***Тайны хакасских менгиров Сероватую поверхность камня местами покрывал мох, а местами что-то вроде плесени. Плоскость на ощупь оказалась шероховатой.Камень испускал ощутимое тепло. Нагрелся за день. Я добрался сюда уже под вечер, хотя выехал ранним утром. Как-никак от Новосибирска до до Абакана почти 600 километров по прямой, а "по кривой" и вся 1000.Да до этнографического заповедника ещё 100 километров с гаком. Шоссе -местами всё равно что взлётно-посадочная полоса и мой "Субару" летит , как птица. Местами, обгоняя медляков, приходится выезжать на встречку, - и тогда стремительно приближающаяся фура грозит размазать тебя по асфальту. Июль. Жара. Струёй врывающиеся в солон машины запахи разнотравья. Лёт лугового мотылька.Лобовое стекло заляпано расплющенными насекомыми.То и дело приходится включать дворники - и они доразмазывают эти внезапно прерванные жизни. Голос Галича и бренчание его гитары въехали мне в голову на автозаправке перед Кемерово:"Облака плывут, облака, Не спеша плывут, как в кино..." Песня рвалась на волю из салона черного "Паждеро". Меланхоличный, стриженный под полубокс кривоногий качок в шортах воткнул "пистолет" колонки в ковбойскую кобуру бензобака и , загрузившись в навороченную тачку, умчался , увозя на переднем сидении киногеничную блондинку в черных очках -хамелеонах и обрывок песни. Я тоже заправился, и рванулся его догонять, а песня всё продолжала терзать перепонки. Облака плывут в Абакан, А я -то всё-таки спешил.Мне нужно было всё же обогнать эти неспешно плывущие над чёрным асфальтом белые облака. До темна добраться до места, чтобы потом не шарашиться по колдобинам просёлка в темноте. В миражных искривлениях раскаленного зноем и асфальтом воздуха что-то зыбилось, что-то виделось,но никак -не санный след и не лёд, который надо ковырять, чтобы извлечь на волю золотые самородки. Сибирская египетская жара! Хоть яишницу жарь на капоте.Освободившийся песенный герой , оттрубив двадцать лет по лагерям, принял полкило конька, заев эту дозу спиртного цыпленком табака. А я, оттрубив двадцать лет в университете, на историческом факультете, прикончил вполне реально цыплёнка табака , запив его не коньяком, а чаем в забегаловке придорожного хостела, не доезжая до Мариинска.Правда, застрявшее в зубах мясо я не кайлом ковырял, а зубочисткой. Ковырял и вспоминал себя студентом в переполненном кафе "Под интегралом".Тот самый знаменитый концерт. Галич на сцене. Микрофон. Звяканье гитары. Бархатистый речитатив. Тогда всё это казалось откровением, чуть ли не пророческими словами. Глагол жёг наши сердца. А теперь?Почему теперь эти слова терзали мозг если не откровенной ложью, то полуправдой. Почему, я сгрёбся наконец-и отправился в эту поездку? Да потому что давно уже хотелось доказать не столько всему миру-пусть мир живёт своими химерами-а хотя бы своим соотечественникам, что для того, чтобы увидеть Стоунхендж, не надо отправляться в Англию. Что мегалиты Алтая и Хакасии древнее египетских пирамид. Что наши культурные коды- в этих древних камнях."Ну поезжай!Отведи душу!- обняла и чмокнула в щёку на дорожку жена.- Докажи им, что Сибирь - не архипелаг ГУЛАГ, а страна неразгаданных чудес... - Вы не в Абакан?- подсел ко мне тот самый качок,любитель песен трагически погибшего барда, допивая тоже не коньяк, а компот.- А то смотрю-мы с вами наперегонки вот уже километров триста...
Оставшийся отрезок пути мы преодолели так, что даже и не заметил расстояния. Из - за того ли, что мы с Жорой устроили гонки -и с переменным успехом то джип обгонял меня, то я его? То ли от того, что гнали за 150, а то под 200 километров в час, не глядя ни на видеокамеры, ни на знаки ограничения скорости на обочине -и близкое к ощущению полёта упление скоростью стёрло все остальные впечатления. Приехали на место засветло. -А это-што за образина?- ткнул толстячок пальцем в оскаленную личину. Взошла Луна. В её свете древние камни выглядели застывшими в неподвижности, готовыми в любой момент ожить великанами.Они и в самом деле оживали и начинали двигаться в отблесках костра, стоило подбросить в огонь хвороста Мы пили чай, угощали друг друга взятыми в дорогу деликатесами. Понемногу, каждый рассказал свою историю.Кроме мечтающих вылечить бесплодие женщин, онкобольного, маящегося радикулитом, среди нас оказались и язвенник, и больной псориазом. Но были и такие , как я -вполне себе здоровые, но интересующиеся древностями,иными измерениями, паранормальными явлениями и пришельцами. -Это уже доказано и имеется сколько угодно документальных свидетельств.НЛО-существуют! - сел на своего конька прибывший сюда вместе со мной лаборант Гена. Луна как бы отлила менгиры из серебра. И если эти кинжалоподобные камни в свете закатного солнца выглядели окровавленными жертвенными ножами, то теперь их, в самом деле, можно было принять за видимые части какого-то летательного аппарата, построенного по технологии стэлс. Камни выглядели призрачно -серебристыми, почти белыми... -И поехал я на белые столбы
Ударив в бубен ,Галина пошла вокруг костра, по -цыгански тряся плечами и звякая обегами.Круг. Другой. Третий. Батыр аккомпонировал ей на купленном в сувенирной лавке хоммузе. Давно выключивший Галича Жора, хлопал в ладоши.
4. К обеду подъехали сотрудники заповедника и штатный шаман.Наскоро позавтракав остатками вчерашнего пиршества,без опохмелки, мы с лаборантом Геной вели съемки. Но главный материал снять только предстояло, потому как по сценарию предполагался репортаж со специалистами, директором заповедника Иваном Айалтыновым и интервью со знаменитостью , хранителем традиций и народным целителем Алтоем Чилбегеновым гидом-экскурсоводом Айной Кукатовой.
На застеленный газетами менгир "Алтарь" выставили тарелки с дымящейся бараниной... Ещё раз взглянув на газетно фото, я увидел - четверо сидят поляне, обедая.Расстеленная на траве скатерть, домашняя снедь. Пикник, запечатлённый на снимке, изображал вполне идиллическую сценку. В двух припаркованных у обочины легковых я узнал свою "Субару" и "Паджеро" Жоры.
"Может эта хакасская красавица- гипнотизёрша подумал я, отойдя от стола, чтобы снять экскурсвоводшу на видео, пока Гена был занят бараньими рёбрами и уже завалил костями интересовавшую меня фотографию, под которой я всё же успел прочесть " ..четверо...на большой скорости...не справившись с управлением при обгоне...ДТП со смертельным исходом." -У шаманов существовала иерархия ,-доносилось до меня,- -Верховные шаманы «пугдуры» имели целый оркестр бубнов. Количество этих бубнов и колотов к ним могло достигать девяти.Такой царь шаманов носил наряд обвешанный оберегамии спереди и сзади и имел в подчинении несметное войско духов. Во время камлания эта армия могла вторгаться в пределы Северного Ледовитого океана, Чёрного и Средиземного морей. Пугдуры совершали жертвоприношения и исцеляли женщин от бесплодия.. Не отходя далеко от послужившего обеденным столом жертвенника, я не мог не обратить внимание на количество огромных блюд с мясом. Их было девять! Случайность, как и меняющееся изображения на газетных фото? Или действие "бифуркатора" , о котором трепался, вернувшись из темноты поднятый на смех мой лаборант? Разговор зашёл о гепатогенных зонах и разломах земной коры, под воздействием которых происходят паранормальные явления. И он принялся бахвалился, что, мол, в багажнике спрятан прибор , с помощью которого он может расщеплять события на параллельно сосуществующие потоки: то что есть, то, что произойдёт, и что могло бы случиться, но не произошло.Вот тогда-то на него и положила глаз одна из страдающих бесплодием, подумав, что от такого гения как Гена обязательно родится ребёнок-гений! -Как они это делали?Как лечили. Это для нас особенно важно!-выкрикнула Галина, прервав экскурсию. -Мы ведь тоже приехали лечить бесплодие. - Ну раз знаете - теперь приобщитесь к самому обряду камлания, - в очередной раз ослепила нас улыбкой экскурсоводша. Итак-духов ваших болезней изгоняет народный целитель Алтоем Челбегеновым. Вот тут меня, что называется, "торкнуло". Отчего это имена и фамилии милой экскурсоводши, директора заповедника и штатного шамана целиком или отчасти совпадают с именами злых духов? Ирлик-хан и его дети живут под несколькими слоями земли. Его слуги и 9 воинов-богатырей обитают в доме с 40 углами, в котором грешников мучают в соответствие с назначенным Богом наказанием. Ирлик-хан — это олицетворение зла, он создатель змей, насекомых, болезней и непроходимых гор, причиняющий зло людям на земле (преследует, искушает и наказывает их). Для смирения гнева Ирлик-хана шаманы приносят ему жертвы и умиротворяют угодными ему речами.профиль удален Айна — злой дух из Нижнего мира, причиняющий вред и болезни людям. Исследователи предполагают, что слово первоначально обозначало любых мелких духов и произошло из иранских языков, однако с усилением шаманизма, связанного с подземными духами, айнами стали называть только подземных злых существ. По народным представлениям, болезни происходят не по естественным причинам, а от того, что в человеке поселяются айны, смерть же происходит тогда, когда айна похищает куд — душу человека.профиль удален Чилбеген — демоническое существо, которое описывают то как «семиглавое чудовище», то как «крылатого богатыря». Чилбеген может обитать на земле, под землёй, а также на Луне. По-видимому, изначально он представлял собой пожирателя скота в скотоводческой мифологии. В дальнейшем он появился и в мифах о небесных светилах: чтобы спасти людей от пожирания Чилбегеном, Луна притянула его к себе вместе с кустом, за который он ухватился. Известен сюжет о Чилбегене и девочке-сиротке. По некоторым представлениям, его женой является владычица подземного мира Кукат.профиль удален Кукат (Хуу хат) — ведьма, сообщница вредоносных для человека мистических сил. Слово хуу переводится как ‘белый, бледный, бесцветный; голый; омертвевший; нездешний’. Вместе с Чилбегеном считается слугой Ирлик-хана. Живёт на дне чёрного моря, там, где заходит солнце, по другим представлениям у её дома есть скала с сосной, выросшей сквозь семнадцать слоёв земли. Одно ухо она использует, чтобы слышать то, что происходит под землёй, другое — то, что над землёй. Она летает, ударяя себя по бёдрам мечом. Ей приписывают запруживания рек, приводящие к наводнениям. По некоторым представлениям, она пьёт человеческую кровь, в том числе «тремя пригоршнями, черпая из груди одного богатыря». Если ей не понравится какой-то человек, то она превращается в золу и попадает в воду для питья и водку, когда же попадает в организм, то вновь становится ведьмой, берёт нож и перерезает у человека сердце. Обитающие под землёй её дочери способны превращаться в чёрных лисиц или светлых волков.профиль удален Пис-Тумзух (‘шилорылая ’) — существо-оборотень, превращающееся то в чёрную лису, то в траву с тремя стеблями, то в белую волчицу, то в женщину, одетую в панцирь из волчьей шкуры.профиль удален По поверхности камня ползла улитка. Проморгавшись я увидел, что это рулетка в руке "гаишника" , измеряющего тормозной след. Что же всё таки происходит?Вскочив на ноги сосползшего набок спального мешка, я хотел зазобраться в происходящем , но ноги оторвались от земли -и меня потащило ввысь.
си воображались в виде зверей, птиц, змей, вихря и т.д. Они делились на «чистых» (арыг т;стер) и нечистых (пуртах). Шаманские тёси различаются по полу и возрасту, по своему назначению и функциям. Айна Кукатова Челбегенов Тунук. Айна — злой дух из Нижнего мира, причиняющий вред и болезни людям. Исследователи предполагают, что слово первоначально обозначало любых мелких духов и произошло из иранских языков, однако с усилением шаманизма, связанного с подземными духами, айнами стали называть только подземных злых существ. По народным представлениям, болезни происходят не по естественным причинам, а от того, что в человеке поселяются айны, смерть же происходит тогда, когда айна похищает куд — душу человека.профиль удален Чилбеген — демоническое существо, которое описывают то как «семиглавое чудовище», то как «крылатого богатыря». Чилбеген может обитать на земле, под землёй, а также на Луне. По-видимому, изначально он представлял собой пожирателя скота в скотоводческой мифологии. В дальнейшем он появился и в мифах о небесных светилах: чтобы спасти людей от пожирания Чилбегеном, Луна притянула его к себе вместе с кустом, за который он ухватился. Известен сюжет о Чилбегене и девочке-сиротке. По некоторым представлениям, его женой является владычица подземного мира Кукат.профиль удален Кукат (Хуу хат) — ведьма, сообщница вредоносных для человека мистических сил. Слово хуу переводится как ‘белый, бледный, бесцветный; голый; омертвевший; нездешний’. Вместе с Чилбегеном считается слугой Ирлик-хана. Живёт на дне чёрного моря, там, где заходит солнце, по другим представлениям у её дома есть скала с сосной, выросшей сквозь семнадцать слоёв земли. Одно ухо она использует, чтобы слышать то, что происходит под землёй, другое — то, что над землёй. Она летает, ударяя себя по бёдрам мечом. Ей приписывают запруживания рек, приводящие к наводнениям. По некоторым представлениям, она пьёт человеческую кровь, в том числе «тремя пригоршнями, черпая из груди одного богатыря». Если ей не понравится какой-то человек, то она превращается в золу и попадает в воду для питья и водку, когда же попадает в организм, то вновь становится ведьмой, берёт нож и перерезает у человека сердце. Обитающие под землёй её дочери способны превращаться в чёрных лисиц или светлых волков.профиль удален Пис-Тумзух (‘шилорылая ’) — существо-оборотень, превращающееся то в чёрную лису, то в траву с тремя стеблями, то в белую волчицу, то в женщину, одетую в панцирь из волчьей шкуры.профиль удален
Шаман (по хак. - хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир. Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи (т;си) выбирали себе хозяина. Т;си - это рожденные вместе с водой и землей невидимые вечные силы, дающие камам знания и направляющие их деятельность. Шаманские т;си воображались в виде зверей, птиц, змей, вихря и т.д. Они делились на «чистых» (арыг т;стер) и нечистых (пуртах). Шаманские тёси различаются по полу и возрасту, по своему назначению и функциям. Обычно шаманом становился человек из того же рода, которому покровительствовали эти духи прежде, для этого он должен было обладать «лишней» костью. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы. (Рис. Хакасский шаман) Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения, а в более ранние времена и «божественную письменность». Его воспитанием занимался опытный шаман - «пастаан паба». Обычно обучение занимало три месяца, после чего кам должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Адам-хан вручал новому шаману нужное количество служебных духов, определял его атрибуты - костюм, бубен, количество музыкальных инструментов для его камланий и ставил его родовую тамгу на дворцовой шестигранной черной ели. Только после этого можно было считаться настоящим камом. У шаманов существовала своя иерархия. Шаманы делились на три категории. Самые сильные «пугдуры» имели до девяти бубнов, особый костюм и огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря. Пугдуры проводили горные жертвоприношения, лечили от бесплодия женщин, получая жизненную силу «хут» от самой богини Умай, занимались предотвращением эпидемий скота и т.п. Средние шаманы «пулгосы» обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд. Их шаманские путешествия ограничивались соседними районами Хакасии. Представители низшей категории «чаланчики» обладали даром гипноза. Они не был посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Чаланчики лечили от испуга, сглаза и т.д. и соответствовали русским знахарям. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «т;;р» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманский бубен считался живым существом, и вести себя с ним необходимо было соответствующим образом. Вольное обращение с бубном каралось весьма строго. На бубен по указанию шамана наносились рисунки, имеющие сакральное значение. На бубне имелось три группы изображений. Одна из них отражает общешаманские представления, другая характеризует личных духов-помощников шамана, а третья составляет ряд рисунков, связанных с культовыми функциями данного шамана в пределах его квалификации и возможностей. Во время камлания шаманский бубен в параллельном мире помогал своему хозяину, превращаясь в животных или необходимый транспорт. Бубны в течение жизни шамана, по предписанию Адам-хана, могли меняться. (Рис. Бубны с разных сторон) Шаманы исполняли целый ряд функций - культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. При камлании кололи белого барана, ставили в юрте белую березу и готовили молочную водку - араку. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. В начале камлания шаман призывал своих духов. После того, как хам окружит себя армией «духов» и объединится с тёсями, он перестает быть простым человеком. Тёси затемняют рассудок и делают его жестоким. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Они не имеют права вернуться назад, не исполнив приказа. Они вступают в борьбу со злыми силами и тёсями других шаманов. Если перед тёсями поставлена непосильная задача, то они могли покинуть шамана. Тогда он терял свою силу. После камлания шаман проверял судьбу собравшегося народа. Тёси узнавали, нет ли среди гостей больных, не прицепились к ним злые силы. Заключительным этапом камлания является распускание тёсей. Когда тёси удалялись, то шаман превращался в простого человека. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди (по-хакаски к;рiгчi) могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Шаманы использовались и для злых намерений. Они могли погубить душу людей и скот, наслав на них злых духов. За это многие люди приравнивали шаманов к злым духам. У хакасов бытовало убеждение, что практику «злого шамана можно пресечь». Особо много бед простым людям причиняли «чеек-хамы», которые могли съесть душу человека и тем самым убить. Люди старались не причинить шаману оскорбления или обиды, в противном случае он с помощью своей армии тёсей мог уничтожить не только конкретного человека, но и весь род. В ХХ в. традиционный шаманизм под влиянием Советской власти практически исчез. В конце 1980-начале 1990-х гг. происходит рост интереса к традиционным верованиям хакасов. Было создано несколько шаманских организаций (Ах чайан, Хан-Тигiр и др.), занимающихся проблемами возрождения традиционных верований хакасов. (Рис. Шаман. Реконструкция) До сих пор в глазах — снега наст! До сих пор в ушах — шмона гам!.. Эй, подайте ж мне ананас И коньячку ещё двести грамм!я! Облака плывут, облака, В милый край плывут, в Колыму, И не нужен им адвокат, Им амнистия — ни к чему. Я и сам живу — первый сорт! Двадцать лет, как день, разменял! Я в пивной сижу, словно лорд, И даже зубы есть у меня! Облака плывут на восход, Им ни пенсии, ни хлопот… А мне четвёртого — перевод, И двадцать третьего — перевод. И по этим дням, как и я, Полстраны сидит в кабаках! И нашей памятью в те края Облака плывут, облака. И нашей памятью в те края Облака плывут, облака… <1962> В традиционной культуре хакасов бытовало убеждение, что от Солнца (Кюн) и Луны (Ай) зависит жизнь и процветание не только людей, но и всего живого. И Солнце и Луна воспринимались в качестве космического начала, определяющего ритм земной жизни. Хакасы умело разбирались в звездном небе и в видимом движении небесных светил. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в языке народа названия ярких звезд (чылтыс) и основных созвездий (;;рлiг чылтыс). © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|