Рецензия на «Старая герань» (Наталья Килоч)

Наташа, понимаю, что рассказ Вам дорог. И отзывы подтверждают - читателям понравилось
Но мне, скажу честно, нет. И дело не в "понравилось-не понравилось".
Если хотите критического разбора, дайте знать. А этот пост я могу удалить.

Квентин Фуко   11.05.2011 15:37     Заявить о нарушении
Конечно хочу критического разбора!!! Буду очень признательна!!! Очень внимательно отнесусь ко всем Вашим замечаниям. Уже жду с нетерпением.

Наталья Килоч   12.05.2011 04:49   Заявить о нарушении
Наталья, я постараюсь предметно и покороче. Извините, если какие-то фразы по этой причине прозвучат как-то обидно, я этого не хочу.
Итак, композиция.
Если Вы хотите сделать герань персонажем рассказа и через нее передать читателю какие-то важные для Вас мысли, то делайте!
Но Вы об этом не подумали перед тем, как писать рассказ. Упомянув герань лишь в конце , не нагрузив ее никакими смыслами, Вы хотите, чтобы она выстрелила неким итогом - какой-моралью, какой-то ассоциацией с жизнью персонажа . Так не бывает, если образ не построен по ходу рассказа. Это главная ошибка.
Кстати, достаточно было сказать, что вены на руках Агриппины переплетением своим были похожи на открывшиеся корни герани, и Вы бы уже что-то дали читателю для понимания задачи новеллы.

Теперь, что касается текста.
Я не буду разбирать его весь, поговорим о первых абзацах.
Общие замечания.
"Старуха" в первом предложении лишнее. Девяностолетняя не бывает молодкой. Поэтому при минимальной правке надо бы так "Девяностолетняя Агриппина", И потом... Вы называете ее то старухой, то старушкой - это имеет разный смысловой и образный оттенок.

Зачем Вы рисуете образ Агриппины столь физиологически неприятной, если хотите расположить к ней читателя? "Её тело стало таким худым и костлявым, что кожа повисла на нём тряпкой."
Кого Вы описываете? Узника Бухенвальда? Больную старуху? Не надо так делать, если Вы не догадываетесь, что от месячного лежания у людей бывают страшные пролежни.
А Ваш пассаж "В ней трудно было узнать некогда цветущую, весёлую женщину, с очаровательной улыбкой". выглядит злой пародией. Да в Агриппине и двадцать лет назад, пожалуй, что и тридцать...деревенские женщины теряют красоту рано.. нельзя было увидеть следы былой красоты. Будете спорить?

"Её душа давно уже было готова покинуть этот мир, но крепкое сердце упрямо продолжало отсчитывать минуты земной жизни"
Назывно, проходно, не прочувствовано. Важнейший момент в жизни человека! Многие так устают от своего возраста, что ждут смерти с отупелым равнодушием. Вот об этом надо было и написать - Сердце ее работало, но жить Агриппине не хотелось. Но и остановить она его не могла. Сил хватало только на дыхание..

"Несмотря на постельный образ жизни, дни проходили довольно быстро: рано утром прибежит проведывать соседка, поможет оправиться; потом сноха приедет накормить завтраком; кто-нибудь из сыновей забежит печь натопить, воды натаскать, да рассказать - как там, на улице - лютует ли зима? А вот ночью – тоска смертная, все думки передумаешь."

Про пролежни я вам уже сказал. Это не располагает к умиротворенности..
Я дальше разбирать рассказ не буду, только спрошу -"вам приходилось бывать с таким больным человеком или хотя бы наблюдать такую ситуацию?"

Еще раз хочу быть верно понятым. Вы просили написать, что думаю. Написал искренне. И продолжаю относиться к вашим новеллам с интересом. Но эта, на мой взгляд, неудачная.

Квентин Фуко   12.05.2011 08:11   Заявить о нарушении
Благодарю за подробный разбор моей работы. Было весьма интересно. Не хочу оправдываться, Просто хочу ответить, если Вам конечно интересно моё мнение. Начну по порядку:
Герань – не персонаж рассказа, это приём, вызвать ассоциации у читателя героини с этим цветком. И Через эту деталь показать, что вовсе не деньги волнуют старуху, не страх перед ворами, а ожидание смерти, она знает, стрех перед неизвестностью потустороннего мира. Поэтому герань возникает только в конце, и казалось бы это такое мелкое событие – разбитый горшок, но он волнует Агриппину гораздо больше, чем то, что произошло, хотя для читателя наверняка это мелочь по сравнению с ужасом, который пережила несчастная. Далее, «Старуха», «старушка», не думаю, что это большой огрех в работе, наоборот, придаёт окраску произведению. Мы ведь в жизни тоже воспринимаем один и тот же предмет по-разному, не говоря уже о человеке. Да она «старуха» для читателя, но старушка для родственников… да тут не о чем спорить, это ерунда. Потом, портрет Агреппины срисован с реального человека, и вообще это реальная история и реальный персонаж – моя бабушка. Она именно так и выглядела. Зачем же я буду её рисовать миловидной старушкой? А старость, уважаемый Фуко, она вообще ни кого не красит. (Все там будем. ) Но это только тело…. А вот главное в человеке душа, и главное что бы читатель увидел за этим обвисшим немощным старушечьим телом личность, человека, который хлебнул в жизни, а теперь на смертном одре и есть смысл подводить итог его жизни – удалась или нет. Про цветущую женщину – это переход к её жизни, которая осталось далеко в прошлом, и она каждый раз мысленно возвращается туда, где она была молодой и цветущей. А чем ещё, по-вашему, живет человек, у которого нет будущего? Только прошлым! И МНЕ ХОТЕЛОСЬБЫ ЭТО ПЕРЕДАТЬ ЧИТАТЕЛЮ. А ВЫ ГОВОРИТЕ6 ПОРОДИЯ….. Идем дальше: "Её душа давно уже было готова покинуть этот мир, но крепкое сердце упрямо продолжало отсчитывать минуты земной жизни"… Знаете, не Вы первый делаете мне замечание именно по этой строке. И в Союзе писателей тоже обращали моё внимание на неё, но лично я не вижу в ней ничего предосудительного, хотелось не сгущать красок в том что касается смерти конкретного человека. Человек родился, стало быть не минуемо умрёт. Еще ни кому не удавалось жить вечно ) Чего тут , собственно, переживать и нагнетать страсти? Ну пожил человек на свете, пришло время покинуть этот мир, а сердце упрямо отсчитывает последние минуты, хотелось этой строкой придать обыденность происходящего, это ж не подвиг, подумаешь, рядовая смерть пожилого человека. …
Пролежни… Да есть у героини и пролежни, а ещё она плохо в туалет ходила, и говорила невнятно, порой писалась … и что? Зачем всё это описывать? Это же не эпопея в четырёх томах. Да и это всё и так читателю известно, чего сопли жевать. (извиняюсь), суть то рассказа не в том, ну дала портрет героини и перешла к «сути вопроса» ).
"вам приходилось бывать с таким больным человеком или хотя бы наблюдать такую ситуацию?"
А вот эта строка реально задела. Бабушка то ладно а вот мама… Моя мама умерла будучи на пятьдесят пятом году жизни от рака кишечника. Поверьте хватило всем и сестре и отцу… И подмывали, и кормили, и пролежни, и тупые разговоры ни о чём… а о чум можно говорить с человеком, у которого нет будущего? Хотя это я уже повторяюсь. Но не Вам меня упрекать в невежестве описания подобной ситуации. Лично пережила и упаси вас Господь побывать в этой шкуре.
Очень признательна Вам за искренность! Поверьте, ценю это гораздо выше явной лести, хоть и звучит она приятнее. Надеюсь будите так же откровенны и по другим моим работам. Позвольте и мне честно ответить Вам по всем Вашим замечаниям: не нашла в них ничего стоящего, принимаю как просто «не понравилось». Что ж вовсе не претендую на всеобщую любовь, это нормально, кому то нравиться одно, кому то другое. Я скольких людей спрашивала высказать своё мнение по рассказам в книге, и знаете, каждый называет разные рассказы, кому то понравились веселые, лёгкие, кто-то выделяет серьёзные работы. Так ми должно быть и это здорово, что все мы разные и у нас разное мировосприятие и мироощущение, иначе как скучна была бы жизнь! Не правда ли?

Наталья Килоч   12.05.2011 09:22   Заявить о нарушении
Неправла!
Дело в том, что Вы писали не репортаж. И не историю болезни. Хотя и история болезни может быть рассказом о героизме человеческого духа. Это просто надо уметь сделать.
Рассказы делаются! Может быть, для Вас это странно звучит,но это так.

У всякого произведения есть свои Законы, по которым они выстраиваются.
И автор эти Законы осваивает - в силу своего таланта или способностей.

Вы писали рассказ, новеллу. И не себе Вы должны обьяснить что да как, а мне, читателю. У меня! Вы должны вызвать чувство любви или ненависти к тем или иным персонажам.
Персонажам, а не родственникам, подробности жизни которых Вам известны, а мне нет.
Только из текста художественного произведения... использованных слов, приемов, образов я дедаю вывод об его удачности или неудачности.

..Этот сайт развращает способных авторов, они становятся нетребовательны к себе. Нравится-не нравится - это не оценка мастерства. Это вкусовщина.
Я же Вам предложил другую точку зрения и полагал, что она окажется полезной для Вашего дальнейшего творчества.

Квентин Фуко   12.05.2011 11:24   Заявить о нарушении
Извините, а у Вас есть основания считать себя в праве преподавать мне уроки мастерства? Вы признанный мастер? Литератор? Член союза писателей? Тогда Ваша оценка только "понравилось" "не понравилось". А на счёт правил, законов... Знаете, если бы все мастера творили по строгим правилам, не отступая, то такие как Малевич, Александра Экстер,Владимир Татлин... никогда не стали бы признанными мастерами-авангардистами. Каждый творит как может, как видит. Давать советы, рекомендации, оценки бес сомнения нужно, а принимать их или игнорировать всё же дело автора. Не так ли? Ведь это его работа его детище и ОН, автор, несёт за неё ответственность. Был у меня случай, мне очень именитый товарищ дал советы изменить детали в рассказе, я прислушалась, хотя не разделяла этого мнения на все сто и что бы вы думали, в последствии ещё более иминиевые мастера постоянно тыкали меня именно в эти изменения и удивлялись почему я написала именно так? С этих пор все советы со стороны пропускаю через себя, если я внутренне согласна, изменяю текст, нет - игнорирую. Вот такие у меня правила. :))

Наталья Килоч   12.05.2011 11:54   Заявить о нарушении
Хороший у Вас рассказ, Наталья! Замечательный! Не слушайте никого! Творите! Успехов!
С теплом...

Квентин Фуко   12.05.2011 12:45   Заявить о нарушении
А вот ёрничать не надо. Рассказ действительно сильный (во всяком случае для моего уровня :))) Ни чуть не хуже всеобщих любимцев "Рыбный пирог" и "О добре", или , скажем, "Обидели" (этот рассказ в рецензии Каткова, члена Союза Писателей России,назван мой лучшей работой, я не разделяю его мнения, думаю, ему просто стало жалко девчушку, героиню рассказа и взыграли чувства дедушки, по отношению к ней, а не литератора,ну да Бог с ним). Есть у меня и более слабые работы, такие как "Место в жизни", да те же самые "Сапоги-чулки" (это, вообще, просто эксперимент. Писалось для чтения со сцены, для дочери), если бы Вы мне там указали на слабые места, пожалуй я бы с Вами согласилась, или если бы нелестно отозвались о мой самой любимой работе "С того света" (она очень редко кому нравиться, я уже привыкла).
И всёже, ваш разбор "полётов" мне очень помог, помог убедиться что работа мною сделана добросовестно. Возвращаясь к своему рассказу убедилась, что ничего не хочу в нем исправлять, стало быть вещь удалась. Вот когда перечитывая, хочется переставить предложения, что-то убрать, переделать - значит рассказ не созрел до конца, есть над чем подумать.
В любом случае искренне Вам благодарна за честность, прямолинейность, иной взгляд со стороны. Это очень ценно для меня, во всяком случае, редкость на этом портале. Спасибо.
С уважением, Наталья.

Наталья Килоч   14.05.2011 15:32   Заявить о нарушении
Зайдите на страницу "Словесная Визуализация". Скучно, но полезно.

Квентин Фуко   14.05.2011 15:57   Заявить о нарушении
Зря вы спорите. Рассказ - это художественное произведение, это не отчет, не дневник, не репортаж. Кому не нравится - тот не читает. Да и не бывает такого даже у классиков, чтобы все произведения были одинаково успешны и интересны для всех.

Кузьма Кукин   08.07.2011 14:18   Заявить о нарушении
И еще - дайте мне самое гениальное произведение произведение самого гениального автора - я его разнесу в пух и прах.

Кузьма Кукин   08.07.2011 14:21   Заявить о нарушении
Благодарю, Кузьма, за поддержку!
Думаю, это нормально, когда есть и такие отзывы. Все мы разные и вкусы у нас разные, и жизненный опыт, и вибрация души..., а иначе как скучен был бы мир! Вы правы, любое гениальное произведение можно разгромить в пух и прах, так собственно говоря и было со всеми Великими, пока они не добились признания большинства и определённого статуса. Ещё раз спасибо за участие, непременно забегу к вам на страничку. До встречи.

Наталья Килоч   11.07.2011 05:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталья Килоч
Перейти к списку рецензий, написанных автором Квентин Фуко
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.05.2011