Мне думается, что коммунизм идентичен раю для верующих. Но, для того, чтобы попасть в рай, человек должен сам работать над собой - соблюдать заповеди, не грешить, очищаться молитвой, постом и исповедью - и веровать, не сомневаясь в существовании Бога. Рай - дело добровольное, личное и индивидуальное. Коммунизм же - дело общее, значит, принудительное для большинства. Не твоё личное дело, веруешь ли ты в коммунизм, хочешь ли работать на его приближение, ведь жить при нём будут отдалённые поколения, и уж точно не ты. Даже не в том проблема: дело в отсутствии свободы выбора. Или ты проникаешься идеей и прессуешь других, не проникшихся, или прессуют и перевоспитывают тебя, пока ты не научишься притворяться. Это всеобщее единомыслие и подчинение общей идее очень напоминает казарму, где все похожи, все одинаковые или притворяются таковыми, чтобы не попасть "на губу". Но какой же коммунизм без свободных людей? Тут-то и есть главное противоречие.
Мне кажется, писатель Анчаров подспудно сомневался в благе коммунального коммунизма, работая над сценарием фильма-спектакля "День за днём", иначе почему все его герои такие одинокие? По сути своей одинокие, неприкаянные. Почему в этой квартире нет детей, животных, растений? Почему такое тягостное ощущение пустых углов? Словно в тюрьме или в казарме, действительно, пребывают все эти люди... Коммунизм и коммунальная квартира противоречат друг другу - по сути!
Моя сестра жила в роскошной квартире, выходящей окнами на Крюков канал. Дом стоял напротив Мариинского театра, который тогда назывался Кировским. Когда-то дом принадлежал именно Мариинскому театру, в нём - в огромных квартирах - жили примы театра и театральная администрация, жил там и композитор Направник. В советские времена каждлая квартира представляла собой коммуналку. В коммуналке сестры жили четыре семьи, - всего четыре, что было редкой удачей. Люди все были воспитанные, даже интеллигентные, свято соблюдали права соседей, не ссорились из-за уборки общих мест и платили честно за электрические лампочки в этих местах. Прекрасная квартира, прекрасное место в центре Ленинграда и прекрасные люди. Почему только каждый человек в этой квартире вслух выражал желание уехать хоть на панельную окраину, лишь бы в отдельную квартиру? Может, оттого, что детей не выпускали побегать даже в коридоре, чтобы не обеспокоить других соседей? Эти дети-мышата тихо росли в общих с родичами комнатах, в уголке за шифоньером, поставленным поперёк помещения. Коммунальная квартира не предназначена для детей, не говоря о кошках-собаках. Значит, это нечеловеческое жильё, не человеческое житьё...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.