Церковь - это чистота вероученияОтвет. Церковь хранит чистоту веры в единстве любви, в единстве между поместными Церквами, в единстве небесной и земной Церквей, в единстве народа и иерархии. Это единство является непременным условием для действия в Церкви Духа Святаго, Который есть Хранитель Истины, Учитель Истины и Сам - абсолютная, совершенная и живая Истина. Отпадение от Церкви раскольников во имя догматического правдоподобия, основанного на личных мнениях, влечет за собой потерю Духа Истины. Поэтому всякий раскол - это область духовного мрака, пустоты и лжи, где не может существовать и сохраняться ни единство любви, ни вероисповедальная чистота. ++++++++++++ Ответ. Причина - желание поставить себя над вселенской Церковью, игнорирование соборного мышления как принципа сохранения истины. ++++++++++++++++++ Ответ. Первосвященник Аарон еще до его призвания во священство тяжело согрешил: поддавшись угрозам, он сделал идола в виде золотого тельца и учредил в честь его праздник. Этот грех был настолько тяжел, что Господь хотел уничтожить весь израильский народ, и только молитва пророка Моисея отвратила гнев Божий. Моисей просил Господа или помиловать согрешивших людей, или вычеркнуть его самого из числа живых. Здесь мы видим, что участие в грехе брата пророка не явилось для народа оправданием. Церковное послушание - это послушание воле Божией, а лживое послушание - это удовлетворение своих страстей ссылками на чужие преступления. Но Аарон после своего грехопадения стал первосвященником, "призванным от Бога" (Евр. 5, 4). Когда Корей, Дафан и Авирон восстали против законной церковной власти и потребовали предоставить им честь и право совершать жертвоприношение, то гнев Божий постиг их: разверзшаяся земля, как ад, своей пастью поглотила их, а огонь, сшедший с небес, испепелил их сторонников. Эта казнь была похожа на гибель Содома, поэтому раскольники должны задуматься, образом чьего конца, Церкви или раскола, является гибель преступного Пятиградия. Хотя грех священников мог быть для восставших поводом к обвинению первосвященника, но мятеж в Церкви, попытка силой захватить храмовую власть и не принадлежащий сан, был осужден Богом и предан всенародной казни. Благословение, данное Аарону и его потомкам, - быть священниками ветхозаветной Церкви - не было отменено до времен новозаветной Церкви, хотя к этому роду принадлежали богоубийцы: Анна и Каиафа. Библейские книги говорят нам о многих преступлениях, которые были совершены священниками и первосвященниками (1-я книга Маккавеев одного священника называет безбожником, нечестивцем), но мы не найдем ни одного случая, чтобы церковное б л а г о ч е с т и е было бы возобновлено и сохранено ч е р е з раскол. Народ смотрел на грехи священников как на наказание за свои грехи и видел спасение во всеобщем покаянии, а не в расколах. ++++++++++++++++ Ответ. Святитель А ф а н а с и й Александрийский большую часть своей жизни провел в ссылках и заключениях, однако он не объявил себя и своих сторонников новой Церковью, а боролся за Православие до самой смерти, если можно так выразиться, в Церкви, объятой пламенем. На Флорентийском соборе почти все греческие архиереи приняли позорную унию. Почему же ревностный борец за Православие святитель М а р к Ефесский не объявил поместные Церкви, которые были представлены на Флорентийском соборе еретиками, упраздненными, и не стал хозяйничать в чужих епархиях? Святые Отцы знали, что Церковь непобедима и непреоборима силами ада, поэтому дыхание благодати развеет темные тучи ересей, и солнце Православия вновь ярко засияет над миром. +++++++++++++++ Что же сказать по сути обвинений, предъявляемых Святейшему Патриарху К и р и л л у очередными "борцами за чистоту" (очередными, ибо сколько их уже в церковной истории было – кафары, донатисты, беспоповцы, катакомбники, диомидовцы...)? Обличители вспомнили слова тогда еще митрополита Кирилла почти двадцатилетней давности, произнесенные на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре. Эти слова крайне искажены тем, что вырваны как из контекста выступления митрополита Кирилла, так и из контекста всей вообще позиции, которую занимала делегация РПЦ на той конференции и на иных подобных форумах. Дело в том, что свое участие в деятельности ВСЦ Русская Православная Церковь всегда оговаривала тем, что, по вере православных участников межхристианского диалога, Единая Христова Церковь уже существует, и эта Церковь – Православная Церковь, являющаяся Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Символа веры. Строго на такой позиции всегда стоял будущий Патриарх Кирилл, в каких бы форумах ему не доводилось участвовать. Именно таков основной мотив его экклезиологии, и надо быть просто слепым либо сознательным недоброжелателем, чтобы этого не замечать. Характерны слова, сказанные Владыкой Кириллом в одном из интервью в 2007 г.: Не об о б ъ е д и н е н и и Церкви с ересями и расколами, но о единстве в лоне Церкви, созданной Спасителем и существующей до сего дня и до последнего дня мира – Святой Православной Церкви. Именно к этому единству, к воссоединению с Единой Церковью в 1991 г. в Канберре призывал митрополит Кирилл тех, кто пребывал вне единства, вне спасительного церковного ковчега, когда говорил о том, что "православные хотят, чтобы этот дом был колыбелью единой Церкви". Да кто из нормальных православных людей не желает того, чтобы Единая Церковь Христова родилась и в сердцах тех сотен миллионов католиков, протестантов, даже сектантов, предки которых некогда покинули спасительную церковную полноту? Именно для них площадка диалога с православными, в процессе которого они получили возможность познакомиться с незамутненной апостольской истиной Святого Православия, и могла бы стать колыбелью той Единой Церкви, в которую они получили возможность вернуться. Представители священноначалия просто устали повторять прописную истину о том, что межхристианский и межрелигиозный диалог, в том числе, участие в работе ВСЦ, для православных его участников является формой с в и д е т е л ь с т в а перед инославным миром о Православии, формой богозаповеданной проповеди Истины Христовой ("Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари" – Мк. 16, 15), неповрежденно сохраненной в Православной Церкви. Дух самоизоляции, дух "пензенской пещеры", к которому зовут нас авторы рассматриваемого "Письма", всегда был чужд Церкви и святым отцам, он противоречил заповеди Христовой о проповеди "всему миру", т. е. и еретикам, и иноверцам. С точки зрения обличителей нашего Патриарха, святой апостол Павел, наверное, тоже должен покаяться в том, что выступил на языческом афинском Ареопаге, в окружении статуй античных "богов", да еще и, в качестве миссионерского приема, похвалил афинян за явно не по строго православным соображениям устроенный ими жертвенник "неведомому Богу" (Деяния. 17, 15-34). Если в "теории ветвей", утверждающей, что Церковь Христова состоит в единстве различных деноминаций, не состоящих между собою в общении – то Святейший Патриарх Кирилл не только никогда не разделял этой действительно еретической экклезиологии, но всей своей деятельностью, всей своей проповедью единства в лоне Святого Православия боролся с ней.
За минувшие 20 лет для Русской Православной Церкви проблема р а с к о л о в стала намного более актуальной, чем прежде. Случалось, что в те или иные расколы отпадали не только миряне, но и священники и целые монастыри, и даже архиереи. И хотя количество собственно раскольников остается незначительным, указанные взгляды получают заметное распространение среди части мирян, священников и монашества, и через это образуется «группа риска». Именно из этой группы впоследствии некоторые отпадают в раскол, а другие, оставаясь номинально в Церкви, ведут активную антицерковную деятельность. При том что раскольническая идеология несостоятельна и с богословской, и с канонической, и с нравственно-аскетической стороны, она, не встречая адекватного и систематического ответа со стороны Церкви, пользуется значительной популярностью благодаря тому, что прикрывается лозунгами борьбы за чистоту Православия. Наиболее благоприятным фактором для распространения раскольнического мировоззрения является невежество. Общая размытость и неопределенность экклезиологии в умах многих православных приводит к нечувствию всей тяжести греха раскола, непониманию того, что это духовная смерть и богоборчество и что в отношении Церкви раскольники становятся не менее чуждыми, чем еретики, которых они любят поносить. А низкий уровень познаний в духовной жизни не позволяет многим понять, что подозрительность и презрение к начальствующим, ненависть к ближним, страсть к осуждению и гордыня, которую раскольники пытаются прикрыть и оправдать «борьбой за чистоту веры», делает человека чуждым Богу и лжецом, по слову апостола: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). © Copyright: Татьяна Вика, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|