В России растет уровень недоверия к средствам массовой информации, свидетельствуют результаты опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ).
Доверием к СМИ социологи называют рационально обусловленные и эмоционально подкрепленные позитивные, опирающиеся на внутреннюю мотивацию, а не на страх и принуждение, психологические трансакции между аудиторией и СМИ.
Среди основных причин недоверия к СМИ выделяют следующие:
-использование СМИ для манипулятивного воздействия на граждан, особенно в предвыборных кампаниях;
-гиперкоммерциализиция медийных организаций, которые работают по рыночным законам, что приводит к уменьшению доверия граждан к СМИ;
- отсутствие общественного сектора вещания, способного компенсировать негативные последствия коммерциализации СМИ;
- существенной причиной падения доверия аудитории называют низкий уровень профессионально-этической культуры журналистов, незрелость системы саморегулирования журналистского сообщества в России.
Граница между честной и нечеcтной журналистикой проходит не там же, где граница между свободой и несвободой. Не обязательно та информация, которая создана в стране свободной, лучше той, что создана в несвободной.
Согласно результатам опроса, с августа 2015 года доля россиян, не доверяющих СМИ, выросла на 10 процентных пунктов с 41% до 51%. Число доверяющих снизилось на 7 пунктов до 40%. В частности, россияне недовольны тем, как СМИ освещают ситуацию в экономике страны.
По данным социологов, 46% граждан считают освещение ситуации в российской экономике «необъективным».
С этим не согласилась треть респондентов (32%), каждый пятый (21%) затруднился ответить на вопрос исследователей.
При этом 61% опрошенных считают, что СМИ не дают полной картины дел в отечественной экономике, довольны работой информационных ресурсов 15% участников исследования.
28% россиян полагают, что реальная картина ситуации в экономике страны не отличается от сообщений, публикуемых в СМИ на данную тему.
Более трети респондентов (36%) считают, что экономическая ситуация в России лучше, чем сообщается в медиа, а 27% уверены, что средства массовой информации, напротив, сгущают краски, убеждены, что средства массовой информации умышленно запугивают аудиторию, изображают экономическую ситуацию гораздо хуже, чем она есть на самом деле.
Усиление недоверия к СМИ сопровождается резким падением тиражей газет, снижением посещаемости информационных сайтов.
Наименьший уровень доверия к региональным СМИ — в Ингушетии (52%), Дагестане (58%), Москве и Карелии (по 59%).
В лидирующем по этому показателю Ямало-Ненецком округе региональным СМИ доверяют 84% респондентов. Жители Крыма и Севастополя на 71% и 70% доверяют местным СМИ, жители Чечни — на 77%.
Уровень критичности по отношению к получаемой информации в целом ниже. Наибольшее недоверие к СМИ демонстрируют Петербург (48%), Москва (46%) и Калининградская область (44%). Наименее критичны к получаемой информации отнюдь не те же регионы, что демонстрируют наибольшую доверчивость: самая низкая доля критики зафиксирована в Чечне (24%), на Чукотке (26%) и в Туве (27%). В разных регионах от 71% до 87% респондентов готовы, почувствовав недоверие, проверять информацию в других медиа и искать альтернативные точки зрения.
https://eadaily.com/ru/news/2016/10/16/opros-fom-nedoverie-rossiyan-k-smi-rastet
Любопытно сравнить эти цифры с теми, что были полтора года назад.
7 мая 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) публиковал данные опроса о том, какие СМИ по-прежнему сохраняют доверие россиян, из каких СМИ россияне предпочитают узнавать новости, а какие сдают свои позиции.
Основным источником новостей о событиях в стране для россиян было телевидение (62% в 2015г., 60% в 2013г.), а популярность газет продолжает падать.
Новостные и аналитические ресурсы в интернете, а также официальные сайты в качестве главных источников свежей информации выделяли для себя 16% респондентов (23% в 2013г.). И лишь 3 % россиян читают новости в газетах.
Новостные, аналитические и официальные сайты в Интернете достоверными источниками информации считали 43% россиян (20% доверяли им, 23%- скорее доверяют этому источнику).
В случае спорной трактовки определенных событий, 55% россиян скорее воспримут версию, преподнесенную в телеэфире, интерпретациям различным Интернет-ресурсов, в т.ч. блогов и соцсетей, охотнее поверят 18 % россиян (22% в 2013г.).
По данным 2015 года, доверие к центральным российским СМИ было на достаточно высоком уровне, в то время, как уровень доверия к зарубежным СМИ падал. 75% россиян доверяли или могли поверить центральному ТВ, каждый второй - центральной прессе(54%) и центральному радио (52%).
По сравнению с показателями 2007 года почти в семь раз увеличилось число не доверяющих зарубежным СМИ россиян (7% в 2007г., 50% в 2015 г).
Количество разделяющих позиции западных СМИ граждан уменьшилось, а процент скорее не доверяющих этому источнику россиян остается относительно стабильным – последние восемь лет так считает каждый пятый.
Местному ТВ доверяли 66% россиян (37% доверяют, 29% - скорее доверяют), региональному радио - 47% россиян (доверяют 25%, скорее доверяют 22%), каждый второй доверяет местной прессе (26% доверяют, 25% скорее доверяют).
Этот всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 2-3 мая 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
А что происходит в мире?
Согласно данным исследований, аудитория постоянно доверяет в первую очередь – радио, во вторую очередь – телевидению, в третью – прессе,
Доверие к Интернет-источникам всего за год снизилось (2011-2012гг) с 52 до 49% респондентов. Самый высокий процент доверия к Интернету как к источнику информации в Чехии, Дании и Словакии, и самый низкий процент доверия к интернету в Словении, Швеции, Великобритании.
Доверие ко всем типам СМИ уменьшается вне зависимости от возраста респондента. Единственное исключение составляет доверие к интернету у респондентов до 16 лет – показатель увеличился на один пункт.
Наиболее высокий показатель доверия к радио на протяжении 2011-2013 года зафиксирован в таких странах как Финляндия, Швеция, Дания.
Наиболее высокий уровень доверия к телевидению на протяжении последних лет постоянно сохраняется в таких странах как Финляндия (76%, 72%, 76%) и Австрии (70%, 74%).
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.