Рецензия на «Глава 14. Индрис и Литтво» (Борис Попов)

в ходе чтения этой главы у меня возникла своя, любительская версия о том, откуда могло появиться имя Индрис (от "Индра" - божество Вед) в Прибалтике. и хотя Вы убедительно изложили объяснение этому, я всё же выскажу и свою идею. если учесть, что многие современные народы являются потомками индо-европейской общности, то логично предположить, что и культура у всех этих народов имеет один источник. Боги и верования в богов, сказания о героях - это часть культуры народа. возможно, так и имя божества Индры распространилось вместе с переселением народов на новые земли. возможно даже, что в некоторых языках и появившихся новых наречиях это имя приобрело другое звучание, ср.: Индра - Тор (оба - громовержцы). Эти два имени даже сейчас звучат похоже.

и ещё одна идея у меня возникла. с одной стороны, культ почитания предков действительно может указывать на то, что все боги, которых мы знаем по легендам - это реальные люди, жившие в то время. однако, сейчас я параллельно продолжаю читать книгу А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения древних славян на природу", в которой известный собиратель русских народных сказок подробно объясняет, откуда взялись имена богов и какие реальные явления природы стоят за мифом, за народной сказкой. получается, что все эти многочисленные образы описывают по-разному одно и то же: смену времён года, грозовые ливни, летнее плодородие земли...

и тут я склоняюсь к тому, что хорошо бы объединить исследования исторические и лингвистические, и где-то на стыке этих исследований должна быть конечная Истина! :)

а мысль у меня такая: возможно, сами наименования Богов появились в связи с небесными светилами (в первую очередь, с Солнцем), со стихиями, с земледельческими периодами сева и сбора урожая. а впоследствии этими именами могли называть людей, как бы в честь Богов. яркий пример тому, например, греческое имя Артём - "посвященный богине Артемиде". что Вы об этом думаете?


Татьяна Янтарная   09.07.2008     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна!
Мне очень интересно читать Ваши рассуждения. В ответ могу сказать следующее:
Первое. Историки многие народы планеты действительно относят к единой индоевропейской семье. У них много общего и, прежде всего, язык. Когда-то они жили вместе на небольшой территории (историки спорят - где?), а потом разошлись по планете. У каждого была своя судьба, поэтому появились различия, в том числе в преданиях и мифах о вождях и богах, с которыми они прошли долгий путь.
Второе. Персонаж, носящий имя Индра, упоминается только в индийских древних преданиях. Но его имя ныне встречается в разных странах. Например, в той же Чехии есть мужское имя Индрих (произносится как Индржих). В древности имя Индры упоминалось и в такой стране, как Митанни. Она существовала на севере Сирии. Похожее слово встречается и у восточных славян в форме Индрик - какой-то вымышленный зверь. Как Индра в таком виде появился у этих народов - это вопрос.
Третье. Многие боги - это, конечно же, обожествлённые предки. Поэтому к преданиям о них я всегда отношусь осторожно и с предельным вниманием.
Четвёртое. Я рад, что Вы тоже пришли к выводу о том, что историческая истина может быть восстановлена только при одновременном изучении исторических фактов и народных преданий. В своей книге "Кто мы?" мне как раз и пришлось использовать этот подход. Что-то получилось.
Пятое. Имена Богов возникали по-разному. Поэтому сегодня трудно сказать, что было первым: яйцо (небесное светило) или курица (имя героя). Однако сегодняшние названия небесных светил совпадают с именами древних исторических персонажей, в том числе даже Юпитер и Сатурн. Но, по сведениям астрономов, сами названия светил появились позднее этих героев.

Борис Попов   09.07.2008 23:04   Заявить о нарушении
уважаемый Борис! спасибо большое за подробный и чёткий "по полочкам" комментарий в ответ! кратенько добавлю по пункту пятому ещё замечание: действительно, названия планет должны были появиться позже имён героев и планеты были названы в честь людей-героев прошлого, а не наоборот. однако, Солнце было известно людям испокон веков и славянское имя солнца Ярило (от которого происходят слова "яркий", "жаркий", "яровые (культуры)"), должно быть, стало основой для таких имён как Ярослав, Ярополк. не могло же солнце быть названо в честь человека? поэтому, я всё же склоняюсь к тому, что возможны оба пути переноса имён.



Татьяна Янтарная   10.07.2008 12:52   Заявить о нарушении
Большое Спасибо я еще не все прочитал но я поражон вашыми знанием я до этого писал вам непрочитавшы все ---поспешил. Если написать то думаю знатные версии . Благодарствую.

Чесловас Синкявичюс   11.08.2009 04:24   Заявить о нарушении
Прочитал у Вас что во времена Нерона из просвещенного Рима в устье Немана прибыли беженцы в приличном количестве (пусть предки литовцев).
В 5-6 веках приплывают кимбры и покоряют Пруссию,дав населению законы.
А как же просвещенные римляне оказывали влияние на местное население и что они внесли в развитие и не столкнулись ли они Видевутом?

Геннадий Филипенко   22.04.2011 09:51   Заявить о нарушении
Уважаемый Геннадий!
Среди прибывших из Рима был один астроном Судин. Его потомки судины несколько веков продолжали дело своего предка, составляли Прусские математические таблицы (наподобие таблиц Брадиса). С их помощью Николай Коперник смог сделать известный нам вывод. Преемником Коперника на земле Пруссии стал Иммануил Кант, который написал "Всеобщую естественную историю и теорию неба". Преемником Судина, Коперника и Канта на земле Пруссии стали космонавты Леонов, Пацаев, Романенко и Викторенко.

Борис Попов   23.04.2011 01:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Попов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Янтарная
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.07.2008