***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

последний агиш


каслают




ЯМАЛ-МЕДИА
60,1 тыс подписчиков
Подписаться
Погребальные обычаи народов Крайнего Севера
8 минут
2011 прочтений
14 сентября 2020
Традиции и обряды кочевых народов Севера тесно связаны с их образом жизни и климатическими условиями. Они, как и их предки, каслают по бескрайним просторам тундры за оленьими стадами, занимаются рыбной ловлей, добычей пушнины.


У каждого народа свои обычаи, но есть в их ритуалах и общие черты, обусловленные схожим традиционным образом жизни. К смерти кочевые народы относятся философски – сколько отведено человеку, столько он и проживет. Это и не удивительно, ведь в экстремальных условиях Севера выживает сильнейший. Жители тундры верят, что душа бессмертна и переходит в загробный мир, где продолжает жить.


Как же хоронят умерших в условиях вечной мерзлоты, где выкопать могилу практически невозможно?


«Хальмер – погребальные обычаи ненцев»


Ненцы верят, что на протяжении всей жизни душой ведает богиня Я'Миня. Именно она отмеряет их век. После смерти душа уходит в Нижний мир, где продолжает жить и оберегать свой род.


Последний аргиш


Фото: Газпром
Хоронят обычно усопшего на следующий день после смерти. За это время семья готовит доски для будущего гроба. Ненцы не выкапывают могилы. Для них, как и для других коренных народов Крайнего Севера, характерны надземные захоронения. В последний путь покойного отправляют в одежде, в которой он умер, либо в той, которую он носил последнее время. Тело умершего не обмывают. Мужчин заворачивают в кусок внутреннего покрытия чума и обвязывают веревками от него же, а женщин оборачивают в покрывало от женской нарты. Выносят покойного не через вход, а приподняв полог чума с той стороны, где лежит умерший. Тело располагают на нартах: мужчин – на мужских, женщин – на женских. На другие нарты складывают вещи усопшего и доски для гроба, и покойный отправляется в последний аргиш (караван, состоящий из нескольких нарт, запряжённых оленями). Причем, чем значимей был человек, тем длиннее будет у него аргиш.


Ненецкие кладбища


Ненецкие кладбища (хальмер’) обычно расположены на возвышенностях по берегам рек и носят, как правило, родовой характер. Выбор возвышенных мест обусловлен не религиозными убеждениями, а сугубо практичными. Такое кладбище видно издалека, и кочевники во время перегона скота не нарушат случайным образом покой предков, а также олени не смогут поранить ноги о гробы, перевернутые нарты или кости сородичей, принесенных в жертву.


Фото: Илья Буяновский
По прибытии на место захоронения тело умершего кладут в гроб – деревянную конструкцию в виде четырехугольного ящика, скрепленного системой вертикальных и горизонтальных планок. Причем вертикальные планки значительно возвышаются над гробом. К планкам над головой покойного крепится колокольчик на горизонтальной рейке. В гроб складывают и личные вещи усопшего, которыми он пользовался при жизни. Часто рядом с могилами можно увидеть перевернутые нарты или даже снегоход, стоимостью как приличная иномарка. Ненцы верят, что всем этим умерший будет пользоваться в загробном мире. Перед тем, как положить вещи в гроб или оставить рядом, они портятся, но так чтобы это не было заметно. С одной стороны это связано с религиозными убеждениями ненцев – в ином мире все наоборот, и все порченное становится исправным. С другой стороны, это делается, для того, чтобы уберечь имущество покойных от мародеров.


Фото: Илья Буяновский
После того, как усопший и все его вещи положены в наземный гроб, его закрывают досками, а сверху накрывают куском бересты или ткани. Ящик устанавливают в 10-15 сантиметрах над землёй.


Фото: Илья Буяновский
Мужскую могилу можно узнать по хорею – высокой палке для погона оленей. Рядом с захоронением приносят в жертву оленей, на которых привезли умершего. Мясо едят сырым или тут же варят на костре. В прошлом оленей оставляли живыми прямо с упряжью и нартами.


Фото: Илья Буяновский
Еще в начале 20 века маленьких детей ненцы хоронили иначе. Колыбель с умершим ребенком подвешивали к дереву или к воткнутой в землю палке. Так, по мнению ненцев, душе ребенка легче было отправиться в иной мир.


Поминальный обряд


После похорон родственники умершего возвращаются домой другой дорогой. По прибытии в чум все проходят обряд очищения путем окуривания дымом. Часто чум устанавливают на новом месте.


У ненцев не принято навещать умерших. На кладбище они приходят только хоронить. Однако у них есть некая форма поминок – хальмерха хангуронта. Устраивается она обычно весной и посвящена всем усопшим, похороненным на фамильном кладбище. В поминальном обряде участвуют все родственники, которые находятся поблизости. В честь покойных забивается олень, и его мясо варится на костре. Трапезу начинают не сразу, первые несколько минут паром должны угоститься умершие, а только потом живые. Дух усопшего взывают колокольчиком, подвешенным на могиле. При этом строго запрещено трогать могилы. Нельзя ничего поправлять или обновлять. Это считается вторжением в загробную жизнь, и тот, кто посмел нарушить покой мертвого, должен умереть. Именно поэтому ненцы скрывают захоронения от посторонних глаз.


Фото: Илья Буяновский
Особенности погребения народа ханты


Представление о мире


У ханты, как и у ненцев, мир духов богат и разнообразен. Их религиозное мировоззрение очень схоже.


У ханты живым считается все, что движется или похожее на то, что движется. Предметы, похожие на зверя птицу или человека, наделяются сверхъестественными способностями, оказывающими влияние на людей. Жизнь – вечное движение, перевоплощение одного в другое. Они верят в то, что после смерти душа продолжает жить. Усопшие, потерявшие способность двигаться в этом мире, обретают эту способность в загробном, Нижнем мире, куда после смерти направляется их душа. Время там течет в обратном направлении. Потусторонний мир является зеркальным отражением реального, где все происходит наоборот: мертвое там оживает, поврежденное становится целым. Также как и ненцы, они снабжают умершего всем необходимым, чтобы он смог приспособиться к условиям жизни за гранью.


Подготовка к погребению


Кладбище и место рядом с ним называется сур. Здесь по верованию ханты умершие собирают ягоды, это своего рода пастбище для мертвых. У этого народа все хлопоты, связанные с похоронами лежат на плечах женщин. Погребальный обряд состоит из нескольких ритуалов. Знания о них передаются по материнской линии, и главную роль в его проведении играют самые старые женщины рода.


Хоронят покойного на третий день после смерти. Сразу после кончины в жилище зажигают лампы, которые горят около 5 дней. Умершего обмывают и одевают в лучшую его одежду. Затем тело помещают в гроб вместе с личными вещами. В течение двух дней усопший лежит в доме, где его оплакивают близкие. У головы находятся несколько емкостей, куда складывают угощения для умершего. Рядом накрывают стол. На третий день одна из родственниц обходит гроб против часовой стрелки, изгоняя души умершего веником из беличьего хвоста и нескольких прутьев шиповника.


Погребальный и поминальный обряды


Гроб с покойником выносят через дверь или окно вперед ногами. Если кладбище недалеко, то его несут на руках, если путь к нему не близкий – грузят на нарты. Обычно кладбище располагается близ деревни или ниже по течению реки. Хоронят умершего обязательно рядом с захоронениями родственников, чтобы в ином мире он смог с ними встретиться. Неглубокую могилу вырывают так, чтобы тело было обращено ногами на север. У головы покойного располагается специальное кострище – очаг. Здесь родственники проводят поминальные обряды. Причем, у каждой семьи должен быть свой очаг.


Пока мужчины готовят могильную яму для усопшего, женщины разводят погребальный огонь в очаге и накрывают поминальный обед. Обязательной частью поминок является чай.За трапезу приступают после того, как гроб опустят в могилу. Сверху гроба складывают вещи и утварь, которые помогут покойнику освоится на том свете. Все вещи портят, для того чтобы в загробном мире все стало целым. Стоит отметить, что еще несколько десятков лет назад могильную яму не закапывали. Современные ханты присыпают гроб, сравнивая могилу с землей. Поверх устанавливают деревянное сооружение в виде домика с двускатной крышей из бревен и досок.


Во время поминального обеда часть угощений подносят к могиле покойного и других родственников.


Иттарма и уру


После возвращения с кладбища женщины изготавливают Иттарму – маленькую куколку, куда поместится душа покойного. Её принято хранить в течение 4-5 лет рядом со спальным местом усопшего. При этом заботятся о ней, как о живой – одевают, кормят, укладывают спать. По истечении 4 лет для женщин, 5 – для мужчин иттарму кладут в могилу покойного. До этого времени вся забота о куколке полностью лежит на женщинах.



Другие статьи в литературном дневнике: