Рецензия на «Постновогодняя рассказка» (Ольга Чука)

Оль, если я правильно понимаю, наш всеобщий любимый сайт все больше превращается (если уже не превратился окончательно) в площадку для сочувствия судьбам литературных (?) персонажей. Как будто, теперь каждый автор пишет о себе самом, ну или, как минимум, воспроизводит вполне, а то и чересчур реальные прототипы в своих э-э-э… произведениях: не посочувствовать этим «героям» означает чуть ли не демонстративное дистанциирование от виртуального социума, а также демонстрацию своего патологического непонимания чувствам автора.

Именно в этом ключе хочется отметить проблему жалости героини к себе и к своему сыну (конец второй главки). Если жалость героини к себе самой вполне объяснима, то ее жалось к сыну оставляет некоторое… ну, непонимание что ли. Объясню: жалость уместна, когда для тебя (я собирательно выражаюсь, разумеется!) или для другого человека случилась утрата. Для мальчика, в данном случае, утрата состоит отнюдь не в елке со снегом, – о чем, очевидно, глубоко переживает героиня, – а в потере его настоящей родины. Поэтому жалость героини к своему сыну выглядит немного… неадекватно.

Ну, например, извини за грубую аналогию: Я, допустим, с детства ненавижу варенье (и табачный дым, кстати – ну это так, к слову). Любой, безумно любящий варенье человек, который станет меня жалеть за непринятие этой сладкой гадости, будет выглядеть в моих глазах неадекватным. Надеюсь, нетрудно примерить эту аналогию на себя, взяв за основу любую вещь, которая лично тебе очень сильно не нравится?

Ах, да! – и насчет литературных моментов в произведении, о которых наша тотально сочувствующая компания сосайтников скоро напрочь забудет. Последнее предложение в конце первой главки, где доходчиво объясняется, что по балконам лазил, на самом деле, вовсе не дед Мороз, а папа – это уже чересчур. Категорически нельзя держать читателя за такого… недогадливого, как его… ага, вот, вспомнил – простофилю! Он (читатель) вполне заслуженно оскорбится, как это, отчасти, случилось со мной. Возможно, поэтому я сейчас такой и колючий.

Дмитрий Владимиров   02.03.2005     Заявить о нарушении
Ох, Димка, какой же ты сложный! :( витиеватый какой-то )
Начну с конца. Никто и не держит читателя за простофилю (хорошее слово, кстати, детское какое-то))). Миниатюру я назвала рассказкой и сделала это, как ты понимаешь, не случайно. Мне хотелось рассказать довольно грустную взрослую историю в жанре наивной и простенькой сказки, что вполне допускает бедного папу на балкон и с балкона))
"Героям" ты вполне можешь уже не сочувствовать, если не сочувствуется, т.к. они из "героев" давно превратились в героев. Ты этого не заметил? Ну, приблизительно, с начала написания рассказки ;)
Да и для героини утрата состояла отнюдь не в ёлке со снегом, как, впрочем, и для её сына, отнюдь не в синем-синем море...
Не хотелось бы, в контексте рассказки, произносить такие взрослые слова, как судьба, судьбы, о судьбе, любовь, обстоятельства, сочувствие, эгоизм, безнадёга и проч., проч., проч. Ну и не будем их произносить, правда? ;)

Спасибо за такую обстоятельную, с объяснениями на пальцах рецензию. :)
Не колючься! Опять же весна на белом свете!

Чмок!

Ольга Чука   03.03.2005 00:57   Заявить о нарушении
Оль, составная и неотъемлемая часть любого искусства, творчества, – как ты его не назови, – это умолчание, недосказанность. Возможность читателю, зрителю додумать, догадаться, дойти своим умом. Не предоставить ему такой возможности и всё за него «разжевать» – очень серьезная ошибка. На мой субъективный взгляд, это злополучное предложение про лазающего по балконам папу можно вообще убрать из текста без малейшего ущерба для понимания смысла рассказки. Скорее, наоборот.

Меня же огорчила, как я уже говорил, неадекватность героини. То есть она хочет, чтобы сын был счастлив, но движения его души не понимает. И ничего предпринять для разрешения ситуации не хочет. Так и написано: «Не ХОТЕЛА она возвращаться в жаркие страны!» (выделено мной). Так героиня в самом деле желает счастья для своего сына?!

Если ты хотела показать дилемму, амбивалетность (тьфу! – извини, липнут эти умничанья) взрослого выбора, то нужно было, например, написать: «Не МОГЛА она вернуться в жаркие страны. Никак не могла!». Объяснять причины этой невозможности читателю вовсе не обязательно, но ему стало бы понятно, что у героини именно внутренняя драма, а вовсе не духовная слабость в разрешении ситуации (как это выглядит сейчас).

И еще замечания свежим взглядом: Зачем нужны собирательные и абстрактные «жаркие страны», вместо конкретного «жаркая страна»? И с каким-нибудь хорошим, ёмким эпитетом в начале словосочетания? Далее, героиня и ее сын постоянно путаются в Дедах Морозах с Санта Клаусом, и в Рождестве с Новым годом. И путаются так неаккуратно, будто сами не до конца понимают кто есть кто, и что есть что.

Колючки мои, видимо, всё никак не пройдут. Бо весна какая-то очень холодная началась. А за неимением лучшего, филипс 755 все-таки мальчику отдайте!

С уважением,

Дмитрий Владимиров   03.03.2005 11:12   Заявить о нарушении
Очень интересно, Дим! Пожалуй, я прислушаюсь к некоторым твоим советам и изменю кое-что в рассказке. Спасибо!
Тем более, что и Янка, которая прочитала её ещё до того, как я её выложила, писала мне что-то похожее на то, что ты мне говоришь сейчас.
Весна начинается холодно, эт верно. но разве в этом дело? Зато сколько надежд! :)))
Ещё раз спасибо, Amigo! ;)

Ольга Чука   03.03.2005 12:23   Заявить о нарушении
за мальчика можешь не переживать ;)

чмок!

Ольга Чука   03.03.2005 12:27   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ольга Чука
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Владимиров
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.03.2005