Рецензия на «Современная русская литература - вопрос бытия» (Сергей Галиев)

Редкий случай: получила преогромнейшее удовольствие от исследования (спасибо!!!). Правда, со многими мыслями принципиально не согласна. Иванов, дааааааа, он - прекрасен!!! Исконнорусский и просветленный. Тут двумя руками - за. Многое остальное для меня спорно. На наши суждения и решения часто набор образов оказывает не меньшее влияние, чем конкретно сформулированная идея, задача, вопрос и предложенные варианты ответов;-). Я не о Земфире:). Я, например, о Линор Горалик:). Сорокин (увидите!), безусловно, явление в русской литературе. Просто его манера отрицания отрицания, убийства всего разумного, доброго и вечного, к чему привыкла русская душа слишком (!) сильно сложна и непонятна обычному читателю. Оставляет ощущение опустошенности? - ДА! Не работает на воспитание души русской? Якобы не работает. Но это совсем не так. О Сорокине сейчас сложно методично и популярно. Может, потом. Лично я его просто уважаю, но не люблю. Я вообще так отношусь к литературе: уважаю, и/или люблю, не вызывает отражения - прохожу мимо, часто - вызывает агрессию, страх, непонимание и навязчивое обожествление идеалов зла. А люблю, например, Улицкую за "Доктора Штайна, переводчика". Понятия пути и души именно в этой ее книге и являются главной темой. В общем и целом русская литература просто немного болеет: с трудом преодолевает либеральную брезгливость (тот же Гришковец), слишком уж назойливо эксплуатирует русские березы и переосмысливает "Малахитовую Шкатулку" (Славникова), переполнена лингвистическими упражнениями (иногда Пелевин), сатирической яростью, антисемитизмом и ксенофобией (Проханов)......кажется, достаточно. Список можно продолжать до бесконечности. А то, что появляется очень много литературы на тему: "Мир вокруг - иллюзия; иллюзия того, что мир вокруг иллюзия - тоже иллюзия"))) - так это немудрено. Мир шаток и зыбок и экзистенциальные поиски современного главного героя уже несколько отличаются от душевных поисков поэтов серебрянного века:). Столетие или два спустя именно "кибер-литература", возможно, станет самой популярной))). МИР ВОКРУГ (прошлое, будущее, настоящее) - ЧЕРНОВИК ЛИТЕРАТУРЫ. Кто наши современные герои, настоящие живые мужчины и женщины, из плоти и крови, мяса и костей? Где наши Корчагины и о чем наши повести о настоящем человеке?, - спросите Вы. Их просто нет. Или, может, Фандорин:))))))))? Достаточно циничен наш ХХI век. После язвительной ненависти ощущения уродливых 90-х, после протестующего литературного рока и столь популярных и модных буддистских изысков ума, мы так сильно ждем появления нового Мессии в литературе, нового и уже современного ПУШКИНА-НАШЕ-ВСЕ. И Вы ждете, и я. А пока чуть приболевшая литература (если отбросить большинство ее образчиков коммерческого, спекулятивного, заразного, ракового свойства) худо-бедно, но все-таки решает свои задачи: лечение еще более, чем сама, больного и потерянного читателя своего. Новыми рецептами от новых болезней поколения.
Все вышеизложеное не стоит особо методично поддавать сомнению. Женская логика.....ну Вы же понимаете:). Обвинения в том, что это я очень напомнила Вам Земфиру - уже услышаны и приняты:). Это - скорее - впечатление, навеяное Вашим, безусловно оч-чень интересным для меня анализом. Спасибо за возможность поразмышлять вслух на тему связи бытия с сознанием, а литературы - с жизнью;-)


Ирина Коваленко   16.08.2010 16:16     Заявить о нарушении
Спасибо большое, за такую содержательную рецензию.

Относительно болезни литературы хочется кое-что добавить. По моему мнению, литература является отражением философской мысли, и особенно русская литература, которая всегда была зеркалом модных философских идей.

Мне кажется, что современная болезнь литературы коренится в хаосе релятивизма постпозитивстской философии, которая сейчас находится в глубочайшем кризисе (ещё бы уже 50 лет как тянется этот позитивизм - давно ему пора в музей на покой).

Но постепенно там и тут начинают проклёвываться новые тенденции в философской мысли, за которые уже начинает цепляться и литература, Иванов в этом отношении большой молодец - он уловил этот тонкий аромат новой идеи и сработал на ней настолько эффектно, что не замечать её уже нельзя. Об этой идее пожалуй вскоре я напишу ещё одну рецензию :)

Что до спорных моментов, то они должны быть, поскольку статья довольно резкая. Увы, я не смогу её опубликовать ни в одном научном издании, такой наглый наезд на того же Набокова не простит мне ни один редактор, хоть здесь могу высказаться )))

Сергей Галиев   16.08.2010 17:50   Заявить о нарушении
Иванов - прекрасен! Но еще не Мессия. Набокова лично я Вам прощаю:). Я не люблю Набокова. Но уважаю. К Сорокину прошу отнестись глубже. С ним все непросто. О Сорокине отдельно потом поговорим. Я сама долго к пониманию его шла.

Ирина Коваленко   16.08.2010 23:06   Заявить о нарушении
Странно. Что же происходит с творчеством Набокова? Почему в последнее время о нем так часто пишут?....
http://proza.ru/2010/05/19/1247
(впечатлило)

Ирина Коваленко   18.08.2010 00:21   Заявить о нарушении
По-моему с его творчеством что могло самого страшного произойти уже произошло, прочтите хотя бы его стихотворение "Лилит" и всё станет понятно.

Обыкновенный эстетствующий циник-педофил, русско-американская пародия на Оскара Уайльда.

Сергей Галиев   18.08.2010 18:08   Заявить о нарушении
Да! Но эстетствующий, согласитесь, великолепно!!!

Ирина Коваленко   18.08.2010 21:53   Заявить о нарушении
Как сказать... у эстетики в любой форме на самом деле есть всего два лица - это лица Аполлона или Диониса (Ницше), Трагического и Комического (Аристотель), Высокого и Низкого (Ломоносов).

Искусство, как основа эстетики может иметь лишь два направления своего воздействия - возвышение человеческих чувств, или унижение. То есть искусство может как возвысить человека, так и опустить его до такой грязи, которая недоступна даже животным, не обладающих разумом.

У творений Набокова, по моему мнению, второе лицо, лицо Трикстера. Восхищаться можно чем угодно. Рэмбо воспевал в своей поэзии трупы и экскременты, вопрос в другом, как это восхищение отразится на человеке и на обществе в целом?

Сергей Галиев   18.08.2010 22:34   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Галиев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Коваленко
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.08.2010