Рецензия на «Гамлет. Шутка Шекспира. История любви» (Наталья Воронцова-Юрьева)

Уважаемая Наталья! Спасибо за то удовольствие, которое вы доставили мне своим эссе. И спасибо Копирайту, без которого я никогда не отыскала бы его на бескрайних просторах Прозыру. Шекспир "преследует" меня с детства, и я тоже шла от так называемых "традиционных" прочтений его пьес к новым, глубинным и парадоксальным.
Ваше прочтение "Гамлета" кажется мне вполне имеющим право на существование. При этом совершенно не важно, вкладывал ли именно такой смысл сам автор. Я замечаю, что великие пьесы - потому и великие, что несут в себе великое множество трактовок. Вместе с тем, я не хочу сказать, что ваши выводы надуманы. Ни в коем случае! Буду теперь перечитывать пьесу, держа в памяти то, о чем прочла у вас. С чем-то еще раз соглашусь, что-то, возможно, сама для себя опровергну.
Если позволите, несколько мыслей прямо сейчас.
1) О том, что Шекспир это Марло. Знаете, это просто удивительно, но каждая гипотеза о том, кто такой Шекспир "на самом деле" подтверждена хотя бы двумя-тремя неопровержимыми доказательствами. Вот у вас есть персонаж, учившийся в Виттенберге. Гилилов считает, что если его Ретленд учился вместе с Розенкранцом и Гильдестерном, то он и есть автор "Рамлета". Есть такие же "доказательства" в пользу Бэкона и других. Лично я считаю, что Шекспиром был именно Шекспир из Стратфорда, и своя копилочка доказательств у меня тоже имеется. А все эти совпадения объясняются очень просто - одна туссовка была. И Ретленд, и Саутгемптон, и Марло, и Шекспир. Ведь нельзя же, к примеру, на основании того, что я даю какому-нибудь персонажу имя дедушки своего друга-писателя, считать, что я - не я, а этот самый писатель?
ЗЫ Кстати, мне было бы очень интересно узнать, как вы относитесь к версии Гилилова.
2)По сути вашего разбора. Только одно маленькое предложение-предположение.
Из всего того, что мне известно о шекспировской эпохе, я могу сделать вывод, что отношение к гомосексуализму было совершенно не таким, как в наше время. Он был очень широко распространен, что не мешало мужчинам любить и женщин. Иными словами, "голубым знаменам" никто на всю жизнь не присягал. Просто это были совершенно разные виды любви. Это отражено и в вашей версии. Ведь интерес Клавдия к мужчинам судя по всему не мешает исполнению супружеского долга с Гертрудой. Исполнению, судя по всему, весьма впечатляющего, иначе на что она вообще так повелась?
И в этом контексте, мне кажется, не стоит так активно отрицать возможную любовь Гамлета к Офелии. Мне кажется, эта любовь была. Просто это - другая любовь, проходящая совершенно по "другой статье". Я не стала бы подвергать сомнению его отчаяние в сцене похорон. Да и слова Гертруды ("Я думала назвать тебя невесткой...") вполне свидетельствуют в пользу того, что Гамлет мог иметь виды на Офелию, в том числе, и виды матримониальные. (Повторюсь, склонность к мужчинам в те времена не считалась препятствием к браку - ни среди женщин, ни среди самих мужчин). Если принять это обстоятельство в расчет, то трагизм пьесы усилиться еще больше. Клавдий не только убил отца Гамлета и покинул его самого, как любовника, он еще и походя соблазнил девушку, которая нравилась принцу!
3) И кое-что об Офелии. Только читая ваше эссе, я смогла окончательно определить свое отношение к этому персонажу. Беда Офелии в том, что она ни разу не проявляет себя, как самостоятельная личность, как героиня. Она всегда - игрушка в чужих руках. Тема освобождения женщины из-под отцовской власти - одна из важных тем у Шекспира. С Офелией же этого не происходит. Приманка в руках Полония, который то подталкивает ее к принцу, то решает, что лучше сделать ставку на Клавдия, она гибнет, "оставшись без руководства". Кстати, очень интересными мыслями на эту тему со мной поделился недавно один знакомый актер. Сказал, что если бы играл Гамлета, то обращал бы монолог "Быть иль не быть" к Офелии, как притчу о ее положении, о выборе между свободой и несвободой... Версия неоднозначаная, но, на мой взгляд, любопытная. А тут еще и ваше эссе. В обем, для меня начала складываться какая-то собственная картина.
Еще раз спасибо вам!

С уважением,

Анна Рулевская   13.01.2006     Заявить о нарушении
Нет, ни он Офелию, ни она его. Никакой любви между ними не было. В моем эссе есть полный перечень доказательств.

Наталья Воронцова-Юрьева   15.01.2006 14:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталья Воронцова-Юрьева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анна Рулевская
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.01.2006