Рецензия на «О главной причине Октябрьской революции» (Алексей Богословский)

Очень интересно написано. Много для меня нового. Где вы брали статистику по поводу производительности общины ? и всего прочего - ну там количества скота на двор, и прочее ? Честно говоря, я думал, что главной причиной было то, что власть вооружила крестьянские массы, а вот управление ими потеряло. При наличии миллионов людей с винтовками, которыми они уже умеют пользоваться, и которые кровушки повидали, а господ своих не уважают - ну, тут всякое возможно. И революция, и гражданская война ... Но ваша точка зрения интересна своей новизной - для меня, по крайней мере.

Борис Тененбаум   11.02.2010 03:41     Заявить о нарушении
У меня шла в редактуре давно работа. Там получалось, что на один двор в России было больше чуть ли не на лошадь. Дальше корреляция очень простая для того времени - больше лошадей, больше навоза, больше запашка, поскольку возможности крестьянина ограничены силами лошади. Из других любопытных фактов уже по рассказам старших - до Октября в селе в современной Татарии засыпали избыточным навозом овраг. После коллективизации пришлось овраг раскапывать. То же показатель эффективности земледелия, как наличие удобрений. По внешней торговле всё налицо. После освобождения крестьян Россия, действительно, конкурировала с Америкой в экспорте пшеницы, ржи, льна, то есть культур, произраставших в разных условиях. Что касается противопоставления общины и остального мира, включая соседние общины, чтобы не путали соседние пастбища и чужие леса, то достаточно вспомнить, что русская земледельческая община, в отличии от западной, землевладельческой или китайской, не знала безработицы. Я-то это знаю по поповским родственникам. Всё четко - крестьянину десятина, попу - 0,15 десятины, поскольку он ещё за службу получает. Впрочем, семья жила неплохо. Поп-татарин завел токарный станок и подрабатывал, точа разные деревянные детали. Все деньги на церковь - только у старосты, все траты контролирует совет старейшин. Перенесите это на современные нравы. В общине были совсем другие отношения по сравнению с западной общиной, где каждая семья была собственником надела, они в корне противоречили традициям капиталистической конкуренции и коммунистического назначения председателей колхоза. Но об этом не говорят, поскольку придется и коммунистов показать не в нужном им свете.

Алексей Богословский   11.02.2010 18:31   Заявить о нарушении
То-то у вас фамилия - Богословский :) При других обстоятельствах, коллега, была бы вам прямая дорога в государственные дела - склад ума такой, плюс происхождение из духовных, прямо как у графа Сперанского :)

Борис Тененбаум   12.02.2010 00:44   Заявить о нарушении
Это вы намекаете, что Сперанский был сослан в Сибирь как иностранный шпион (агент Наполеона)? Пока в России ожидать реформ не стоит. Здесь ещё надеются, что кривая вывезет. Смеюсь.

Алексей Богословский   12.02.2010 01:00   Заявить о нарушении
Я намекаю на то, что Сперанский был высоко одаренным политиком и администратором. И мог бы повторить слова Пушкина: "Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом". У вас замечательный аналитический склад ума - хотя и совершенно дикая "база данных". Вы как Маугли - судите мир по закону джунглей :)
Но в городах жили по более сложным правилам. Tолько это и позволяло удерживать вместе огромные агрегаты из сотен тысяч людей: законы, которым следуют, честный и неподкупный суд, действующий парламент (не такой, который не место для дискуссий :) ), и так далее.

Борис Тененбаум   12.02.2010 01:12   Заявить о нарушении
Вы правы, когда говорите, что город - более сложное явление. Но я не про закон джунглей. Частное землевладение делает сотрудничество соседей по селу более похожим на сотрудничество соседей по улице, ремесленному цеху или торговой палате. Отсюда более легкое взаимопонимание жителей села и города. В России получилось иначе. Причем, город тоже развивался уродливо. В 17 веке городское население - 13%. В начале 19-го - 8%. Масса производств было сосредоточено в слободках и на уральских заводах. Ремесло, основанное на труде крепостных и посессионных крестьян, ослабило город. Столкновение психологий было неминуемо. С другой стороны, в общине была притягательность. Все боятся связать общину с происхождением кибуцев, а на Кавказе многие кабардинцы и балкарцы, сбежав на равнину от местной знати, просто копировали русские общинные порядки. Другое дело, что сложные формы организации общества на общинных принципах невозможны.

Алексей Богословский   12.02.2010 20:59   Заявить о нарушении
"В 17 веке городское население - 13%. В начале 19-го - 8%" - это просто поразительно ! Во всем мире (ну, не во всем - я могу говорить только о Европе) тенденция была противоположной.

Борис Тененбаум   12.02.2010 21:17   Заявить о нарушении
Потрясающе, прямой пример, как крепостное рабство тормозило развитие страны не только в области сельского хозяйства.

Алексей Богословский   12.02.2010 22:51   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Богословский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Тененбаум
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.02.2010