Оказывается, в областной библиотеке продолжает работать кино-клуб, ведомый когда-то Еленой Кузьминовой, а теперь перешедший в юные руки Александры Стариковой.
Представьте, как пробираетесь затемнённым двором к служебному входу, и окна здания черны – потому что выходной день, но закрыто не для всех. Мраморная лестница на верхний этаж, пустые и гулкие холлы роскошны (спасибо Советской власти, построившей сей дворец), и только за одной стеклянной дверью горит яркий свет, и накрыт к чаю стол, и молодые лица, собравшиеся вокруг него, и красные удобные полу-кресла, и сам фильм – на видеоэкране.
Смотрели старый-старый, старее меня – «Трамвай «Желание» с Вивьен Ли. А после было обсуждение. Я сказала буквально следующее: «Как жаль тех героинь, вообще женщин -не такого уж далёкого - прошлого, настолько зависимых от мужчин». Фильм только подтверждает мою точку зрения, что, выйдя замуж за более «низкого» статусом мужчину, девушка неизбежно опускается на несколько ступенек по социальной лестнице, как бы ни была она воспитана и образована. Женщина способна дотянуться до более успешного мужчины, ставшего её мужем, мужчина же не «снизойдёт» до высоты жены, а постарается принизить её, даже не уравнять, а поставить - если не в материальную - в моральную зависимость. Поднимали создатели фильма эту проблему, или она всплыла на поверхность сама – по прошествии времени? Именно пример сестры (Стэллы) главной героини (Бланш) очень показателен – девушка из «приличной» американской семьи французского происхождения выходит замуж за «работягу», эмигранта во втором поколении, увлёкшего её «на дно» американской жизни. Влюблённая в красавчика-мужа, Стелла прощает ему все – скандалы и рукоприкладство «по пьяни», увлечение картами, быт в некой «коммуналке». А вот сестра её, не сумевшая во-время выйти замуж и свихнувшаяся отчасти на этой почве, имеет претензии к зятю и обличает его нещадно, хотя живёт за его счёт и на его территории. Конечно же, такого мужик не простит и отомстит жестоко – расстроит её наметившийся брак, а потом сдаст в психушку. Отомстит заодно и жениху Бланш, который сильнее физически, поэтому легко завязывает его «в узел» при всякой попытке бузить... В общем, всё плохо закончилось. Видимо, поэтому фильм так потрясает, в отличие от обычного штатовского «хэппи-энда». Фильм, конечно, подзатянут. Где-то на половине его все характеры уже понятны, сцены повторяются, начинается наматывание зрительских нервов. Вивьен Ли здесь совсем не похожа на себя (после «Унесённых ветром»), ей не идёт блондинистость, возможно, гримёры нарочно её состарили, и играет она, переигрывая, по моим ощущениям. Скорее всего, в пятидесятые ценилась театральная актёрская школа, возможно, случилась ностальгия по немому кино, где мимика и жесты были нарочитыми...
Наверное, кинокритика и жюри оценили именно идею – назревшую идею феминизма, при неготовности общества: мезальянс в браке (Стэлла), когда мужчина, вопреки всемирной классике, ниже жены по статусу; незамужняя работающая женщина (Бланш), подвергшаяся остракизму за неумеренное кокетство и желание иметь рядом мужчину; незавидность положения женщины, зависимой от кормильца-мужчины... Есть тут и классовые противоречия – когда на смену разорившимся земле- и домовладельцам старых аристократических фамилий приходит демос. Чеховский «Вишнёвый сад» на американской почве.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.