Рецензия на «Дом на отшибе» (Ирина Горбачева Маркарьянц)

Авторы Мята Перечная и Рамиз Асланов, мнение которых я ценю, дали противоположную оценку Вашему опусу, что побудило меня к его прочтению.

Читала внимательнейшим образом, с карандашиком в руках.

Приятно, что у автора есть способности к изложению, есть стиль, слог,
но, соглашусь с Мятой и Ивой.
Это не литературно-художественный рассказ, а пересказ житейской истории.
Причём тема не нова.
Сюжет популярен в хронике житейских событий, есть воплощения в литературе.

Причина расхождения мнений у критиков, на мой взгляд, несложная и типичная для сайта.

Одни рассматривают рассказ с точки зрения, достоин ли он называться Литературой, другие судят о нём по эмоциональному воздействию содержания.

Т.е. одни пытаются сделать критический разбор рассказа, другие- устроить диспут вокруг морально-нравственной проблемы, затронутой в опусе.
Именно, ОТ показал, что, не так уж безобиден хор голосов, славящий
опусы, далёкие от Литературы.
Похвалы обезоруживают автора, расслабляют. Мнение критика
на благостном фоне славословия оглушает, как взрыв.
А далее всё зависит от автора, как он справится с критической контузией, на что воодушевится.
Что касается Ирины, я не знаю в каком она возрасте, но, на мой взгляд, ей просто
не хватает жизненного опыта для глубокой проработки темы. Мне показалось, что автор плохо знает деревню и деревенскую жизнь.

В реале и в рассказах подобные события, где фигурирует бутылка с отравленной водкой, либо ружейный выстрел, случаются в садово-огородных товариществах.
В рассказе Ирины дом находится в деревне. И в этом случае тема отягощается совершенно иными аспектами.
В рассказе об этом сказано вскользь. Хотя, по-хорошему надо бы вспахать очень важный пласт взаимоотношений владельца дома с односельчанами, чтобы понять финал.
Судите сами. Жизнь Николая прошла в деревне, т.к. фундамент дома возводил дед с отцом. Всего два года прошло после смерти отца.
Чем и когда успел досадить Николай сельчанам!?
Он с ними ходил в одну школу, играл в одни игры. Их дети играли с сыном Николая, когда тот гостил в деревне у деда, бегали вместе на пруд или речку
Либо автором недодумана подоплёка, либо чем-то насолила их семья
соседям.
Деревня не заброшенная, похоже, большая. Есть сельсовет, участковый.
Почему участковый не заинтересовался проблемой?
Ему ли не знать, кто и чем дышит в деревне.
Почему Дашка ведёт себя нелюдимо, неужели не берёт у ближайшей соседки
деревенское молочко. Совсем не прописана обстановка в деревне, в какие годы происходит действие.
На мой взгляд, всё это далеко от жизни.
На деньги собранные для свадьбы, которую хотели сыграть в деревне, а на столе "всё своё" будет, восстановили сгоревший дом, правда там ещё были деньги на старость.
Либо надо прописать предысторию отношений, либо всё это шито белыми нитками.
Либо, семья это типичные бирюки, противопоставившие себя деревенским соседям. Либо в деревне живут упыри, а семья - божьи агнцы.
Конфликт в опусе не прописан.

На самом деле, в деревне так не живут.
Можно бы предположить, что если город близко, то дом присмотрели бомжи и шпана. Картошку, овощи на базар и.т.д.
Не верится, что в нормальной деревне, где председатель и участковый, у жителей свои огороды, а они ночью копают картошку Николая.
Отсюда, нет доверия к жизненности истории.

Что касается фокала в рассказе, мне кажется, надо его писать, либо от имени Николая, главного героя, либо от имени рассказчика, но тогда развернуть сцену суда с диалогами, чтобы всё, что у персонажа в голове прозвучало в вопросах и ответах. Но это сложно. Здесь требуется большое мастерство и знание процедуры судебного разбирательства.

Всего доброго, Ирина! Успехов в доработке или переделке рассказа.
Дорогу осилит идущий!

Зоя Чепрасова   07.01.2011 13:40     Заявить о нарушении
Это уже не рассказ, а целый роман в письмах.
Зоя, предложив рассказ ОТ, я совсем не предоставляла его на обсуждение сюжета: было ли то, что я описываю, или не было этого на самом деле. Этот текст один из первых в моей жизни, не считая сочинений и т.п. в учебных заведениях.
Из рецензий и заметок Ивы, Беспощадного критика, Рамиза Асланова я почерпнула много полезного, учла замечания. Всё остальное, извините, демагогия и амбиции.
Что касается жизненного опыта, поверьте, он имеется. И профессиональный тоже. И возраст соответствует, без пяти минут пенсионерка. Зоя, Вы, наверное, проживаете ближе к Сибири, Уралу. Но если бы пережили конец восьмидесятых и начало девяностых в 100 км от Москвы, вы бы так смело не уличали меня. Когда деревню поделили на дачников и деревенских, это надо было прочувствовать на себе. Деревня - деревне рознь. Так же как и разные люди. И председатели и обстоятельства. Вот представьте и картошку выкапывали, и уже выкопанную спрятанную находили и воровали. Кстати, о молочке - деньги вперед брали, потом под любым предлогом не давали молока. Очень хорошо, что вы далеки от таких «сюжетов», сюжеты бывают и страшнее.
Поэтому сюжет обсуждению не подлежит. Постановка его - это да. Есть правила, которые должны быть соблюдены.
А ваше суждение: «на самом деле, в деревне так не живут» - спорное. Повторюсь, деревня - деревне рознь. Мне в далёком детстве приходилось отдыхать в деревне - самые светлые впечатления. Но жизнь - есть жизнь. Людей озлобили, они сами озлобились. Возможно, сейчас этого нет. Надеюсь. Но одному человеку проводить черту и судить только по тем фактам, которые он видел, тоже нельзя. Кто защищает сюжет, они знают, что защищают.
«Либо семья - это типичные бирюки, противопоставившие себя деревенским соседям, либо в деревне живут упыри, а семья - божьи агнцы.» - это ещё раз доказывает, что то время вас обошло стороной. В тексте было указано, как только перестали давать деревенским деньги в долг, потому, что не возвращали назад. И такое сплошь и рядом было. За то, что в долг не давали или не доплачивали, как бы за охрану дома или стройки, сжигали дома. А участковые руками разводили по праву. Доказательной базы действительно нет. К сожалению, то время, которое мне не удалось описать правильно (поэтому, наверное, и спор по сюжету), деревню озлобили безработицей, разрухой, а дешёвой водкой до конца споили последних мужиков. Молодёжь же просто бесчинствовала. Это были действительно страшные, озлобленные годы Полностью согласна с «что касается фокала в рассказе, мне кажется, надо его писать, либо от имени Николая,…». Опыт слушания судебных разбирательств есть, но в таком ракурсе описывать не буду. Постараюсь весь рассказ вложить в мысли Николая - разговор с самим собой.
Спасибо за прочтение, неравнодушие к теме и участие в дискуссии. Меня радует одно, никого мой текст не оставил равнодушным. Каждый из читающих дискуссию, почерпнёт для себя что-то нужное и важное. Всех с Рождеством!

Ирина Горбачева Маркарьянц   07.01.2011 17:54   Заявить о нарушении
Ирина, вот об этом и надо писать тоже. Теперь вижу и время(годы) и конфликт.
Я живу в Сибири.
У нас люди относятся друг к другу нЕсколько иначе. У Валентины Майдуровой 2, есть о сибиряках опус, но ранешних лет. Её очень удивило отношение сибиряков к приезжим, новеньким в их краях людям.
В ответе мне Вы прописали синопсис конфликта, в рассказе он должен быть,
на мой взгляд.
О деревнских нравах в девяностые и позже в подмосковье читала описания у Спекулянтки 2 и Любы Гайдученко.
Мне теперь понятно, но и в рассказе должно прозвучать время и нравы того времени.
Спасибо за адекватную реакцию.
С признательностью!
З.Ч.
Всего доброго!

Зоя Чепрасова   07.01.2011 19:53   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Горбачева Маркарьянц
Перейти к списку рецензий, написанных автором Зоя Чепрасова
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.01.2011