсии народный целитель - продемонстрирует вам сеанс камлания, - продолжала Айна Кукатова. -А сейчас мы ознакомимся с нанесенными на эти камни символами. Основными космическими объектами , которым поклонялись древние хакассы, были Солнце и Луна. И вы видите здесь их символическое изображение рядом с образами богов и духов.Это были духи-помощники более низкой иерархии шаманов -
«пулгосов». У пулгасов был один бубен, они одевались в довольно простой шаманский наряд, обшитый ленточками. Их сила была гораздо меньше и они совершали путешествия по небу на небольшие расстояния. Ещё одна категория -«чаланчики», как бы представители низшей касты -что то вроде русских знахарей. Они не были посвящёнными в шаманские тайны, но лечили от испуга, сглаза и обладали даром гипноза.
-Дайте нам хотя бы чуланчика! Мы заплатим! Пусть поможет забеременеть! -не унималась Галина.
- Немного погодя я вам расскажу подробнее о злых духах. Прежде всего — о властителе подземного мира мёртвых Эрлик -хане, которому подчинены все злые духи, которые в Нижнем мире они называются "ирликами" и владеют душами умерших людей.
-Девушка!Это всё мы уже скачали из интернета! -продемонстрировала Галина страшные рожи на экране смартфона.- И про Эрлик-хана, и про ирликов , и про злого духа Нижнего мира Айну, и про семиглавого демона Чилбегена, и про ведьму Кукат!


- Ну раз знаете - теперь приобщитесь к самому обряду камлания, - в очередной раз ослепила нас улыбкой экскурсоводша. Итак-духов ваших болезней изгоняет народный целитель Алтоем Челбегеновым.


Вот тут меня, что называется, "торкнуло". Отчего это имена и фамилии милой экскурсоводши, директора заповедника и штатного шамана целиком или отчасти совпадают с именами злых духов?




Ирлик-хан и его дети живут под несколькими слоями земли. Его слуги и 9 воинов-богатырей обитают в доме с 40 углами, в котором грешников мучают в соответствие с назначенным Богом наказанием. Ирлик-хан — это олицетворение зла, он создатель змей, насекомых, болезней и непроходимых гор, причиняющий зло людям на земле (преследует, искушает и наказывает их). Для смирения гнева Ирлик-хана шаманы приносят ему жертвы и умиротворяют угодными ему речами.профиль удален


Айна — злой дух из Нижнего мира, причиняющий вред и болезни людям. Исследователи предполагают, что слово первоначально обозначало любых мелких духов и произошло из иранских языков, однако с усилением шаманизма, связанного с подземными духами, айнами стали называть только подземных злых существ. По народным представлениям, болезни происходят не по естественным причинам, а от того, что в человеке поселяются айны, смерть же происходит тогда, когда айна похищает куд — душу человека.профиль удален


Чилбеген — демоническое существо, которое описывают то как «семиглавое чудовище», то как «крылатого богатыря». Чилбеген может обитать на земле, под землёй, а также на Луне. По-видимому, изначально он представлял собой пожирателя скота в скотоводческой мифологии. В дальнейшем он появился и в мифах о небесных светилах: чтобы спасти людей от пожирания Чилбегеном, Луна притянула его к себе вместе с кустом, за который он ухватился. Известен сюжет о Чилбегене и девочке-сиротке. По некоторым представлениям, его женой является владычица подземного мира Кукат.профиль удален


Кукат (Хуу хат) — ведьма, сообщница вредоносных для человека мистических сил. Слово хуу переводится как ‘белый, бледный, бесцветный; голый; омертвевший; нездешний’. Вместе с Чилбегеном считается слугой Ирлик-хана. Живёт на дне чёрного моря, там, где заходит солнце, по другим представлениям у её дома есть скала с сосной, выросшей сквозь семнадцать слоёв земли. Одно ухо она использует, чтобы слышать то, что происходит под землёй, другое — то, что над землёй. Она летает, ударяя себя по бёдрам мечом. Ей приписывают запруживания рек, приводящие к наводнениям. По некоторым представлениям, она пьёт человеческую кровь, в том числе «тремя пригоршнями, черпая из груди одного богатыря». Если ей не понравится какой-то человек, то она превращается в золу и попадает в воду для питья и водку, когда же попадает в организм, то вновь становится ведьмой, берёт нож и перерезает у человека сердце. Обитающие под землёй её дочери способны превращаться в чёрных лисиц или светлых волков.профиль удален


Пис-Тумзух (‘шилорылая ’) — существо-оборотень, превращающееся то в чёрную лису, то в траву с тремя стеблями, то в белую волчицу, то в женщину, одетую в панцирь из волчьей шкуры.профиль удален



По поверхности камня ползла улитка. Проморгавшись я увидел, что это рулетка в руке "гаишника" , измеряющего тормозной след. Что же всё таки происходит?Вскочив на ноги сосползшего набок спального мешка, я хотел зазобраться в происходящем , но ноги оторвались от земли -и меня потащило ввысь.



7.
Сидя у компьютера в своём рабочем кабинете, я не мог избавиться от навязчивой мысли;здесь ли я? Или всё ещё брожу в лесу каменных столбов?Да и есть ля я вообще. На экране кроме уже десятки раз прокрученной короткометражки о менгирах, возникали то кадры страшного ДТП, то хирурги, склонившиеся над распластанной брюшиной оперируемого,то больничные коридоры с накрытыми простынями , увозимыми из операционной телами.Что со мной? Где я? Здесь? В кювете где-то под Мариинском?
Уношусь в беспредельность внутри сияющего плазмоида? А жена не сидит со мной на диване у телевизора, а обзванивает морги Юрги, Кемерова и Абакана?


си воображались в виде зверей, птиц, змей, вихря и т.д. Они делились на «чистых» (арыг т;стер) и нечистых (пуртах). Шаманские тёси различаются по полу и возрасту, по своему назначению и функциям.


Айна Кукатова


Челбегенов


Тунук.
Ирлик-хан (Ирлік-хан, Ил-хан, Эрлик-хан) — властитель подземного мира мёртвых, которому подчинены все злые духи (в Нижнем мире они называются ирликами) и души умерших людей. Ирлик-хан и его дети живут под несколькими слоями земли. Его слуги и 9 воинов-богатырей обитают в доме с 40 углами, в котором грешников мучают в соответствие с назначенным Богом наказанием. Ирлик-хан — это олицетворение зла, он создатель змей, насекомых, болезней и непроходимых гор, причиняющий зло людям на земле (преследует, искушает и наказывает их). Для смирения гнева Ирлик-хана шаманы приносят ему жертвы и умиротворяют угодными ему речами.профиль удален


Айна — злой дух из Нижнего мира, причиняющий вред и болезни людям. Исследователи предполагают, что слово первоначально обозначало любых мелких духов и произошло из иранских языков, однако с усилением шаманизма, связанного с подземными духами, айнами стали называть только подземных злых существ. По народным представлениям, болезни происходят не по естественным причинам, а от того, что в человеке поселяются айны, смерть же происходит тогда, когда айна похищает куд — душу человека.профиль удален


Чилбеген — демоническое существо, которое описывают то как «семиглавое чудовище», то как «крылатого богатыря». Чилбеген может обитать на земле, под землёй, а также на Луне. По-видимому, изначально он представлял собой пожирателя скота в скотоводческой мифологии. В дальнейшем он появился и в мифах о небесных светилах: чтобы спасти людей от пожирания Чилбегеном, Луна притянула его к себе вместе с кустом, за который он ухватился. Известен сюжет о Чилбегене и девочке-сиротке. По некоторым представлениям, его женой является владычица подземного мира Кукат.профиль удален


Кукат (Хуу хат) — ведьма, сообщница вредоносных для человека мистических сил. Слово хуу переводится как ‘белый, бледный, бесцветный; голый; омертвевший; нездешний’. Вместе с Чилбегеном считается слугой Ирлик-хана. Живёт на дне чёрного моря, там, где заходит солнце, по другим представлениям у её дома есть скала с сосной, выросшей сквозь семнадцать слоёв земли. Одно ухо она использует, чтобы слышать то, что происходит под землёй, другое — то, что над землёй. Она летает, ударяя себя по бёдрам мечом. Ей приписывают запруживания рек, приводящие к наводнениям. По некоторым представлениям, она пьёт человеческую кровь, в том числе «тремя пригоршнями, черпая из груди одного богатыря». Если ей не понравится какой-то человек, то она превращается в золу и попадает в воду для питья и водку, когда же попадает в организм, то вновь становится ведьмой, берёт нож и перерезает у человека сердце. Обитающие под землёй её дочери способны превращаться в чёрных лисиц или светлых волков.профиль удален


Пис-Тумзух (‘шилорылая ’) — существо-оборотень, превращающееся то в чёрную лису, то в траву с тремя стеблями, то в белую волчицу, то в женщину, одетую в панцирь из волчьей шкуры.профиль удален



7.
Сидя у компьютера в своём рабочем кабинете, я не мог избавиться от навязчивой мысли;здесь ли я? Или всё ещё брожу в лесу каменных столбов?Да и есть ля я вообще. На экране кроме уже десятки раз прокрученной короткометражки о менгирах, возникали то кадры страшного ДТП, то хирурги, склонившиеся над распластанной брюшиной оперируемого,то больничные коридоры с накрытыми простынями , увозимыми из операционной телами.Что со мной? Где я? Здесь? В кювете где-то под Мариинском?
Уношусь в беспредельность внутри сияющего плазмоида? А жена не сидит со мной на диване у телевизора, а обзванивает морги Юрги, Кемерова и Абакана?


Шаман (по хак. - хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир.


Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи (т;си) выбирали себе хозяина. Т;си - это рожденные вместе с водой и землей невидимые вечные силы, дающие камам знания и направляющие их деятельность. Шаманские т;си воображались в виде зверей, птиц, змей, вихря и т.д. Они делились на «чистых» (арыг т;стер) и нечистых (пуртах). Шаманские тёси различаются по полу и возрасту, по своему назначению и функциям.



Обычно шаманом становился человек из того же рода, которому покровительствовали эти духи прежде, для этого он должен было обладать «лишней» костью. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы. (Рис. Хакасский шаман)


Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения, а в более ранние времена и «божественную письменность». Его воспитанием занимался опытный шаман - «пастаан паба». Обычно обучение занимало три месяца, после чего кам должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Адам-хан вручал новому шаману нужное количество служебных духов, определял его атрибуты - костюм, бубен, количество музыкальных инструментов для его камланий и ставил его родовую тамгу на дворцовой шестигранной черной ели. Только после этого можно было считаться настоящим камом.


У шаманов существовала своя иерархия. Шаманы делились на три категории. Самые сильные «пугдуры» имели до девяти бубнов, особый костюм и огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря. Пугдуры проводили горные жертвоприношения, лечили от бесплодия женщин, получая жизненную силу «хут» от самой богини Умай, занимались предотвращением эпидемий скота и т.п. Средние шаманы «пулгосы» обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд. Их шаманские путешествия ограничивались соседними районами Хакасии. Представители низшей категории «чаланчики» обладали даром гипноза. Они не был посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Чаланчики лечили от испуга, сглаза и т.д. и соответствовали русским знахарям.



Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «т;;р» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманский бубен считался живым существом, и вести себя с ним необходимо было соответствующим образом. Вольное обращение с бубном каралось весьма строго. На бубен по указанию шамана наносились рисунки, имеющие сакральное значение. На бубне имелось три группы изображений. Одна из них отражает общешаманские представления, другая характеризует личных духов-помощников шамана, а третья составляет ряд рисунков, связанных с культовыми функциями данного шамана в пределах его квалификации и возможностей. Во время камлания шаманский бубен в параллельном мире помогал своему хозяину, превращаясь в животных или необходимый транспорт. Бубны в течение жизни шамана, по предписанию Адам-хана, могли меняться. (Рис. Бубны с разных сторон)


Шаманы исполняли целый ряд функций - культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. При камлании кололи белого барана, ставили в юрте белую березу и готовили молочную водку - араку. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. В начале камлания шаман призывал своих духов. После того, как хам окружит себя армией «духов» и объединится с тёсями, он перестает быть простым человеком. Тёси затемняют рассудок и делают его жестоким. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Они не имеют права вернуться назад, не исполнив приказа. Они вступают в борьбу со злыми силами и тёсями других шаманов. Если перед тёсями поставлена непосильная задача, то они могли покинуть шамана. Тогда он терял свою силу. После камлания шаман проверял судьбу собравшегося народа. Тёси узнавали, нет ли среди гостей больных, не прицепились к ним злые силы. Заключительным этапом камлания является распускание тёсей. Когда тёси удалялись, то шаман превращался в простого человека.



Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди (по-хакаски к;рiгчi) могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Шаманы использовались и для злых намерений. Они могли погубить душу людей и скот, наслав на них злых духов. За это многие люди приравнивали шаманов к злым духам. У хакасов бытовало убеждение, что практику «злого шамана можно пресечь». Особо много бед простым людям причиняли «чеек-хамы», которые могли съесть душу человека и тем самым убить. Люди старались не причинить шаману оскорбления или обиды, в противном случае он с помощью своей армии тёсей мог уничтожить не только конкретного человека, но и весь род. В ХХ в. традиционный шаманизм под влиянием Советской власти практически исчез. В конце 1980-начале 1990-х гг. происходит рост интереса к традиционным верованиям хакасов. Было создано несколько шаманских организаций (Ах чайан, Хан-Тигiр и др.), занимающихся проблемами возрождения традиционных верований хакасов. (Рис. Шаман. Реконструкция)


До сих пор в глазах — снега наст!


До сих пор в ушах — шмона гам!..


Эй, подайте ж мне ананас


И коньячку ещё двести грамм!я!


Облака плывут, облака,


В милый край плывут, в Колыму,


И не нужен им адвокат,


Им амнистия — ни к чему.


Я и сам живу — первый сорт!


Двадцать лет, как день, разменял!


Я в пивной сижу, словно лорд,


И даже зубы есть у меня!


Облака плывут на восход,


Им ни пенсии, ни хлопот…


А мне четвёртого — перевод,


И двадцать третьего — перевод.


И по этим дням, как и я,


Полстраны сидит в кабаках!


И нашей памятью в те края


Облака плывут, облака.


И нашей памятью в те края


Облака плывут, облака…


<1962>


В традиционной культуре хакасов бытовало убеждение, что от Солнца (Кюн) и Луны (Ай) зависит жизнь и процветание не только людей, но и всего живого. И Солнце и Луна воспринимались в качестве космического начала, определяющего ритм земной жизни.


Хакасы умело разбирались в звездном небе и в видимом движении небесных светил. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в языке народа названия ярких звезд (чылтыс) и основных созвездий (;;рлiг чылтыс).
Среди них выделялись следующие: «Ала-пу;а чылтыс (;скер чылтыс, Санах чылтыс, Игiр чылтыс)» – созвездие Кассиопеи, «К;кетей чылтыс» – Сириус, «Адай узуча; чылтыс» – ‘созвездие Спящих Псов’, «Т;л;к чылтыс» – Альдебаран, «Хой чылтыс (;лгер, Кiчiг к;рген чылтыс, Соох чылтыс)» – Плеяды, «Читiген (Читi чылтыс)» – Большая медведица, «Хосхар чылтыс (И;нес чылтыс)» – созвездие Близнецов, «Тура пулии чылтыс (Крес чылтыс)» – созвездие Пегас, «Чир кiнi чылтыс (Чир кiннiг чис обаа чылтыс, Тигiр ортазы тимiр ;рген, Хан тигiрнi; кiнi чылтыс)» – Полярная звезда, «Хан Чигетей чылтыс» – звезда Арктур, «Хан Мирген чылтыс» – звезда Ригель, «Хан Т;;iс у;ы (Ханны; чылтыс)» – звезда Бетельгейзе.



Другие статьи в литературном дневнике: