Рецензия на «Убийство александра ii и грех достоевского перед р» (Борис Романов)
Соблазн решать проблемы, возникающие в Социуме, с помощью силы – присуще волевому, а не рефлексирующему сознанию. Здесь можно упомянуть Михаила Бакунина, оказавшего мощное влияние на всю общественную и литературную жизнь своих современников и задавшим вопросы, на которые они пытались по-своему ответить. Писатель Достоевский не ставил целью своего творчества исправлять Социум, скорее - творчество было попыткой уйти от собственных проблем рефлексирующего сознания. Вспомните исповедь Достоевского «Записки из подполья». В ней присутствуют позывы к неуемной власти и обогащению, асоциальная ненависть героя исповеди и одновременно заигрывание его с официальной идеологией власти, стремление избавиться от христианской совести и выворачивание до эксбиционизма ее постулатов. Мистика, возникающая при анализе реальных страхов перед реальными волевыми решениями в Социуме, говорит, скорее всего, о немощности, неспособности преодолеть ложь рефлексирующего сознания писателя. Достоевский ввинчивает в свое сознание штопор христианской совести, чтобы вырвать пробку дурной окружающей реальности и выйти на простор нравственного наслаждения своим Сверх-Эго – это вызывает брезгливость читателя и одновременно держит интерес публики, как гениальное отображение интриги в Социуме. В этом парадокс Достоевского – поднять противоречия в Социуме до их перегорания без доступа воздуха. Для революционного волевого сознания Достоевский всегда будет ретроградом и фокусником власть имущих, демонстрирующий соблазн и пустоту ее идеологии. Каринберг Всеволод Карлович 06.07.2008 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |