***

Нина Писарчик: литературный дневник

Новый литературный урок, четвёртый по счёту, был посвящён разбору ранних рассказов Николая Васильевича Гоголя - "Порторет" и "Невский проспект". В прошлый раз обсуждали "Гробовщика" А.С. Пушкина. Делаем это, по словам нашего учителя, для того, чтобы понять, какими художественными средствами автор достигает успеха, чтобы перенять классические приёмы. Вот, сдаётся мне, что автор, даже классический, никогда не задумывается о средствах и приёмах! Приёмами авторские особенности и находки в процессе письма объявляются пост-факто! Автор же подчиняется некой идее, задуманной им и осуществляемой посредством его таланта, его психо-физических возможностей и некого наития.
Михаил Евгеньевич Бойко не согласился с моим мнением, что Гоголю присущ подспудный юмор, скорее ирония, внутренняя улыбка, нечто среднее между любованием предметом описания и снисходительной усмешкой по этому поводу. Это и есть неподражаемая гоголевская манера. Бойко же считает,что это моя психологическая особенность, позволяющая мне видеть юмор там, где его не бывало... Но! В таком случае, почему я не вижу этой лукавой авторской улыбки в произведениях Толстого и Достоевского, Тургенева и Гончарова? А у Гоголя вижу, и искренне смеюсь над портретами его героев, и улыбаюсь описаниям того же Невского... И чувстую более едкую, но и более тонкую улыбку Пушкина. И добродушную усмешку Чехова. Конечно же, Гоголь использует приёмы противопоставления и контраста (начатые Пушкиным), причём в одном предложении. Допускает бесконечные повторы. Строит фразы по принципу избыточности, перенасыщенности информацией, доводя их до абсурда. Вставляет в текст множество внесюжетных элементов, самодостаточных, может показаться, что излишних. Эти бесконечные "авторские отступления" тоже стали неким "фирменным знаком" Гоголя. Главная же особенность его творчества - любое его произведение - это пересказ своими словами и в своей манере какого-то анекдота, бытового ли - "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", политического - "Ревизор", социального - "Мёртвые души" или исторического - "Тарас Бульба". Говорят, Николай Васильевич был очень набожным человеком, но его преследовала мистика, конечно же, отложившая печать на его личность и его творчество. Но последние исследования литературного наследия Гоголя специалистами-психологами и психиатрами доказали его психическое здоровье. Вот так!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.12.2010. ***
  • 30.12.2010. ***
  • 27.12.2010. ***
  • 24.12.2010. ***
  • 21.12.2010. ***
  • 20.12.2010. ***
  • 19.12.2010. ***
  • 17.12.2010. ***
  • 12.12.2010. ***
  • 11.12.2010. ***
  • 10.12.2010. ***
  • 07.12.2010. ***
  • 06.12.2010. ***
  • 05.12.2010. ***
  • 04.12.2010. ***
  • 03.12.2010. ***
  • 02.12.2010. ***