Надо собрать пазлЧтобы лучше понимать Возрождение, надо знать античных авторов; чтобы лучше понимать Возрождение, надо знать основные моменты истории христианства, а само христианство невозможно понять не зная древневосточной истории. Только сейчас за десятилетия я стал приходить к этому пониманию. Здесь еще смыкается мой интерес с ересями - павликианами, богумилами, катарами (они в первую очередь). Понятно, что христианство - новая иудейская религия, выросшая в иудейской культурной среде, где иногда видны попытки внести в иудейство новые культурные элементы за счет эллинистической культуры, завязав все это на личности некоего Иисуса Вифлеемского. Понятно, что оно по первости годилось для необразованной бедноты - образованная часть римской империи не принимала эту секту всерьез. Весь посыл христианства гласил: работай на хозяина, после смерти тебе воздасться, ты, главное, работай, не отвлекайся. В придачу была пущена сказка, что всем воздаться даже при жизни. У бедноты появились понятные стимулы и ориентиры жить и работать. Потом появились богатые и образованные христиане, они-то в принципе и попытались свести учение к единому знаменателю. В том же списке Отцов Церкви Юстиниана почти все они были хорошо образованными, многие происходили из не самых низших слоев общества. Наверное, знатных привлекала в христианстве черта сострадания к бедноте, само христианство играло на каких-то прямолинейных человеческих чувствах, а когда еще за счет поддержки римских властей и единой территории римской империи оно укрепилось, то его исповедовать стало даже выгодно. Эта-то часть образованных приспосабливала непонятное иудейское христианство под современные нужды, под понимание язычников. В целом, основные моменты понятны. Надо собрать более цельный и последовательный пазл. © Copyright: Лев Агни, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|