Рецензия на «Домики Дядюшки Тыквы ч. 1» (Наталия Михайлова)

Рецензия написана по просьбе автора.
Критик решил ненадолго прервать свой отпуск, чтобы написать отзывы тем авторам, которые ждут рецензий дольше всех.
Итак, перед нами рассказ. Типичный представитель социальной прозы. Чем такая проза хороша? – Она позволяет поднять какие-то проблемы, заставляет задуматься. Чем плоха? – Тем, что устарела еще сто лет назад (как это ни грустно). Попробуем посмотреть на текст повнимательней, рассмотреть его именно как социальную прозу.
Первая часть текста представляет собой, по сути, длинное вступление. Весь рассказ о Большом Огороде есть подготовка читателя к перипетиям судьбы семейства Тыкв. Обоснование, так сказать, их мытарств. Это политизированное вступление выглядит затянутым. Хотя бы по объему. Вы когда-нибудь видели вступление, занимающее добрую треть текста? Обычно оно занимает плюс-минус одну десятую. Читатель может легко запутаться в том, кто, куда и почему должен был переехать.
Во вступлении автор ни слова не говорит нам о главгероях. Тоже жаль. Получается, что первая часть текста – эдакая историческая справка. А для того, чтобы познакомить читателя с героями автору понадобилась еще пара абзацев во второй части текста. Получается уже целых два вступления на тринадцатистраничный текст. Не многовато ли?
Немного общих замечаний. Политики в тексте много, очень хорошо передана речь политиканов. Это приятно. Много и типажей, которые описаны достаточно общо, но точно. Но мало в тексте личностного восприятия автора. Герои – суть не образы, а именно типажи. У героев нет лиц, нет рук и ног. Лишь одно описание внешности встретилось Критику в тексте: «Тыковка как-то сразу повзрослел. Он часто приходил из школы с покрасневшими глазами». Для Критика было открытием то, что в какой-то неожиданный момент герои начали ходить: «Почешут в затылке сомневающиеся, для поднятия духа песни патриотические попоют, с флагами походят, погордятся немного, да и разойдутся». О чем говорит эта ситуация? О том, что автор, когда писал рассказ, много своего внимания уделял общественно-политическим вопросам, которые хотел затронуть в тексте. И жертвовал при этом художественностью. Получился дисбаланс, который заметен невооруженным взглядом. Уважаемый автор! Если Вы пишете сказку, пусть и с социальным подтекстом, не стоит забывать о том, что это еще и литературный текст. Попробуйте придать Вашим персонажам немного больше личностных черт. Вспомните хотя бы Джанни Родари с его Чипполино. У героев там были и очки, и карманы, герою можно было отдавить ногу. Думается, если Вы потратите немного времени на создание более очеловеченных героев (хм, Критик скаламбурил?), текст будет гармоничным и сбалансированным. Что будет облегчать чтение.

Добровольный Критик   22.04.2008     Заявить о нарушении
Не соглашусь, пожалуй, что устарела социальная проза. Именно то, что она заставляет задуматься над проблемами, как правило, современными, и делает ее неустаревающей и всегда актуальной, по-моему.
А со всеми другими замечаниями согласна полностью. Несколько раз перечитала Вашу рецензию и сумела, наконец, взглянуть на свой текст со стороны. До этого никак не получалось. О том, что сказка получилась не очень литературная, с безликими героями, мне уже писали. Тогда, по горячим следам, трудно было понять это до конца. Теперь вижу, что так и есть.
Не знаю, сумею ли что-то переделать, но, конечно, постараюсь.
Спасибо Вам огромное, замечательный Критик. Вы очень помогли мне.
Спасибо за Вашу, такую нужную, работу, за потраченное время, за само желание помочь. СПАСИБО!
Самого доброго Вам,
Наташа

Наталия Михайлова   23.04.2008 14:05   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталия Михайлова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Добровольный Критик
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.04.2008