Снова о прочитанном - 2

Лев Агни: литературный дневник

Ларошуко Ф. де. Максимы. СПб, 2022.
У Ларошфуко много можно цитировать мыслей-максим. Разная тематика афоризмов и их остроумие доставит приятное времяпрепровождение. Понятное дело, с чем-то можно не соглашаться, но всегда будет такое, с чем согласишься. Приведу несколько максим.
«Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа».
«У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего».
«На свете немало таких женщин, у которых в жизни не было ни одной любовной связи, но очень мало таких, у которых была только одна».
«Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел».
«Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум».
«Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы».


Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. М., 1982.
Книга затрагивает «вечные проблемы», будет интересна всем современным людям, как о том и пишется в предисловии. Конечно, кому интересно читать такие книги.
Например, о жажде ранней славы (письмо I 2. С. 57): «люди меньше ценят тех, с кем близко и часто общаются» и «со смерти человека начинается людская благосклонность, и конец жизни – начало славы; если она началась раньше, это необычайно и несвоевременно…».
Или о публичности известных людей: «у них ничего не скрыто, все выходит наружу, дырявый дом сильных мира сего ничего не удерживает в своих стенах, все выплескивает на всеобщее обозрение. Все известно: что едят на завтрак, что на обед, что говорят за столом, что в спальне; все слетевшее с языка тщательно запоминается, всякое слово – изречение, в любой случайности видят умысел, и легкомысленная шутка превращается в серьезнейший проступок…» (XIV 1. С.150).
Или о времени и смерти:
«Вот, дошел до этого места письма, раздумывал, что еще сказать или чего не говорить, и по привычке постукивал меж тем перевернутым пером по неисписанной бумаге. Само это действие дало материю для размышления: в такт ударам ускользает время, и я заодно с ним ускользаю, проваливаюсь, гасну и в прямом смысле слова умираю. Мы непрестанно умираем, я – пока это пишу, ты – пока будешь читать, другие – пока будут слушать или пока будут не слушать; я тоже буду умирать, пока ты будешь это читать, ты умираешь, пока я это пишу, мы оба умираем, все умираем, всегда умираем, никогда не живем, пока находимся здесь». Последние фразы отсылают к Исповеди Августина (I 6, 7).


Шахназаров К.Г. Повести и сценарии. М., 2021.
В книге опубликованы сценарии «Курьер», «Город зеро», «Цареубийца», повесть «Молодые дирижабли», сказка «Истребитель драконов» и рассказ «Консул Гусев». Книгу покупал чисто из-за «Курьера». Остальное не очень понравилось. Можно почитать еще рассказ про консула Гусева. Оказывается, концовка «Курьера» в фильме и повести немного различаются. В печатной версии расставание с Катей, по-моему, более психологически оправданно, нежели в кинофильме. В фильме уделено много внимания другу главного героя Базину, где присутствует сцена дарения ему пальто со словами «Мечтай о чем-нибудь возвышенном». И появление в финале дембеля, чего нет в повести, что как бы намекает, что герою остается один выход – идти служить в армию. Остальные произведения в книге я не особо оценил. Кино, подобное «Городу зеро» я не понимаю, как и подобную литературу. Были бы какие-нибудь интересные размышления, можно было бы хоть над чем-нибудь подумать, а так…не идет.


Васильев Б.Л. Не стреляйте белых лебедей. М., 2022
Еще один маленький шедевр от Б. Васильева. В тексте постоянно используются уменьшительные суффиксы, что придает произведению налет наивности и сентиментальности. Мини-роман напомнил рассказ В. Шукшина «Чудик».



Другие статьи в литературном дневнике: