Рецензия на «Два медосмотра. Руслан Руф» (Конкурс Звездные Копья)

Если вербализовать смысл рассказа «Два медосмотра», он будет примерно таким. Жизнь состоит из мелочей. Каждый поступок человека – это всегда очень важный, фундаментальный выбор, выбор между добром и злом! Не бывает маленьких грехов, не бывает не важных выборов! Небольшое отступление человека от моральных принципов пополняет большую копилку зла. Ошибка фатальна! Автор подводит читателя к мысли, что герой предает свои моральные принципы, отступая от выполнения профессиональных обязанностей, становится как все, смиряется, плывет по течению, совершает зло. А что же на самом деле? Напомним, медосмотр необходим, чтобы определить группу для занятий физкультурой в соответствии со здоровьем студента. По большому счету на подобном мероприятии врач должен принять решение будет ли у студента официальная возможность «косить от физкультуры» или нет. Если человек явно не болен (противоположное может быть сообщено словесно), то разве заниматься физкультурой ему не на пользу? Даже в нашей стране жизнь не лишена здравого смыла: если доскональный анализ здоровья проводить не целесообразно в предложенных условиях, то действовать наоборот глупо и смешно.
Герой рассказа, тем не менее, терзается угрызениями совести, но как-то не долго, как бы по инерции похожего случая, по-подростковому максималистично, подслеповато. Эти терзания не настоящие, к совести не имеют никого отношения, потому и проходят быстро. Во всяком случае, так было бы в реальной жизни. Стоят ли они внимания, если ложны, временны, относятся скорее к этапу взросления, чем к морали. Случай не бесспорный, ситуация плоская, значительность содержания не соответствует незначительности фабулы - перед нами обычный литературный суррогат. Мораль, которую подразумевает автор, многажды раз была в центре внимания литературы, в особенности русской (например, у Чехова). Но здесь она не произросла органично из сюжета, она искусственно «приложена» к нему, нарочито увидена в истории совершенно «не про это». Такое несоответствие придает рассказу фальшивое, пошловатое звучание (автор комично не попал). Дорога, которую он выбрал, проторена предыдущими поколениями (может, поэтому его стиль «легок» и внешне искусен). Чтобы сказать что-то новое в сложной и тонкой теме морали, нужен сильный первоначальный импульс, а не вялые вторичные впечатления и мысли, полученные из классической литературы.

Дмитрий Видов   21.06.2007     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Звездные Копья
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Видов
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.06.2007