Чинить нельзя выкинуть,

Сергей Шрамко: литературный дневник

или Как нас обманывают сервисы по ремонту...
Помнится, сын турецкоподданого Остап Бендер знал несколько сотен способов относительно честного отъема денег у граждан. Но даже великий комбинатор пришел бы в изумление от ловкости отечественных «сервисменов», на фоне которых он выглядел бы жалким любителем.


Говорить про разнообразные ухищрения автосервисов мы не будем, так как про них можно написать целый том. А то и два. Поэтому поговорим лучше о сервисах по ремонту бытовой техники и электроники, что позволит уложиться в объем данной статьи.
Итак, в один не самый прекрасный день ваш любимый тостер, кофеварка, планшет или ноутбук внезапно начинают хандрить, а то и вовсе прекращают подавать признаки жизни. Забегая вперед, следует сказать, что вам остается только посочувствовать, так как эта, незначительная на первый взгляд, проблема таковой отнюдь не является. Особенно если вы решили не выкидывать неисправный тостер в мусоропровод, а обратиться в сервисный центр.
Если ваш захворавший электрический дружок не на гарантии, а он, скорее всего, уже давно не на гарантии, то чинить его придется за свой счет. В принципе, ничего страшного в этом нет, так как вы уверены, что ремонт в сервисном центре обойдется вам в сущие копейки. Ведь за тостер вы отдали небольшую сумму, соответственно, и ремонт должен быть копеечным. Но… Имена эта наивная уверенность является одним из величайших заблуждений российских граждан, и именно эта уверенность впоследствии выйдет вам боком.
Как человек прогрессивный и привыкший искать ответы на все вопросы в Интернете, вы очень быстро через поисковик найдете с десяток сервисных центров и будете приятно удивлены как расценками, так и обилием сервисных услуг. Таких, как: бесплатный выезд курьера, бесплатная диагностика и бесплатная доставка отремонтированной вещи обратно владельцу. Причем за сам ремонт, если верить заявленным расценкам, возьмут те самые сущие копейки, которые вы незадолго до этого нарисовали в своем воображении. Но учтите, что как только вы протянете руку к телефонной трубке – вы «попали» на 50%. Почему только на 50%? Об этом ниже.
Ни один человек в здравом уме не откажется от вызова бесплатного курьера, если, конечно, врачи не посоветовали владельцу неисправного тостера или ноутбука побольше двигаться. А зря. Ведь даже поверхностного знакомства с сервис-центром иногда хватает для того, чтобы начать воспринимать «сервисменов» как персональных врагов. Но вам, конечно же, лень ехать в сервис самому, и вы приглашаете курьера.
Через час, максимум три, на вашем пороге появится улыбчивый и обаятельный представитель сервис-центра, который буквально парой фраз убедит вас в правильности выбранного решения и сделает комплимент вашей занедужившей кофеварке или ноутбуку (сразу видно аккуратного владельца, а для нас работать с такими клиентами – ни с чем не сравнимая радость!). Курьер быстро запишет все дефекты изделия в акт приемки, лучезарно улыбаясь сообщит вам «примерную» стоимость работ, а также обрадует тем, что уже через день-два ваша вещь будет, как новая и, вне всякого сомнения, переживет не только всех нас, но и доживет до второго пришествия. После чего вам нужно будет лишь подписать договор на оказание услуг.
Русский человек так устроен, что читать всякие бумажки ему, как правило, недосуг. Даже если впереди у него целая вечность. К тому же милый и обаятельный курьер будет красноречиво покашливать, покряхтывать и смотреть на часы. Скорее всего, вы подмахнете договор не глядя, просто потому что не смеете больше задерживать такого милого и обаятельного человека. И после того, как курьер отбудет восвояси с вашим тостером или планшетом, останется поздравить вас с «попаданием» на 75%. И с тем, что теперь вне зависимости от того, починят ваш электроприбор или нет, некоторого количества дензнаков вы уже лишились.
Почему?
Да потому, что в договоре, который вы не глядя подписали, однозначно значится пункт о платной диагностике. У разных сервисных центров стоимость диагностики колеблется от 1000 до 1500 рублей, но не это самое веселое. Веселье начнется через несколько дней, когда с вами свяжутся «сервисмены» и сообщат, что, например, замена клавиатуры на вашем ноутбуке, которую вы неосторожно залили чаем, будет стоить 10 000 рублей. То есть столько же, сколько стоит весь ваш ноутбук. Как вариант – замена вилки на вашем тостере обойдется вам в 1800 рублей. И это при том, что за тостер вы отдали 2000 руб, а в ближайшем хозтоварном магазине вилка стоит 70 рублей.
Вы наивно думали, что «сервисмены» работают за гроши? Нет, их труд оплачивается едва ли не так же, как труд ювелира или огранщика алмазов. То есть пятиминутная замена одной китайской вилки на вашем тостере на другую будет равна цене самого тостера. И вам очень повезет, если с вами свяжутся ДО ремонта, а не поставят перед уже свершившимся фактом замены вилки и клавиатуры.
Но в любом случае, после звонка вы «попали» уже на все 100%. Услышав такие цифры, первое что приходит в голову облапошенного владельца, так это послать «сервисменов» куда подальше. Но им это, как говорится, по барабану. Ведь в договоре прописан пункт о стоимости диагностики, которую вы обязаны оплатить в любом случае, так что деньги на бочку. Вы, после некоторых раздумий, соглашаетесь её оплатить и просите привезти своего несчастного электрического дружка обратно, тем более, что курьер обещал это сделать так же бесплатно. На что «сервисмены» вам сообщат, что в первую очередь курьер развозит отремонтированные приборы, а «отказников» – то есть вас - обслуживает в последнюю очередь. И очередь эта растянулась дней на 5-7. Плюс-минус неделя.
Вы готовы подождать курьера сколь угодно долго, ведь тостер каши не просит, но… Каши просят «сервисмены», о чем в договоре очень доходчиво написано. А значится там следующее: после даты окончания ремонта или отказа от него, в течение календарной недели Заказчик должен забрать электроприбор из сервис-центра, в противном случае он будет оплачивать каждые сутки ответственного хранения в размере 300 руб.
Вы думали, что платить нужно только за автостоянку? Нет, ваш злосчастный тостер, находясь на «ответственном хранении», может за пару недель не менее эффективно облегчить ваш кошелек.
И вот не остается ничего другого, как, проклиная все на свете, самому собираться в сервис-центр. Благо, что находится он недалеко, в самом центре города. Но и здесь вас ждет разочарование. Адрес «Красная площадь, д.1» – это юридический адрес, а ваш взятый в заложники тостер находится на другом конце города в богом забытой промзоне или вообще в глухом замкадье, куда добраться можно на перекладных часа за полтора минимум.
Самое обидное, что после всех этих мытарств вы, как та самая старуха, остаётесь у разбитого корыта со своим неисправным тостером или ноутбуком, да ещё и выкупленным из сервисного плена за свои кровные. Причем всё, что с вами приключилось – законно. Договор составлен безупречно, вы его подписали и решись вы обратиться в суд, то однозначно проиграете. Вы можете сколько угодно доказывать, что стоимость ремонта на сайте была заявлена совсем другая и курьер называл другие цифры, но это все будут разговоры в пользу нищих, которые в суде силы не имеют. В отличие от подписанного вами договора.


Чинить нельзя выкинуть.
Разумеется, каждый сам решит, где ему поставить запятую. Но прежде чем обращаться в сервис-центр, имеет смысл запомнить три главных правила:


1.Бесплатный сыр, как и бесплатные курьеры, скорее всего не облегчат, а усложнят вашу жизнь.
2. Всегда и везде читайте, что вы подписываете, причем разбирая каждый пункт и каждую фразу. А то невинное на первый взгляд «ответственное хранение», да ещё затянувшееся на пару лет, запросто может вылиться в судебное разбирательство и ваш тостер станет даже не золотым, а платиновым.
3. И третье – ещё с советских времен сервисные центры отличались крайне невысоким качеством обслуживания, а во времена недоразвитого капитализма действия некоторых из них вполне можно квалифицировать как грабеж средь бела дня. Его можно прикрыть фиговыми листками безупречно составленных договоров, лицензиями и пр., но грабительская суть таких организаций от этого не изменится. Поэтому крайне важно выбрать правильный сервис с хорошей репутацией и не попасться на удочку откровенных мошенников и проходимцев.


И напоследок ещё одно наблюдение.
Современная аппаратура сильно отличается от той, что была двадцать лет назад. И не столько своей сложностью, сколько неремонтопригодностью.
Легендарные по своей надежности японские магнитофоны из магазина «Березка» давно канули в лету, а на смену им пришли одноразовые гаджеты, починить которые, в силу их конструктивных особенностей, подчас бывает попросту невозможно.
В первую очередь это относится к планшетам, смартфонам, цифровым фотоаппаратам и некоторым ноутбукам.
Иногда проще продать сломавшийся гаджет, чем заниматься его ремонтом, а то и выкинуть, дабы не трепать себе нервы и не тратить время и деньги.
Понятно, что расставаться с дорогостоящим девайсом решатся немногие и попытаются его реанимировать с помощью «сервисменов», но в таком случае советую обратиться к самому началу статьи и перечитать её ещё один раз.
2.12.2015 Александр Плеханов



Другие статьи в литературном дневнике: