Рецензия на «Синее платье» (Негина Ирина)

Здравствуйте, Ирина!

Я давно скачал Ваш текст. Но вот только сейчас удалось выкроить подряд полтора часа на его прочтение. И я благодарен Вам, как автору, и судьбе, которая подарила мне это редкое удовольствие.

Ваше «Синее платье» меня покорило.

Как чисто, профессионально, с уважением к Слову и с каким чувством Слова Вы пишете! С какой любовью к людям, с каким знанием тем – дворянский быт, искусство танца и пения! Я понимаю, что многие настоящие женщины способны проявить такие знания и красиво их изложить, добавив познания в искусстве кройки и шитья и опыта, накопленного в чтении дамских романов прошлых лет, а, может быть, если повезло, в воспоминаниях близких. Но чтобы все вместе, сразу, да еще так изысканно просто…

Спасибо.

Об одном, обвиняя себя в занудстве, могу спросить, если позволите. Как человеку пишущем, мне показалось, что Ваша Саша оказалась слишком категорична в своем решении «умертвить» Горского. Она ведь не только горда, она ведь любит. Или её любовь только почудилась ей? И пол из-под ног уходил по другой причине? Малокровие, может быть… Да и он, Горский, непонятен. Молодец, конечно, что проявил благородство. Но почему он никак не проявлял свое чувство, не добивался её руки? Что за страшная тайна была у него? Ведь он через несколько месяцев с ТОЙ дамой расстался?
Если это так и оставить, надуманной получается интрига. Красивой, выписанной, но надуманной. Просто мелодраматической историей для романтических девочек. А можно дописать и сделать Вашу повесть значительно сильнее.
Как Вы полагаете?

Восхищенный

Виктор Винчел.

Виктор Винчел   20.09.2003     Заявить о нарушении
Виктор, добрый день.
Я давно не получала таких рецензий: глубоких, тонких, изысканных и мудрых. Я благодарю Вас.
Саша... Нет, я думаю, не слишком. Безусловно, она любила. Восторженно, чисто и отчаянно. Но в 16 лет трудно быть мудрой. Особенно в тот момент, когда рушится мир. А её мир, её вселенная была разрушена парой слов на ступенях беседки.
Увы, ей не удалось быть с ним в жизни. Но она была с ним в смерти. И, мне кажется, не из праздного любопытства и, скорее свего, не по соображениям гуманности. Нет. Всё гораздо проще. И сложнее.
Горский... А, знаете, Вы правы. Какая страшная тайна? Не знаю. Первое, что приходит на ум сейчас - наверное, трагическая любовь. Вот такая же чистая влюблённая девочка, перед порывом которой устоять он не смог... Что было дальше? Варианты есть: погибла, ушла в монастырь, была насильно выдана замуж... Не важно. Главное, что Горский, всю жизнь считал себя виновником её трагедии. Вероятнее всего, именно поэтому он отказал Саше. Он боялся. И хотел бы, но... (Что делать, мужчины и теперь порой бывают так некстати деликатны.)
Почему не добивался её руки? Возможно, ему это было не надо. Одинокий волк. А потом... я думаю, он понимал, что она никогда не простит его. Всё, что угодно, только не это! Только не это...
Пожалуй, так. Я подумаю. Ведь это действительно сделало бы повесть сильнее. Может быть, мне удастся.
Ещё раз благодарю Вас.
С уважением,
Ирина.

Негина Ирина   21.09.2003 13:25   Заявить о нарушении
Еще раз здравствуйте, Ирина! Вы молодец, что всё-таки решились переписать сцену у постели умирающего Горского. Но что у Вас получилось.
Представьте. Он умирает, то есть, как Вы сами пишете, едва успевает справляться с приступами боли. Неужели он сможет просто выговорить фразы, которые Вы вложили в его уста, например:
"Господи, Саша, если бы ты была другой"
"Прости, Боже, как нелепо-боялся совершить непростительную ошибку и сделал самую большую глупость в своей жизни".
Я, прочитав эти сугубо литературные фразы, представил себе ухоженного молодого человека, стоящего анфас к героине, одетого в смокинг. Он происзносит свой текст, отворачивается, вскидывает локоть и прикрывает лицо тыльной стороной ладони...
А она. Да разве она смогла бы сказать ему, умирающему: "Просто ты не любил меня"... наверно, она была бы милосерднее к нему, чем автор...

Мне кажется, Вы вышли из того состояния,в котором писали весь текст. Поймайте минуту, неважно, где это будет. Оживите сценку в своем воображении.Она сама напишется у Вас.
Вы же написали так тонко, так лирично, так умно...
Я верю, что у Вас все получится.

Виктор Винчел   25.09.2003 19:16   Заявить о нарушении
Виктор, здравствуйте.
Перед смертью бесконечно любимый мною человек, который никогда не был сентиментальным, сказал мне ТЕ слова с ТОЙ немыслимой интонацией, которые я тщетно ждала от него всю жизнь. Он, как и Горский, знал, что умрёт, и ему тоже было больно. Но всё-таки он сказал их мне.
А Саша... В юности мы порой бываем максималистами. Мудрость, терпимость, умение прощать и подниматься над суетой приходят не сразу. К Саше, наверное, они придут чуть позже, чем хотелось бы.
И ещё. Возможно, Саша говорила Горскому, что он никогда не любил её, с отчаянной надеждой на то, что он опровергнет её слова. Что он и сделал. (Хотя, может, с пафосом слегка перебрал.)
Я подумаю. Может быть, ТО состояние придёт. Кто знает...
Спасибо. Вы заставляете меня работать: думать, чувствовать, спорить, задавать вопросы и искать ответы. А это безумно интересно.
Добра и света.
Ирина.

Негина Ирина   26.09.2003 11:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина!
Сначала, увидев, какой аргумент Вы мне привели, не хотел Вам отвечать. Когда один человек приводит другому в качестве аргумента слова, сказанные ему третьим человеком перед смертью, поневоле замолкаешь. Полагается только извиниться...
Но потом я подумал вот о чем.
Ваше "Синее платье" - художественное произведение. Если бы в финал был вставлен документальный отрывок, закавыченный, да просто оформленный как мемуар - другое дело. Но мои впечатление относятся к восприятию ХУДОЖЕСТВЕННОГО текста. Понимаете? Здесь все должно быть достоверно. Как достоверен весь текст.
Может быть, надо было тщательнее продумать подводки к высказыванию умирающего? Скажем: "После очередного укола Саше вдруг показалось, что жизнь возвращается к Горскому. Он пришел в себя, пытался приподняться на локте"... и так далее. Может быть, где-нибудь раньше, в середине текста, сказать, что он любил и умел говорить красиво и витиевато. (А то ведь он у Вас всегда, как Печорин - ходит, молчит и только смотрит. Ничего не говорит.) И Саша, слушая его, умирающего, в глубине сознания уловила мысль о том, что, мол, даже здесь говорит красиво... Или, напротив, удивлена красивостью его речи.
Поймите,у каждого свой опыт. Я две недели круглосуточно сидел у постели умирающего отца, и знаю, что человеку в этом состоянии открывается нечто. Он не станет говорить никаких красивостей... Можно выразить тоже самое, но суше, скупее, горше. Это ПОСЛЕДНИЕ слова. Больше не будет никаких...
Понимаете, о чем я?..

Виктор Винчел   26.09.2003 20:31   Заявить о нарушении
Понимаю.

Негина Ирина   28.09.2003 18:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Негина Ирина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Винчел
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.09.2003