Рецензия на «Профессионал» (Сергей Алхутов)

Мне показалось интересным это сочетание новеллы с репортажем.
Несмотря на предельную простоту фабулы, сюжет произведения очень насыщенный, разветвленный, что возможно при, в общем-то, небольшом объеме текста за счет высочайшей плотностью
повествования. Здесь нет практически ни одного лишнего слова, ни одного ненужного отступления, темп наррации высок, но внимание читателя постоянно контролируется автором - видимо, цепким психологом.
Все, в том числе подробные описания собственно процесса работы альпиниста, изобилующие специальной терминологией, подчинено цели раскрытия образа главного героя.
Автор делает акцент на его внутреннем мире, его любви к профессии, к семье, практически не отвлекая читателя внешностью героя. Мы не знаем, как он выглядит, сколько ему лет, мы знаем лишь то, что его зовут Максом. Все остальное читатель дорисует сам. Можно ли назвать это полноценным образом? Или все же силуэтом? Наверное не суть важно. Мы видим перед собой мужественного человека, влюбленного в свое дело. Доброта Макса - качество, присущее сильным
людям - показана автором и в отношении героя к семье, эпизодами вкрапленным в общую канву рассказа (удачный здесь прием, органичен!), и в сюжетной веточке с безумным стариком, который чуть не угробил альпиниста. Макс Сергея Алхутова - безусловно, герой в прямом, не только литературном, смысле слова, герой, который совершает свой ежедневный, будничный подвиг, не имеющий, однако, ничего общего с известными супергероями. Макс получился живым, абсолютно реальным мужчиной. И его легкий флирт с Катей, наверное, послужил хорошим средством для создания такого впечатления.
Что для меня очень важно в литературе любого рода, так это проступающее сквозь строчки отношение автора к своим персонажам. Сергей Алхутов восхищается, любуется своим героем, одновременно романтизируя его, наделяя его грубоватым мужским лиризмом. Иначе, наверное, и не может быть, ведь несмотря на обыденность профессии, скажем, расклейщика афиш, мы все-таки видим перед собой в первую очередь альпиниста!
Автор оставляет за кадром причину чудесного спасения Макса от неминуемого, казалось бы, падения, предоставляя читателю возможность самому разобраться в причинах. Игра? Приглашение читателя в соавторы? Любители мыльных опер могут, например, домыслить участие Кати в этом спасении. И нарисовать себе продолжение истории. Не знаю. Я улыбаюсь, думая о таком открытом сюжете.
Мне симпатичен язык произведения. Терминология не затрудняет чтения, если кто-то не разберется в жумарах и шантах с восьмерками - бог с ними, с жумарами. Не в них дело. Синтаксис предложений тщательно (скорее всего не специально, а интуитивно) выверен, дабы облегчить провижение читателю по плотному тексту.
В ход рассказа вплетаются мысли героя, его непроизнесенные фразы, по-видимому, намеренно не взятые автором в кавычки. Авторская речь отлична от языка героя. Словечки вроде "нешто" (специально пишу так, чтобы было не спутать с "нечто"), "тулово" и прочие дополняют образ Макса, максимально приближая его к читателю, делая его одним из людей, с которыми мы встречаемся каждый день, таким вот героем-рядом-с-нами.

Так, сочинение на тему закончилось.

Начинается "реца".

Сереж, согласен с замечаниями Кро. От себя еще кое-что добавлю:

"нитки его маршрутов" - не слишком ли несвеженькая метафора-то?

"И пусть сейчас он не земле" - опечатка, наверное?

"цепляясь одной ногой за подоконник" - я понимаю, о чем ты. Но вот с сугубо графической точки зрения... как-то уж больно привык глаз к тому, что цепляются скорее руками. А обезьян даже называют четверорукими :)))

"пронзить крепежом проушину и толщу кирпича" - проушина, это не отверстие уже? проушина кирпича и толща кирпича?

"Вы тута не полезете, а профессионал пристёгнут к верёвке". - что за "тута"?

"абсолютно чёрным телом" - цепляет поначалу омонимичность с физическим термином, означающим, что это абсолютно черное тело не отражает свет, а полностью его поглощает. Но потом начинает нравиться, когда ты говоришь о притяжении взгляда, засасывании его.

"отснятый им, а больше его другом" - коряво, имхо.

"Будь я стоматологом, подумал Макс, нечто стал бы решать" - нечто или нешто? как лучше написать, а то путаница возникает.

"Так вот. Если кирпич, напротив, полнотелый" - имхо это "так вот" лишнее, присущее для устной речи, и темп сбивает.

"Фиг они осыплются от бабкиных музык, подумал Макс." - бабкиных???

"обременившим лапами подоконник" - "обременивших" имхо сильно "оживляет" подоконник. тебе оно надо?

"И неважно, что её пресловутый поперёк вертикали вес, то усилие, что притягивает её к фасаду, невелик: бить она будет человека не весом, но массой."

вот тут ты намолотил, конечно. ладно, включаю физика. В художественном произведении допустимо наверное говорить о направленном поперек вертикали весе, хотя весом называется
сила, действующая на опору или подвес, то есть строго вертикальная сила. Все остальное - это какая-то другая сила или составляющая силы, но только не вес. Ладно, наплевать на это. Но вот когда ты очень по-физицки, а не "художественно" начинаешь противопоставлять вес и массу, тут уже не до смеха. Масса - не сила, она не может никого бить. Масса - это внутренняя характеристика тела. Тело этой самой массой ничего не может делать. Массой можно только обладать. Масса ни на что не воздействует. Так, пуля, лежащая на столе, имеет массу, но не может никого убить. Стоящий поезд тоже обладает массой, но никого не задавит. А
воздействовать может только сила или энергия или импульс. То есть, когда есть движение. В частности - вес. Разберись.
На мой взгляд, можно было бы сказать: "И неважно, что движется она медленно, бить она будет не скоростью, а весом". Если вообще это предложение ценно.
Да, там еще где-то ты про силу тяжести писал, что она эм же квадрат пополам. Эм же квадрат пополам - это вообще, мне кажется, неизвестный науке зверь. Сила тяжести - эм же. Ты наверное спутал с кинетической энергией, но она - эм вэ квадрат пополам.

Физика выключили.

"по любому" - дефис, плиз.

Рядом микроскопической, но всё пространство занимающей точкой осталось лохматиться так и не

перерезанное место верёвки. - "с" пропустил? Или как?


Ну вот. Чем мог.

Очень понравилось на самом деле. Ты журналист, наверно, альпинизирующий? Почему-то чувствуется рука именно журналиста.

А.Лавренов   24.09.2003     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Алхутов
Перейти к списку рецензий, написанных автором А.Лавренов
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.09.2003