Неужели Яндекс против России?«Кто контролирует Интернет, владеет миром, - любил повторять создатель WikiLeaks Джулиан Ассанж. Прежде всего, пользователи Интернета часто оказываются жертвами настоящего психического заболевания. Это доказали китайские медики. В их исследовании приняло участие 35 человек в возрасте от 14 до 22 лет. Их ответы на вопросы теста показали, что больше половины из участников исследования страдают интернет-зависимостью, в чём они признались сами. После тестирования молодые люди прошли обследование на магнитно-резонансном томографе. Исследование мозговой деятельности показало, что у интернет-зависимых людей активизированы те же участки мозга, которые обычно поражаются при алкогольной или наркотической зависимости. При этом нарушается деятельность проводящих путей мозга, ответственных за концентрацию внимания, эмоциональное состояние, принятие решений. Интернет-зависимые люди теряют адекватное восприятие действительности. Так, если интернет-зависимый человек теряет возможность серфинга в сети, у него портится настроение, возникают раздражительность и апатия. Психологи пишут, что сегодня в среднем один человек из 10 имеет признаки интернет-зависимости, причем страдающие такой зависимостью люди нуждаются в лечении. Более трети населения планеты обычно ищет в сети нужную информацию. Крупных поисковиков сегодня с десяток. По числу уникальных посетителей лидирует четверка: американские Google и Bing, китайский Baidu и русский «Яндекс». Контролируют они практически весь рынок. Сетевая монополия, контроль над Всемирной паутиной, управление искусственным интеллектом - для обывателя эти темы балансируют на грани конспирологии и сценария голливудских боевиков. Российский сегмент Всемирной паутины, довольно молодой, но чрезвычайно успешный, какое-то время жил, будто онкилоны на Земле Санникова. В порочащих связях с государством замечен не был, традиций Большой Земли не ведал, рассчитывал лишь на свои силы. Европа, США, Китай шаг за шагом подминали интернет-индустрию, не только ограничивая отрасль законами, но и негласно выстраивая систему взаимовыгодных отношений. Для некоторых государств интернет из инструмента контроля превратился в удобное оружие манипуляции общественным мнением, успешно опробованное в ряде информационных войн и «цветных» революций. В России тем временем по-прежнему «воевали с ваниту» и «охотились на мамонтов». В процессе этой борьбы вскрылись интересные особенности функционала российской паутины. Выяснилось, что отечественные социальные сети годами хранят удаленную информацию с аккаунтов. Оказалось, что писать о проблемах Рунета куда сложнее, чем о его достижениях. От лояльности интернет-гигантам зависит бизнес сотен компаний смежного профиля, а потому найти хороших информаторов непросто. Какой сайт вы открываете чаще всего? В сети Facebook провели тайный эксперимент над пользователями. Около 600 тысяч человек стали объектами исследования, не подозревая при этом, что они являются фокус-группой. Опыт должен был выявить, как именно влияет окрас информации в социальных сетях на настроение и эмоциональное состояние пользователей. Участников этого эксперимента психологи выбрали методом случайной выборки, не сообщая им об их роли в развитии науки. Исследователи разделили пользователей на две группы. Одну из групп пользователей усиленно "пичкали" новостями позитивного содержания, а вторая группа получала в основном негативные сообщения. Итоги эксперимента показали, что плохие новости сильно отражаются на самочувствии человека, у пользователей сети ухудшаются работоспособность и эмоциональное состояние. А положительные публикации, наоборот, способны улучшить настрой, помогая человеку позитивно смотреть на мир. Так ученые выяснили, что социальные сети существенным образом воздействуют на мышление и эмоции их пользователей. Сообщение об исследовании влияния социальных сетей на настроение и мышление человека опубликовано в научном журнале PNAS, принадлежащем Национальной академии наук США. В статье исследователи указали на высокую склонность человека поддаваться влиянию взаимодействующих с ними людей, даже если это пользователи социальных сетей. В рейтинге самых популярных сайтов мира первое место занимает Google, а второе - Facebook. И если соцсеть дает возможность бултыхаться в «лягушатнике» для своих, то работа с поисковиком - профессиональный серфинг в океанических просторах. Что само по себе накладывает разные степени ответственности на профильные компании. Любой поисковик работает в двух направлениях: не только позволяет источнику заявить о себе, но и приводит потребителя на этот источник. Щелчок тумблера - и сайт лишается потока посетителей. Впрочем, пока подозрения в манипуляции поисковой выдачей голословны, что у нас, что за рубежом. Компании-поисковики имеют возможность вмешиваться в роботизированные алгоритмы, но предпочитают этим не заниматься. Во многом именно поэтому обвинения в ангажированности раздела «Яндекс. Новости» вызвали такое удивление и непонимание специалистов. Актуальности этой дискуссии придала многозначительная фраза Путина о том, что с компанией «Яндекс» «не все так просто» и ее «поддавили» из-за рубежа. Думается, «Яндекс» был обречен столкнуться с такими претензиями с тех пор, как сделал ставку на развитие новостного портала. Ни один другой крупный поисковик не решился играть столь заметную роль в информационной сфере. В отличие от конкурентов «Яндекс» не просто подключил свой алгоритм поиска к новостным источникам. Программисты создали самостоятельный раздел с традиционным дизайном большого сетевого СМИ, в котором размещаются главные и второстепенные события дня, определяется их местоположение, подбираются фотографии, ранжируются источники, формируются разделы. Как заявляют в компании, все эти действия совершают роботы, редакторского отдела просто не существует. Однако сам функционал страницы в полной мере соответствует работе средства массовой информации, притом что никакой собственной информации поисковик не производит. Свои новостные разделы имеют и другие отечественные поисковые компании. Но Mail.ru и Rambler не скрывают редакторского вмешательства в работу агрегаторов, имеют штат сотрудников, редакции и, более того, продают место на своих новостных порталах. Впрочем, и доля этих ресурсов в потоке трафика невелика. Однако совсем иная картина открывается, если посмотреть на статистику переходов пользователей интернета исключительно на новостные сайты. А вот новостные разделы компаний показывают другие итоги: 15% - «Яндекс. Новости» и лишь 3-4% - News Google. Переходы из социальных сетей и других поисковиков, как и собственный трафик, дают каждый не более 1-5%. Несмотря на то что в интернет-отрасли не так много глобальных игроков, а ее доля в ВВП страны, по данным РАЭК и ВШЭ, составляет всего 1,3% (1 трлн рублей), у Рунета есть вполне весомый аргумент, чтобы привлечь к себе внимание сверху. Объем интернет-аудитории (по сути, аудитории активных избирателей) сегодня составляет около 70 млн человек, 50 млн из которых пользуются интернетом ежедневно! Такой масштаб сложно игнорировать. А если углубиться в экономику и к объему рынка приплюсовать интернет-зависимые отрасли (те, которые не могут существовать без интернета, — например, госсектор), то названная выше цифра возрастет до 5,2 трлн рублей. А это уже весомые 8,5% от ВВП (именно эту цифру, кстати, озвучил Путин). В мае этого года свыше 5 млн человек пользовались агрегатором «Яндекс. Новости». По сравнению с покрытием телевидения это немного. Компания не определяет новостную картину дня для всей страны, но претендует на роль «национального» ведущего поисковика. А потому важно понять, есть ли основание обвинять агрегатор в какой-либо ангажированности. Почему вообще появились такие претензии? В полной мере россияне познакомились с пропагандистскими методами в 2008-м, после нападения Грузии на Южную Осетию. Журналисты газеты «Труд» сделали подборку заголовков: «Русское варварство», «Российские оккупанты», «Абхазские бандформирования» и т. д. Кстати, нечто подобное можно наблюдать и на фоне обострения российско-украинских отношений. На запрос «Украина» в новостном агрегаторе вместе с привычными отечественными СМИ на первой-второй страницах поисковой выдачи неизменно появлялись украинские ресурсы с предсказуемым антироссийским содержанием. «Яндекс», правда, отреагировал на эти претензии: в новостном разделе появилась отдельная графа «Иностранные СМИ», куда теперь попадают все украинские источники. Во-первых, сам конфликт был скоротечным, во-вторых, в компании быстро приняли меры для устранения проблемы. Однако ситуацию оценили в Кремле. Конфликт удалось замять благодаря вхождению в капитал компании Сбербанка с обширными полномочиями «золотой акции». (Кстати, тогда же было принято решение о разработке альтернативной национальной поисковой системы «Спутник», презентация которой прошла пару недель назад.) Некоторое время к работе «Яндекса» не возникало вопросов, но с началом акций уличной оппозиции в декабре 2011 года претензии к поисковику возобновились. Нюансы подготовки оппозиционных мероприятий, заявления лидеров, работа Координационного совета оппозиции - эти темы выносились на главную страницу «Яндекс.Новостей» чрезмерно часто, как будто волновали большинство жителей страны (социологи уверяют, что это вовсе не так), как будто набирали большое количество переходов, а потому имели высокий рейтинг. 1 января 2013 года на первом месте в топ-5 главных новостей дня оказалась акция лимоновцев на Триумфальной площади. Будем откровенны: вряд ли пользователей действительно интересовал протестный сюжет в эти дни. «Яндекс» уверяет, что название статьи робот выбирает случайно: «Автоматический топ-5 новостей на главной странице является неотъемлемой частью автоматического агрегатора новостей». Мы перечислили эмпирические претензии к поисковой выдаче «Яндекса», которые во многом можно объяснить субъективным восприятием либо подгонкой задачи под ответ. Позволим себе конкретизировать претензии и вступим в полемику с представителями поисковика. Оказалось, что у большинства изданий значительную долю посещаемости (часто более 50%, а нередко и 70%) составляют переходы именно из службы «Яндекс. Новостей». В отношении 51 ресурса можно сказать определенно, что в их выходных данных нет информации о регистрации в качестве СМИ. Исследователи делают вывод: «"Яндекс", обладая монопольным положением на рынке поиска в России, создает иную медийную реальность, формируя новостные сюжеты из сообщений ресурсов, большинство из которых СМИ не являются». Каким образом популярный сайт не индексируется поисковой машиной? Некоторые эксперты убеждены, что имеет место вмешательство сотрудников «Яндекса» в работу поисковых роботов. Однако в компании уверяют: «Поскольку "Яндекс.Новости" работают полностью автоматически, с нецензурными заголовками, спамом и накрутками борются не редакторы, а алгоритмы ранжирования, которые мы постоянно улучшаем». Тем не менее ряд экспертов считает, что работники поисковика обладают возможностью не только удалять проштрафившиеся ресурсы, но и определять частоту их ранжирования и место в поисковой выдаче. После того как роботизированный алгоритм поиска проверяет сайт на соответствие заявленным условиям («принадлежность первоисточнику, оперативность, цитируемость, информативность»), ресурсу автоматически присваивается рейтинговый балл в диапазоне от плюс пяти до минус пяти. Все абсолютно роботизировано. Однако существует техническая возможность вручную присвоить определенному сайту более высокий или более низкий рейтинг. Таким же образом определенные издания могут получать преференции и подниматься в топ по новостным запросам. Можно лишь предполагать, что в некоторых случаях какие-то интернет-ресурсы или темы ненадолго получают привилегию в поисковой выдаче «Яндекс.Новостей» для актуализации определенной политической повестки. Однако есть мнение, что некоторые ресурсы на продолжительное время занимают «не свое» место в поисковой выдаче. Можно лишь догадываться, анализируя статистику, где отображена структура переходов с «Яндекс.Новостей» на новостные сайты в трех временных точках: в январе 2012 года (разгар уличных протестов), в январе 2013-го (период новостного спокойствия) и в мае 2014-го (разгар конфликта на юго-востоке Украины). Как же радикально за три года изменились предпочтения алгоритма. Тем удивительнее падение рейтинга переходов на сайт Lifenews, основного поставщика «украинского» эксклюзива. Или на сайт «Вестей» - мощного агрегатора видеоконтента. Среди менеджеров и программистов достаточно сильны псевдолиберальные, протестные идеи. Многие из них остаются активными участниками «белоленточного» движения. Имея под рукой мощный механизм контроля новостной среды, сложно удержаться от соблазна осуществить тонкую наладку механизма поиска, акцентировать внимание населения на определенных проблемах общества, придать работе алгоритмов некоторую политизированность. Однако вполне вероятны и другие версии. Например, профессиональной некомпетентности ряда программистов и разработчиков алгоритмов. Говорят и о возможных конкурентных войнах. Как общество может наладить контроль за работой поисковиков? Сегодня некоторые такие ресурсы имеют все возможности и признаки средств массовой информации, не являясь таковыми по сути. Новый статус заставит компании отфильтровывать сомнительные источники, отсеивать пропагандистские сайты и т. д. Но вместе с обязанностями придут и права. Например, право подавать ту информацию, которую редакторский коллектив считает единственно правдивой. Будем ли мы рады такому СМИ с ежедневным трафиком в 60 млн россиян? Заставляют чуть оптимистичнее смотреть на вещи две новости. Прежде всего, оказывается в последние полгода массовым явлением стал уход из социальных сетей и не только россиян. Это происходит во всем мире. И второе. Фонд «Общественное мнение» провел социологическое исследование в июне и выяснил, что не имеют дела с интернетом более трети россиян. В опросе принимали участие 1,5 тысяч человек из 100 населенных пунктов РФ. Большая часть из этих людей – это пожилые граждане старше 62 лет. Исследователям удалось выяснить, что 9% респондентов не менее 1 раза в неделю посещают всемирную паутину , 5% – реже. Около 50% опрошенных были в интернете в день, когда проводилось исследование. По данным фонда, статистическая погрешность приведенных показателей не превышает 3,6%. © Copyright: Сергей Шрамко, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|