Пахать и приплясывать

Виктор Улин: литературный дневник

Гениальный художник, блистательный графоман, нуднейший моралист и гроссмейстер слова - ПРОЗАИК до мозга костей ! - Лев Николаич Толстой говорил, что с точки зрения сущности литературного творчества (состоящего на 1% из "вдохновения" и на остальные 99 - из каторжного труда над текстом) писать СТИХИ столь же нелепо, как пахать и при том приплясывать.


Спору нет, порой бывает смешно читать, как седобородый старый дурак разливается строчками о своей неземной любви.


Но...


Я сам пишу стихи больше 40 лет кряду, с перерывами, но почти постоянно, параллельно с прозой.


Вчера я выложил одно из недавних стихотворений, посвященное поэту Николаю Рубцову.


http://www.proza.ru/2018/04/11/335


Видимо, удачное: оно весь день оставалось в рейтинге, не уходя с первой страницы.


Потом я невольно сравнил его с одним из своих стихотворений 40-летней (!) давности, 1979 года, посвященным именно неземной любви


http://www.proza.ru/2017/11/21/1538



Приведу по одной строфе из того и из другого:


Только память со мною. И ей, безотказной, лишь грейся –
Что же делать еще, если сердце сковало тоской?
Мне тебя не вернуть. Отзвенели бессильные рельсы.
Электричка ушла. Далеко! Далеко. Далеко…
(это старое)


Меж обугленных плит те костры шепчут путнику: «Грейся…»
Дальше город теснит подступивший к окраинам лес.
Там кричат поезда, там гудят беспокойные рельсы,
Там слетает звезда с утомленных от жизни небес.
(это новое)


Один и тот же анапест, полюбившийся еще с Пастернаковского "1905 года", одна тема, даже одинаковая рифма в 1 и 3 строках (трудно найти иную для слова "рельсы").


Ну разве что в новом есть цезуры, выделенные внутренними рифмами.



Так которое стихотворение лучше, глубже, экспрессивнее?



- А я знаю? - ответил бы Давид Маркович Гоцман из "Ликвидации", любимого сериала моего любимого друга Виктора Винчела...



Другие статьи в литературном дневнике: