***

Нина Писарчик: литературный дневник

Пятница, 17 декабря: вот и пройдена середина последнего месяца (в году!). Если ноябрь бежал с прискоком, то декабрь несётся, как локомотив метро - самое близкое сравнение. Из достижений: сегодня общалась с профессором психологии, отвечала на вопросы его теста для определения интеллекта. Он назвал меня "умницей" и сказал, что тест проходит один из ста человек. Ещё - у меня стала получаться основная работа, я начала зарабатывать деньги для фирмы. Зато некогда ни писать, ни читать! Отрецензировала (в нескольких строчках) опусы трёх сокурсников - очень разного уровня, и, кажется, на меня обиделись - люди привыкли к похвалам, типа "маладец, пеши ишшо!"... Я же не по злобе, - когда-то надо встретиться с критикой, раз надумал стать литератором!
После событий на Манежной площади городская толпа поменяла облик. Совсем не видно восточных лиц. Попрятались или поуезжали? Сообщения об усилении паспортного режима. Милиция ходит группами, но мальчики такие молодые и мелкие с виду, что ни защиты мирным, ни угрозы немирным они не представляют.
Нашла для себя библиотеку, где с денежным залогом выдают книги иногородним. Это библиотека им. Ф.М. Достоевского на Чистопрудненском бульваре, 23. Была там на неделе на рубцовском мероприятии. Любопытно послушать о Вологде со стороны - оказывается, политик и бизнесмен Михаил Суров - большой писатель и рубцевед, а Татьяна Агафонова - вовсе не первая любовь поэта, и вообще не любовь, а короткое увлечение. Ну, не буду...
Лучше скопирую из чужого дневника мастер-класс Леонида Костюкова - на поэтическом фестивале в Перми:


"Привожу краткий конспект из выступления Леонида.


1. Ритм. Самое главное в поэзии - это ритм. Он должен быть абсолютно индивидуальным. Даже если вы пишете пятистопным ямбом, его нужно раскачать так, чтобы слушатель не понял, что это за размер. Выдающийся стих не может совпасть по размеру с каким-либо другим стихотворением, существовавшим ранее.


2. Рифма. Особый интерес представляет внутренняя рифма. Она подразумевает совершенно иной тип мышления. Она возникает быстрее, чем ее ожидаешь.


3. Стихотворения должны быть короткими. Как правило, длинные стихи неудачны. Стихотворение - это как кусок металла с памятью. Он имеет свою форму и помнит о ней. Поэтому, если вы написали, к примеру, стихотворение на четыре катрена, подумайте, зачем в нем второй или третий катрен. Скорее всего, их можно выкинуть. Есть какая-то неспортивность в том, что ты говоришь за пять строф ровно то, что мог бы сказать за три. Если в вашем стихотворении можно выделить начало, середину и конец - выбрасывайте это стихотворение.


4. Нельзя обозначать поэтический прием. Это всегда слабость стихотворения.


5. Современная поэзия отказывается от метафор. Сейчас существуют совсем другие, более быстрые способы высказать мысль. Раньше таким способом была только метафора. Сегодня - масса других способов. Помните, как в фильме "Тот самый Мюнхгаузен", героиня думает, что сказать возлюбленному, и, наконец, говорит: "Они подложили сырой порох". От поэта нужна фраза этого типа. Сказать, не просто: "Я тебя люблю", а по-другому: "Я тебя люблю так, что, натирая морковку на терке, стер все пальцы".


6. Влияние Бродского на современную поэзию негативно. Да, ранний Бродский - великий поэт. Но поздний - алгоритмичен. Почему никто не пишет так, как он в "Стансах"? Почему все переняли его позднюю манеру: все эти переносы, все эти алгоритмы... Ничего не может дать современной поэзии и Шкловский.


7. Еслы вы можете говорить стихами, значит, поэзия ушла от вас".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.12.2010. ***
  • 30.12.2010. ***
  • 27.12.2010. ***
  • 24.12.2010. ***
  • 21.12.2010. ***
  • 20.12.2010. ***
  • 19.12.2010. ***
  • 17.12.2010. ***
  • 12.12.2010. ***
  • 11.12.2010. ***
  • 10.12.2010. ***
  • 07.12.2010. ***
  • 06.12.2010. ***
  • 05.12.2010. ***
  • 04.12.2010. ***
  • 03.12.2010. ***
  • 02.12.2010. ***