Рецензия на «Немного о милостыне» (Павел Троицкий)

Уважаемый Павел!

Не могу с Вами не согласиться! Воистину "неплохо, - как говорите Вы, - когда люди, не задумываясь о профессиональных достоинствах «метрошных» сборщиков, сыплют и сыплют им деньги в кепки и целлофановые пакеты". Это святая правда, что "милостыня сияет паче солнца" (по утверждению кого-то из святых отцов). Самый доступный путь в благую вечность (для того, кто ее жаждет, верит в нее) - быть милостивым. "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся", - говорит Спаситель в Нагорной проповеди (Мф.5:42). Не значит ли это - всякому просящему? Наверное, да! Следует ли нам мучить свое сердце, входя в рассуждение: достоин или нет? пропьет или нет? Пусть им… Они, просящие, сами за себя ответчики. И если осталась в нас жалость, сочувствие к ближнему (пускай и не та Высокая Евангельская любовь, пускай лишь ее слабый отпечаток, но и это очень многого стоит), надо радоваться, лблагодарить Бога - живо наше сердце, жива наша душа! Подумаем, если бы святые старцы, денно и нощно (это не гипербола, это данность Высокой духовной жизни) молящиеся за мир, стали выбирать за кого стоит молиться, а за кого нет, - этот, дескать, зело жаден, этот зело высокоумен и горд, этот зело развращен, а этому и вовсе молитва не нужна, потому как атеист и богоборец, - как бы отразилось это на нашем бытии? Вспомним, как блистательно рассуждает о "молитве за мир" архимандрит Софроний (Сахаров). "...Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет". "Ты, может быть, скажешь, что те-перь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир; а я тебе скажу, что когда не будет на земле молит-венников, то мир кончится, пойдут великие бедствия; они уже и теперь есть». И еще: "Святые живут любовью Христовою, которая есть Божественная сила, созидающая и содержащая мир, и по-этому так велико значение их молитв. Святой Варсонофий, например, свидетельствует о том, что в его время молитва трех мужей удерживала мир от катастро-фы. Ради неведомых миру святых изменяется течение исторических и даже космических событий, и потому каждый святой есть явление космического характера, Б значение которого выходит за пределы земной истории в р мир вечности. Святые — соль земли; они — смысл ее |бытия; они тот плод, ради которого она хранится. когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от нее сила, удерживающая мир от катастрофы".
Нет, святые не вдаются в рассуждение достойны мы их молитвы или нет, они МОЛЯТСЯ, и это их духовная милостыня всему миру.
Да, быть может наша милостыня от "холодного сердца", от "тщеславного разума" да и поданная человеку опустившемуся, лживому, употребившему ее (милостыню) себе на погибель - как духовный подвиг бесплодна, как стяжание Царствия Небесного неистинна. Но как молитва приходит к молящемуся, так и подлинная (ради будущей благой вечности) милостыня стяжается трудом, преодолением своей пытающей всех и вся осудить самости. Подавай всякому от чистого сердца, и Господь, видя твое усердие, пошлет тебе встречу с истинным нуждающимся; быть может однажды Сам придет к тебе с протянутой рукой - и ты подашь. Есть ли, существует ли большее счастье для верующего сердца?
И да поможет нам во всем этом Бог!

Простите за мое пространное, быть может утомившее Вас, разглагольствование.

Игорь Изборцев

P.S. Благодарю Вас за теплый отклик на мою статью "Кто, если не мы?"

Изборцев Игорь   25.11.2004     Заявить о нарушении
Вообще тему Вы затронули очень любопытную: подавать-не подавать, и что должно стоять за поданияем.
Тема профессионального нищества очень спорна. Так же, как спорен взгляд на "богатство" священника. Что ж, в последнем утверждении от лица народа есть правда. Я это вижу по священникам, которые служат в нашем городе.
Но есть другие священники, которые служат на нищих приходам, где три бабульки, и на канун кладут половинку черного - это батюшке на пропитание.
Вот такой вот батюшка, из нищих, из тех, кто тащит, как мышь в нору, каждую требную копейку в храм, говорит, что "надо различать", но "различать сердцем добрым".
Нравственные вопросы всегда неоднозначны...
Успехов!

Кашева Елена Владимировна   25.11.2004 15:38   Заявить о нарушении
Да, всё верно: благодарить должен ДАЮЩИЙ!

Виктор Йог   25.11.2004 15:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Павел Троицкий
Перейти к списку рецензий, написанных автором Изборцев Игорь
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.11.2004