Рецензия на «План и товар» (Иван Евдокимов)

Кажется я выполнил свои обязательства. Это последняя заметка о с/х технике. Если будете отвечать, то, пожалуйста, РЕЦЕНЗИЕЙ, она дает баллы.

Все планировалось «сверху»: площади посева отдельных культур, количество земли под парами, поступление новой техники. В пределах отведенной нам суммы денег мы, конечно, могли выбирать марку трактора или орудия, но не более того. Да и выбор был невелик.
Кажется в 1962 году мне удалось выписать журнал «Сельскохозяйственная механизация Англии». Издавался он в том числе на русском языке и служил рекламным целям. Через полтора года он без объяснения причин перестал мне поступать. Но и то, что я прочитал в нем, наводило на грустные мысли. Так, для навешивания плуга на английский трактор требовалось 30 секунд, навешивание стогометателя занимало 20 минут. Присоединение советского плуга требовало не меньше 20 минут, а навесной стогометатель присоединяли к трактору Беларусь два человека и тратили на эту процедуру несколько часов. Комментарии, как говорится, излишни.
С американским комбайном МакКормик я познакомился случайно еще в 1956 году. Вернулся осенью в институт с производственной практики, на которой довелось поработать на наших комбайнах – на прицепных и на первых самоходных. В общежитии встретил паренька с факультета механизации с/х, который проходил практику в Омске на машиноиспытательной станции. Вот и повел он Сеня посмотреть новинки. Поражала исключительно удобная посадка, которая не утомляла комбайнера, Защита всех движущихся частей металлической сеткой (техника безопасности!).
Позднее уже работая агрономом, я узнал в новейшем нашем комбайне СК-3 черты МакКормика. Но «украдена» эта конструкция была весьма неудачно. Тогда, на машиноиспытательной станции мой провожатый за 20 минут вытащил из комбайна решетный стан – конструкцию тяжелую и громоздкую по размерам. Годы спустя я задавал лучшим комбайнерам один и тот же вопрос: «Сколько нужно времени, чтобы вытащить из СК-3 или СК-4 решетный стан»? Кто-то отвечал, что три часа, кому-то требовалось четыре часа. Некоторые отвечали, что одному человеку вытащить его вообще невозможно. Это подсобные операции по ремонту и уходу за комбайном, но и в отношении его «чистой работы» наши и капиталистические машины различались не меньше.
То же самое и в отношении другой техники. Знаменитый трактор Сталинец был просто копией американского трактора Катерпиллер. Разумеется, пиратской копией. Американцы во время корейской войны 1950-х годов захватили в Северной Корее несколько экземпляров нашего трактора. Полное копирование любой машины невозможно: одна страна использует молибденовую сталь, другая хромовую – в зависимости от наличия сырья – различаются метрические системы и т.д. Американцы в опубликованном отчете признавали, что инженеры СССР удачно заменили сорта сталей (без потери качества изделий), но механическая обработка деталей была ниже всякой критики. По этой причине и «не тянул» Сталинец против Катерпиллера ни по производительности, ни по срокам службы.
СССР выпускал прекрасные виды вооружения, которые ценились во всем мире, мы первыми начали осваивать космос, а в самом главном – в умении накормить себя – оказались совершенно беспомощными.
В чем причина того, что ВСЯ поступающая техника была низкого качества (по сравнению с зарубежными образцами)? Дело не в сознательном усложнении и удорожании новых образцов. Отсутствовала обычная для капитализма обратная связь между производителем и покупателем. Любая низкокачественная дрянь найдет своего потребителя. В итоге, конструирование принципиально новой с/х техники прекратилось еще до войны. Продолжалось только пиратское копирование устаревших образцов. И это стало одной1 из причин предстоящей катастрофы, в результате которой СССР из экспортера хлеба превратился в покупателя.
С лучшими пожеланиями Иван Бондарь.

Иван Бондарь   04.01.2011 11:10     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иван Евдокимов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Иван Бондарь
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.12.2010