Книжки в бульварных обложках...

Владимир Цыбульский: литературный дневник

Книжки в бульварных обложках и с таким же содержанием. Интеллигентные дамы в возрасте читают их в метро. Возмущение интеллектуалки – но вы же интеллигентный человек! Как вы можете читать эту чушь. Это вас недостойно и т.д.
Ответ обиженной с вызовом – я достаточно читала серьезной литературы. Теперь хочу отдохнуть.
Хочет отдохнуть. Ее право.
Что-то в этом есть – в снижении вкуса, в востребованности масскульта, в упадке авторского, яркого, оригинального, недюжинного. Какой-то закон сохранения энергии. Какая-то разумная бережливость сил. Естественное стремление идти кратчайшим путем.
Ну, скажите какая разница между восторгом от балета «Ромео и Джульетта», от спектакля Эфроса, ленты Франко Дзефферелли, бандитского ремэйка с Ди Каприо?
Каждая из этих вещей имеет, наверное, свою объективную ценность. Их можно выстроить, если не по вертикали, то хотя бы уступами (если выстраивающие не передерутся при этом). Но ведь речь не об их ценности. О природе и силе чувства, кот. они вызывают у зрителя и читателя.
Рыдающий над пошлой мелодрамкой, заходящаяся при звуках попсовой любовной ерунды и блаженствующий над сонетом Шекспира в оригинале они , вообще чувствуют, одно и тоже? Ну, хоть приблизительно? Или чувства эти рядом не стояли?
Или скажем так – читающий Маркеса может получить удовольствие от чтения Лукьяненко?
Может.
А наоборот? Если читатель никогда ничего кроме Лукьяненко не читал?
Дама-то ведь правильно сказала. Я уж довольно потрудилась над серьезным. Хочу отдохнуть.
Выучить язык, чтоб прочесть в оригинале. Научиться играть на скрипке, чтоб дотянуться до классики. Попотеть над статьями искусствоведов, чтобы увидеть в Рафаэлевой Мадонне хоть что-то кроме гламурной фотомодели, закутанной в шелка, окруженной пухлыми младенцами с крылышками.
Это когда ж он, наш читатель и зритель, будет всем этим заниматься? И главное – зачем? Он и так лежит и ест бананы. Пьющему с юности водку стаканами, не объяснишь, как это здорово – пить коньяк мелкими глотками. И не больше рюмки за вечер.
Так что же делать умеющим пить виски и читать Буковски?
Пить виски и читать Буковски. И не мешать другим хлебать водку и балдеть от попсы. И не кукситься от всеобщего падения и вырождения. Там, в предыдущие века столько всего собрано и накоплено – на наш век хватит. И из тысячи пишущих макулатуру один приличный рано или поздно все равно выйдет. И он будет тот, кого примут и пьющие водку стаканами и цедящие коньяк по капле.
Да так оно всегда и было. Просто макулатура мгновенно сгорает. Это Рукописи не горят. Возьмите подшивку какого-нибудь «Литератруного приложения «Невы» за 18…-ый год. Убедитесь сами.
Один из гуманистов провозвестников так сказал про ожидаемую демократию:»Войдешь в метро, а там все читают Диккенса. А кто не хочет, не читает». Все так и случилось. Ну что ж, что вместо Диккенса Донцова? Зато, кто не хочет – не читает.



Другие статьи в литературном дневнике: