Периодизация Античности

Лев Агни: литературный дневник

Решил все-таки освоить книгу Цибукидиса "Древняя Греция и Восток..." Книга своеобразная, чисто терки греческих историков, но я решил освежить в памяти греческую историю древности. В книге затронута проблема периодизации - когда заканчивается эллинизм, с римским завоеванием или нет. Я обычно не особо задумывался над этим вопросом, склоняясь к завершению эпохи эллинизма завершением Античности (где-то 5-7 вв.). Но теперь, еще раз переосмыслив тему, будучи последовательным и логичным, я думаю, что правы те историки, которые считают, что эллинизм начался со смертью Александра Македонского в 323 г. до н.э. (или с начала его "восточного похода" в 334 г. до н.э. - здесь не принципиально), распадом его империи, появлением эллинистических государств и завершением эпохи в 30 г. до н.э., когда последнее крупное эллинистическое государство - Египет - было захвачено римлянами. То, чем начинается эпоха и характеризуется, вроде как и должно по логике завершаться. Затем началась романская эпоха. По-моему, без учета романского периода, невозможно состыковать конец античности со средневековьем, переход от язычества к христианству. На мой взгляд, все эти явления одного порядка, и невозможно их анализировать без учета огромных территорий римской республики, шедших внутри нее политических, социальных и культурных процессов. Если первые века римляне не вмешивались особо в дела Востока, ограничиваясь внешней надстройкой (платите бабки и будьте покорны, больше ничего не надо), то с трансформацией Рима из полисного государства в надполисное, государство уже хотело вмешиваться во внутренние дела территорий, до самых низовых единиц общества и до каждого человека; гражданина следовало превращать в подданного, чему и должна была способствовать новая религия христианства, начиная с Константина Великого. Идеология и культура эллинистического полиса под римским воздействием еще больше размывалась и перестраивалась в подданическо-христианскую "формацию". Вот этот процесс и есть переход от античности к средневековью. Языческо-полисная культура, идеология сменяется подданическо-христианской культурой, идеологией. В западном средиземноморье этот тип "формации" приобретает оттенок ярких феодальных отношений. А все эти земельные вопросы, закрепощения крестьян - разные формы приспособления вариантов новых политий (политич. образований) к новым историческим условиям в рамках одной христианско-подданнической "формации". Если Византии требовалось как-то сохраниться, то новым варварским "государствам" приходилось осваивать новые пространства и осваивать римское наследие. Такие пока черновые наброски.



Другие статьи в литературном дневнике: