Рецензия на «Неожиданность, трудные подростки в школе!» (Алексей Чалый)
Алексей! Статья актуальна. Действительно - в школе куётся наше будущее. Кем и как оно "куётся" и кто мешает процессу - это важно знать. Но, меня, как читателя кое-что не устраивает. Заголовок. Неожиданность - я бы взял в кавычки. Для кого неожиданность? Для неопытной глупой учителки. А таких в школе быть не должно. Детская какая-то неожиданность. И не в школе они, а в классе - ведь в статье рассматриваются возможные действия на уровне компетентности классного руководителя. Далее - статья затрагивает только некоторые аспекты взаимодействия учитель - трудный подросток. А заголовок, по-моему, более "глобален". Я бы назвал так: "Учитель и трудный подросток. некоторые аспекты тактики" Далее - мне более по нраву системный подход. То есть - откуда берутся "трудные", какие они вообще бывают, какие общественные и государственные институты должны ими заниматься. Ладно, сузили проблему до тактики учителя, "вдруг" вступившего в эту "детскую неожиданность". Но ведь не может быть универсальной тактики. Есть среди "трудных" просто энергичные дети, которых нужно просто и элементарно заинтересовать. Дать больше нагрузки, отдельный подход... Но есть ведь и отморозки, с которыми нужно работать не учителю, но врачу.(Основной признак - жестокость, и не только к людям - к животным тоже). Есть бедные дети из неблагополучных семей, которым нужно помочь, но способен ли учитель оказать такую помощь? Многие учителя видят следующую задачу: отбарабанить текст урока и свалить. Далее, зачем придумывать какие-то ритуалы? Одного вставания достаточно. (Лучше, конечно, ввести преподавание Закон Божиего в школе. Зачем "программировать" людей, когда проще рассказать им правду. Да ещё, попутно, обогатить толикой древнего звания) Люди ведь - не калькулляторы! Нечего их прграммировать. Я также отрицательно отношусь ко всяким расплодившимся технологиям обработки людей, включая НЛП. Главный вред - в мозгу пробивается некий канал. Через который потом может проникнуть всякая зараза. Потом такого запрограммированного и в секту легче затащить, и за клинским послать... Человек должен мыслить самостоятельно. Далее - ритуал - это последовательность действий на некоей церемонии. Как он может относиться к "структурообразующим элементам общества"? Тоже - про метафору. Это - выразительное средство языка. А уж язык является связующим звеном. Но какую структуру он "образует"? По моему, структурообразование - это организация связей между элементами, но не средство этой самой организации. В общем то, статья полезна - в ней есть несколько советов учителю, как действовать по отношению к некоторым проявлениям хулиганства и неадекватного поведения на уроках. Но есть и недостаток - вы слишком уповаете на словесные заклинания. А ведь растущий человек воспитывается всем, что его окружает. И больше - делами, нежели словами. "И по делам их узнаете их" - моя любимая цитата. Конечно, "В начале было Слово". Но это только в начале... Жизнь учит. Так можно достичь лишь некоторых тактических успехов. Тем не менее, ты отдаёшь время и силы борьбе с негативными явлениями в школе. И это вызывает уважение и сочуствие. Пожелаю же успехов! С наилучшими - Дмитрий Ковригин 08.04.2006 Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за столь подробную рецензию!
Хочу тебе сказать, что слово «программирование» – взято одним из направлений психологии только для того, чтобы выделиться из общей массы. Что убеждение, что программирование – суть одна и та же. Люди постоянно убеждают друг друга в том, во что сами верят. Этот процесс идет с момента появления первых слов. Закон Божий – от этого мало отличается. И ни о какой «правде» речи там быть не может. Учитель – должен дать знания и свалить, как ты говоришь. Всё остальное – от лукавого. Не надо на него перекладывать перевоспитание подрастающего поколения. Воспитывает – всё окружающее общество, как ты сам правильно заметил. Какое общество – таковы и дети. Ты считаешь, что школе ритуал не нужен, достаточно вставания. А ты не задумывался, почему так ритуализированы все религии? Почему у церквей – столь необычная архитектура? А ведь всё это – только для того, чтобы выделить из событийного ряда каждого человека – факт посещения церкви. Это – те самые выделительные скобки. Почему ты отказываешь уроку в праве быть выделенным? А задача, всех приведенных в статье мероприятий, одна: выделить урок, на котором учитель сможет донести без помех свои знания до тех, кто готов их принять. И ритуалы и метафоры – предназначены для того, чтобы закрепить в сознании людей возможные формы их взаимодействия между собой. Вот тебе и структурообразование. А «церемонии» и «выразительные средства языка» - это лишь словесная вуаль над тем, что происходит на самом деле. Писатель Никита Давыдов, возможно, ты его знаешь, предложил на моем сайте обсудить книгу Сергея Георгиевича Кара - Мурзы «Манипуляция Сознанием». Прочесть и скачать ее можно вот с этого адреса: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm Книга очень неоднозначная. Обсуждение будет вестись на странице http://psysoznanie.narod.ru/man.htm Приглашаю тебя принять участие в обсуждении. Ты сможешь написать на мой адрес: artprichal@gmail.com Я сразу и не сообразил, что эту страницу могут многие читать, поэтому приглашаю к дискуссии всех желающих. Алексей Чалый 13.04.2006 10:23 Заявить о нарушении
Алексей!
Всё-таки само слово "программирование" я воспринимаю негативно. Сведение человека к технике. Но, слава Богу, душа контролю не поддаётся. И потом, в более зрелом возрасте, людей начинают мучить разные вещи. Что интересно. у тех, кто легко подвержен психобработке - "тараканов" больше. Хотя в детстве они считались нормальными и послушными. Вмешательство в психику - чревато. Программирование - это воздействие на поведение, минуя критическое восприятие самого человека. Убеждение - воздействие на сознание. Причём - при должном старании, запрограммировать можно на то, что противоречит натуре и здравому смыслу. Убедить же можно в вещах хороших и логичных. Да, процесс общения во многом - убеждение друг-друга в чём-то. Без манипуляций сознанием. Давайте убеждать, а не программировать! На программировании людей держится несправедливость этой цивилизации. Слово Божие содержит иммуннуую добавку против программирования. Именно поэтому религия постоянно становится объектом атаки со стороны "технологов" и "программистов". Да, религия, созданная много веков назад, возникла с доброй целью. И не для того, чтобы заставить людей вести себя неестественно, а скорее - наоборот. В этом - секрет её долголетия. Более того - замечено, что убеждённые христиане не попадают в тоталитарные секты, меньше подвержены потребительской рекламе и прочему "пиару". Новые идеи - хорошо. Но к ним следует относиться критически. Можно дать совет - не пренебрегайте Библией. "Выделение" - это, по сути, та же реклама. Хорошо, когда выделяют нужное, важное и полезное. Сейчас же стремятся выделить всё. Мир стал кричаще-пёстрый. И на этом пёстром фоне многое важное и интересное становится слишком серым. Но это же превышает порог воздействия. У людей начинается апатия, и приходится придумывать всё более и более сильные раздражители. Но это - "подсадка". И устойчивости психики также не способствует. Естественно - урок не должен быть "серым". Но всё-же, я больше за то, чтобы основное внимание было сосредоточено на сути, а не ни антураже. С фамилией Кара - Мурза у меня какие-то положительные ассоциации. Будет время - скачаю и приму. Но это не форум - не стоит ждать быстрой реакции. СУВ - Дмитрий Ковригин 14.04.2006 08:09 Заявить о нарушении
Дмитрий!
Твое негативное отношение к слову «программирование» связано с тем, что ты поверил, что такое программирование вообще возможно. Давай, заменим его на слово «убеждение», и хотя по-сути ничего не поменяется, восприниматься будет более спокойно и привычно. Ты же не будешь спорить, что именно на уроках литературы идет убеждение детей жить так-то и так-то. Критическое восприятие учащихся в школе – никак не развивается. Это дело родителей, если они понимают, что это такое. Но в большинстве своем они даже не знают этого понятия. В большинстве – они и думать не умеют. Кстати, на тему, как это делается, у меня на сайте http://psysoznanie.narod.ru в разделе «Человеческое мастерство» дан интересный пример. Конечно, твои наивные рассуждения о возникновении религий с добрыми побуждениями вызывают только улыбку. О какой иммунной добавке ты ведешь речь? Для того, чтобы вести себя естественно – не нужна никакая религия. А секрет долголетия – в уклончивости религиозных деятелей и неразвитости сознания их почитателей, т.е. отсутствии той самой критичности мышления. Одна только твоя фраза: « Можно дать совет - не пренебрегайте Библией.» Она создана именно в духе программирования, потому что незаметно пропускает массу важной информации: кто дает совет? Насколько, дающий его, в этом компетентен? Так дает он его или сообщает, что его можно дать? Можно, а зачем? Что это даст, принявшим совет. Кто будет нести ответственность за результат? Кстати, вся библия – построена именно таким образом, как ты высказался. Именно с нее и началось всё программирование. Она подала пример. А самое главное – ты забываешь, что именно эта религия лежит в фундаменте того, что в результате человечеством построено. Сегодняшний день и всё, чем ты возмущаешься в своих статьях, корни имеет именно в тех самых религиозных доктринах, на которые ты так уповаешь (так легко управлять не от своего имени, а от имени бога, на которого всегда можно переложить и ответственность за результат). Если ты еще не совсем расстался со своей критичностью мышления, то у тебя есть о чем задуматься. Алексей Чалый 20.04.2006 11:30 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |