Рецензия на «Об этических следствиях марксистского проекта» (Ласло Кобакс)

Ласло, первое небольшое техническое замечание: у вас повторяется дважды один и тот же абзац.
А теперь по существу. Чтобы люди осозновали свое единство, осозновали то, что все члены общества взаимно связаны между собой, общественное устройство должно быть таким, чтобы люди чувствовали это единение, основанное на взаимной зависимости друг от друга. Этим не может быть какая-то идея, ибо она может только на время создавать иллюзию единства. Это должно быть нечто сугубо материальное, объективно существующее независимо от сознания людей. И таким материальным является только общественное производство, ибо люди первоначально должны существовать. Общество не может жить не потребляя, а следовательно, общество не может существовать не производя. Это есть царство необходимости и поэтому я согласен с вами, что труд - штука неприятная, ибо он отнимает время у человека, в течение которого человек мог бы заниматься своим собственным развитием. Но это все равно необходимость и только с ростом производительной силы труда люди смогут это рабочее время свести к необходимому минимуму. Но и капиталистическое, и советское производство было основано на стоимости, а посему для них основным является рабочее время. Различия в том, что в капиталистической экономике собственник заинтересован в увеличении прибавочного рабочего времени за счет сокращения необходимого рабочего времени, а в советской экономике все было направлено на возрастание рабочего времени вообще, ибо рост валовой продукции, как суммы стоимостей товаров, входящих в общественный продукт, требует и большего труда. И то, и другое противоречит развитию человека, как человека.
Это основное, что я хотел бы сказать, остальное я просто пропускаю, хотя неточности еще есть. Но ваш вывод мне больше по душе и если вы желаете двигаться дальше, то готов обсудить и остальное.

Иван Евдокимов   08.01.2011 19:11     Заявить о нарушении
То, с чего вы начали (ваши слова о единении), не столь для меня приемлемо, сколь вторая часть изложенного (отличие развитой капиталистической модели от советской и постсоветской, идея о прибавочном рабочем времени). Она, мне кажется, не противоречит ничему из написанного мной, а лишь дополняет и обогащает.
Хочется поспорить по поводу материального единения. Мне кажется, смысл самого слова "единение" противоречит материальному подходу. Люди должны объединяться добровольно - со своими близкими, семьей, с коллегами, теми, кто солидаризировался и вышел на тот же митинг, даже с теми, кто приходит в тот же цирк, тот же кинотеатр, театр и бордель. Впрочем, все, что касается культурно-развлекательной индустрии - отдельный вопрос для обсуждения. У меня мало мыслей о том, как можно было бы разнообразить данную индустрии и использовать ее элементы, например, в рабочее время (разве что ролевые игры проводить), но четкое ощущение, что в России какой-то глубокий кризис удовольствий, какая-то эра суровости и бессмысленности наступает.
Итак, первый и основной пункт: единение на основе добровольности. Все, что противоречит этому принципу, не должно в идеале быть обязаловкой. Никого нельзя заставлять как-либо регистрировать брак, входить в профсоюз или против своей воли участвовать в дополнительных акциях вместе с коллегами. Это глупо. Все насильственные кружки надо давно отменить, как отменили пионеров, и семья в данном случае - еще один такой "насильственный кружок по интересам".
Когда людей объединяют из-под палки, единение становится обреченным на развал в какой-то момент времени. А идея, я убежден, совсем не обязательно предполагает временность. Да, нет идеи, которая объединяет ВСЕ человечество. И то - не факт. Но зато точно есть идеи, которые объединяют огромные и влиятельные группы людей на протяжении тысячелетий - например, элементы христианской и буддийской этики, профильтрованные новым мышлением и деэлитизированные.
Считаю, о единении через производство не стоит беспокоиться. Сначала люди должны перестать быть животными и сами захотеть этого единения. К этому трудный путь, но длину его нам не измерить - мы стоим на границе двух исторических формаций. Капитализм, как видно из моей статьи, прожил до 2008 года только благодаря эксплуатации освободившегося после развала СССР спроса. Так же как после 30-х он продолжил жить в Америке благодаря краху ее европейских конкурентов и такой же волне освобожденного спроса.
Моя позиция по поводу труда заключается в том, что для начала в этой сферой тоже следует ликвидировать обязаловку. Труд также должен стать добровольным - это единственный способ сделать его креативным и эффективным.
Если есть какие-то другие темы, предлагайте, я пока, думаю, уже немало изложил такого, что можно долго критиковать, уточнять и опровергать.

Ласло Кобакс   08.01.2011 21:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ласло Кобакс
Перейти к списку рецензий, написанных автором Иван Евдокимов
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.01.2011