Рецензия на «Морок» (Торбейн)

Хм...
Прочитала. Причем, несколько раз.
Потому что ощущение истинного "вкуса" пришло не сразу. Так бывает с хорошим вином - подчас важен не вкус, а послевкусие.

Да, определенно "стиль Торбейна" чувствуется. ))) Что-то темное тут есть.
Однако это нельзя назвать беспросветным мраком, скорее - "предрассветными сумерками" или "предвечерней закатностью".
Тайна, загадка, недосказанность, которые привыкли скрываться в полутьме и полутонах...
Темное небо, темный лес, темные времена... Темные мысли и души...
Ведь история этой девушки так до конца и не раскрыта. Кто она, откуда, какому народу принадлежит, и что на самом деле чувствует? - Все это осталось вне поля видимости.

Несомненно, можно провести параллели с лесными девами кельтов или славянскими навками, завлекавшими путников в чащу и губившими их своими чарами.

Но здесь, насколько я поняла, списать все на чары не получится (разве что в последней части, когда Гарбия поддается их воздействию, обессилев от болезни; впрочем, даже это можно отнести к бреду замутненного сознания), и главный герой делает выбор сознательно, решая сразиться с другом и уйти с девушкой в лес.
Насколько он искренне хочет ей помочь - вопрос, на который тоже не дается прямого ответа. Ибо желание, которое им движет - спастись от ужаса погони - пожалуй, прописано сильнее, нежели желание спасти брата Анелин.

Впрочем, даже если это и так, это не упрек герою, скорее наоборот. Он, по крайней мере, попытался проявить какую-то человечность, отбросив свой эгоизм и подозрительность. Да, жестоко поплатившись за это!..
Но его сумасбродство на фоне трезвого рационализма Лэйана смотрится все-таки более привлекательным и вызывает искреннее сочувствие и понимание.
Лэйан же с его прагматизмом скорее отталкивает.
В Гарбии чувствуется живая душа; в Лэйане - равнодушие и холод.
Не знаю, почему он считался другом Гарбии; мне кажется, эти двое - далеки друг от друга, как два дерева разной породы.

Это проглядывает и в речевых характеристиках. Если Гарбия - более "правилен", сдержан, то Лэйан - неприкрыто развязен и груб.
И ведь даже такой маленький штрих может очень многое добавить к характеру героя.
Возможно, Анелин выбрала Гарбию не потому, что он слаб духовно (как может показаться на первый взгляд), а совсем наоборот, - потому что он ПОЛОН. У него есть, что за душой. И, грубо говоря, оттуда есть, что "тянуть", и есть, чем "питаться".
Лэйан в этом смысле был ПУСТ, а, стало быть, - для нее бесполезен.

Вряд ли он был способен на душевный порыв или безрассудную любовь.
А, если задуматься, - разве она бывает другой?..
И что похвального любить "по уму", а не "по сердцу"?..
"Слава безумцам, осмеливающимся любить, зная, что они смертны!" (С)

Любит ли сама Анелин? - Мне кажется, здесь не так важно, потому что это существо невозможно судить по людским меркам. Она словно Снегурочка из одноименной сказки, которой незнакомы истинные чувства и страсти, и способна только на их имитацию. Она живет по своим законам, непонятным и чуждым людям.
А поэтому тут мерой чувств может быть только восприятие и ощущение главного героя.

Но не отметить, обойти ее стороной, как персонажа, нельзя, потому что она стала несомненным "третьим углом" в рассказе, причем равноправным и весомым.
Очень интересна ее речь, напевная и словно сложенная из разноцветных камушков или льдинок. В ней сразу чувствуется что-то чуждое и одновременно интригующее.

Если говорить о сюжете в целом, он незамысловат, но хорошо "закольцован", что несколько сглаживает его прямолинейность и придает ему видимость завершенности.

Потому что при всей читательской фантазии иногда хочется, чтобы авторскую мысль не приходилось выкапывать огромной лопатой с глубины в три километра.)
Так что вопрос : "ЗАЧЕМ?", что ни говори, всегда все-таки на авторской совести.
Мало ли что мы, читатели, себе напридумаем...)))

С теплом,


Елена Серебряная   02.08.2011 22:32     Заявить о нарушении
По тексту:
-...укрылись в ОБИТЫХ кожей и мехом палатках.- Наверное, "обшитых" или "ПОДбитых". Палатка- это что-то мягкое, вряд ли к ней можно что-то ПРИБИТЬ.)))

-...УВЕРИЛ всех, что Амстрад, НАВЕРНОЕ, уже пал. - УВЕРЕННОСТЬ не передается словами "наверное", "возможно" и т. п.

- ...ещё будучи маленьким мальчикАм впитал в себя суеверный страх... - Просто опечатка: "мальчикОм"

-...и этого могло бы хватить СИЛУЭТУ на то, чтобы скрыться... - )))) Так не говорят. Можно сказать "незнакомцу, чужаку", но не "силуэту". Это абстракция. Если бы ты сказал: "В следующее мгновение силуэт исчез" - это было было допустимо.

-...услышал лязг стали /////и захватил с собой факел.- Разнокачественные глаголы; желательно их в одном предложении не ставить.

-...необычные одежды, КАЗАЛОСЬ, совсем не могли спасти нежное тело от ледяных холодов. - Почему же КАЗАЛОСЬ? Именно не могли спасти. Слово лишнее.

-...он гордо взирАЛ на каждого, кто посмЕЕТ посягнуть на его мрачное одиночество. - Лучше привести все к одному времени: "взирал на каждого, кто СМЕЛ посягнуть".

-...И хоть задание это нам по душе не приходилось,Однако ж ДРЕВЕСИНЫ нам столь мало удалось собрать... - Слово "древесина" очень техническое; сразу выбивает из художественности.

-...А нас в то время истощение ПОстигало.- Даже в речи Анелин лучше использовать это слово с приставкой "НАстигало".

-...она кивнула в сторону УЛИЦЫ... - УЛИЦА может быть только там, где до этого говорилось о ДОМЕ. Тут нужно выразиться как-то иначе.

-... так что Гарбия считал, было, что она заснула.- Лишние и запятые, и само слово "было", которое они выделяют.

-...он сжал В ЛАДОНЬ её руку, покоящуюся у него на груди.- Правильнее будет - "он сжал ЛАДОНЬЮ..." или просто "он стиснул ее руку".

-...СКИДАВ всё, что представляло ценность... - Простонародное, диалектное слово. Лучше заменить его литературным - "Побросав".

-...девушка отодвинула ПОДОЛ палатки...- Скорее всего, опечатка - "поЛОГ".

-...Гарбия оттолкнул девушку в сторону оттуда, где мгновением позже рассёк воздух клинок...- ))) Богдан сказал бы, что это махровый штамп... Но - что поделать, в жизни это встречается сплошь и рядом, так что - без этого тут не обойтись.)
Теперь по самой фразе: лучше ее немного "причесать". - "Гарбия оттолкнул девушку в сторону,а мгновением позже там, где она стояла, воздух рассек клинок".

-... схватил её и ПРИСЛОНИЛ лезвие к шее. - Слово имеет несколько другой оттенок, чем тут нужно. Здесь лучше подойдет - "ПРИЖАЛ".

-...Гарбия слишком хорошо знал друга, чтобы надеяться на его ОШИБКУ.- Скорее, не ошибку, а "нерешительность"

-...полоснул мечом ПОПЕРЁК шеи Анелин- )))) А что, мог и ВДОЛЬ?)))) Лучше сказать проще: "полоснул девушку мечом по шее".

- ...расколол череп надвое.- ))) Весьма сомневаюсь, что череп подобен кокосу. ))) При всем разнообразии человеческих травм, ПОПОЛАМ череп не может расколоться в принципе. Или оставить просто "расколол череп", или заменить на "РАСКРОИЛ череп надвое" (вот это мечом вполне возможно!)

-..Однако ПОКУДА знать, может, найдутся и такие,- ???? - Даже в устах чужачки это звучит странно. Лучше - "ОТКУДА", "КАК".

-...Утренний туман объял устланный опавшей за многие века листвой безжизненный лесной ковёр. - Очень трудно читаемое предложение.

-...Нортейн был мрачен и дремуч.- ИМХО, лучше поменять прилагательные местами; качество ФИЗИЧЕСКОГО свойства тут важнее, и должно стоять на первом месте.
-... Деревья казались мёртвыми, и даже ОБЛЕПИВШАЯ ВЕТКИ листва не могла ИСПРАВИТЬ это ОЩУЩЕНИЕ.- ???? Что сие значит? Мысль ускользает. Может быть проще? - "... мертвыми, даже несмотря на облепившую ветки листву..."

-...Что-то словно заклинание срывалось с его губ. - Корявая фраза, так как мысль выражена крайне неопределенно. ИМХО, можно было бы сказать так: "Что-то ПОДОБНОЕ ЗАКЛИНАНИЮ срывалось с его губ".

-...В следующий момент второе существо отскакивАЕТ, и третье обезумев (,) бросилОСЬ вперёд.- Определиться с глаголами, приведя их к одному времени.

-... заботливо овИвая свежестью измученное жаром тело... - Опечатка: "овЕвая" (вЕять)

-...Сознание ВНОВЬ закружилось, норовя ускользнуть ВНОВЬ.- Повтор; первый раз слово можно убрать.

-...послышался СО спины знакомый голос,...- Просторечие; правильно- "ИЗ-ЗА спины".

-...А если ГЛОЖИТЬ воспоминания и дальше будут...- Даже Анелин не стоит вкладывать в уста неправильности языка! А так как слово это вообще неудобоваримое, ИМХО, можно бы заменить его на следующее: "А если ТЕРЗАТЬ воспоминания..."

-...Он будто Влетел В стену, хотя не видел перед собой ничего...- Лучше сказать - "НАлетел НА стену".

-... Видимо, она итак его ОПРЕДЕЛИЛА.- ???? - Имеется в виду - "обнаружила, засекла, заметила"??? Нужно четче выстроить фразу.

-...Гарбия понял, что ОТНЫНЕ И ДО КОНЦА ЛЕСА не должен верить своим глазам. - ))))) "Копать отсюда и до обеда". ))))) Аналогия понятна?..)))
Тут просто можно добавить пару слов, и все придет в норму: "...Гарбия понял, что отныне, пока он не доберется до конца леса..." - далее - по тексту.

-...Некогда думать о РИСКАХ, надо бежать.- Хм... Это слово во множественном числе употребляется исключительно в офисной и банковской сферах. Лучше тут оставить единственное число.

-...Цветущий полог высокой травы и кустарников развИвался под дуновениями ветра.- Та же самая ошибка! - "развЕвался".

-... чувства ПОКИНУЛИ тело. Остался только холод. Силы навсегда ПОКИНУЛИ его. - Повтор очень близко; лучше какое-то слово заменить синонимом.

Елена Серебряная   02.08.2011 19:10   Заявить о нарушении
Привет.

Ну, вино пить много можно, а вот рассказ едва ли дважды, как ты, кто-то перечитывать будет. В этом смысле послевкусие литературное заметно проигрывает кулинарному) Да, что-то все подмечают послевкусие, что естественно радует. Правда мне вот кажется, чуток перебрал с размытостью концовки. Ничего, правка по-прежнему впереди.

Ну и здорово, что полным мраком это не назовёшь. В конце концов ПУ на Ветвь повлиял весьма сильно, а это ей даже понравилось. Вот и вывод =)
На счёт аналогий с легендами - если говорить конкретно, я ориентировался на древний Древний Шумер. Хотя данный сюжет вообще никаким откровением ни для какой культуры не является, я думаю)

Друзьям ведь не обязательно быть копиями друг друга, ведь так? Они боевые товарищи, у них тоже есть много общего и они были весьма друг к другу привязаны до тех пор.

Ты смягчаешь, Лена. Гарбия всё равно поступил весьма глупо, а Лэйан всё равно пытался друга отгородить. Хотя, получилось у него не очень, слишком прямолинейно) Сейчас по крайней мере всё так, хотя я и постараюсь потом это подправить. Кстати, ты отлично знаешь, что симпатизируем мы с тобой совершенно разным героям. В данном случае главный мне не нравится нисколько. Говоря на чистоту, кроме Анелин мне тут вообще никто не нравится. Нет своего Торбейна, Застарда или на худой конец Сарета.

"И что похвального любить "по уму", а не "по сердцу"?.." - Как по мне, очень-очень похвально. Жаль, не всегда получается)

"Любит ли сама Анелин?" - А интересный на самом деле вопрос, а? Единственное, с чего бы ей его вдруг полюбить - небольшая вероятность того, что он мог оказаться восхитительным любовником. А если отмести этот фактор? Увидела и влюбилась с первого взгляда? Пардон, но это же не шестнадцатилетняя девочка. Строго между нами, Лена, она даже относится ко всем смертным с высокомерием и пренебрежением. Если и есть в ней любовь (она обычно такую гадость не "ест" - сладкое, вредно для фигуры), то только её собственная и только к соответствующему её уровню человеку (хотя на поверку даже выше). А конкретно к Одину. Что, правда, не мешает (по сути даже способствует) её желанию его уничтожить =) вот так-то. А Гарбия ей даже понравиться не мог.

И спасибо за замечания. Тут уж не поспоришь с их необходимостью авторам.

Торбейн   03.08.2011 19:05   Заявить о нарушении
древний Древний-приДревний... древний-Древний-древний... очень древний Шумер.

Торбейн   03.08.2011 19:07   Заявить о нарушении
Вадим!!!

Ну, читатель не тот, кто читает, а тот, кто перечитывает. Слышал такое высказывание?..)))

Так что я именно читатель.

Теперь по концовке. Меня как раз не ее размытость беспокоит, и размытость авторской идеи. Всё-таки, зачем это было? Почему важно? Ведь не для того, чтобы просто сказать: "не верьте страстям - это всё морок"?))
Хотелось бы более четкой позиции. Не морали, а именно позиции.

Хм... А как же можно писать о герое, если ему не симпатизируешь?..)

Нет, насчет отношения к поступку Гарбии и Лэйана НИЧУТЬ не смягчаю! Считай, что это мои жизненные принципы. Гарбию а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО понимаю, а Лэйана - нет.
Знаешь, легко творить кому-то "добро", навязывая его и "защищая" от любви: "Так, мол, будет лучше".
Да кто он такой, чтобы решать за других? Умеет ли он сам любить?

Понимаешь, дело тут еще в том, что манера твоего письма, можно сказать, тяготеет к строгому классическо-романтическому стилю. А при таком подходе противоречие между написанным и истинными авторскими симпатиями кажется абсурдным!

Насчет того, любит ли Анелин, - это был риторический вопрос; скорее всего - нет.
Она способна вспыхнуть или светить отраженным светом, - но не более...

Не знаю, нужно ли что-то еще прописывать в Анелин, - в принципе, эта вот загадочность и ИНАКОВОСТЬ дают ей только плюс, а вот над образом Лэйана я бы поработала.
Только не впрямую, не в лоб; а были бы, например, намеки на его прошлую жизнь, какие-то поступки или мысли; случаи из общей службы с Гарбией... Вот через них можно было бы углубить и раскрыть его характер.
Тем более, что, как я понимаю, здесь он выводится как образ идеального (ну, ладно, - не идеального, а ХОРОШЕГО друга)).
А сейчас он на друга никак не тянет. МНЕ, как читателю, мало, что он просто встал на пути друга с мечом в руках, утверждая, что он хочет его спасти. ))
"Доказательства, Холмс, доказательства!..")))

PS. Не знаю, как ты на самом деле воспринял эту рецензию, но я писала ее КАК ВСЕГДА, - от души, - как думаю...

Елена Серебряная   03.08.2011 19:38   Заявить о нарушении
Кстати, про Шумер - просто замечательно!!!
Я сама люблю их мифологию, но, право слово, такой легенды не встречала, так что - респект! ))

Елена Серебряная   03.08.2011 19:39   Заявить о нарушении
Позиция автора ни в чём. Если подумать и приплести сюда какой-то смысл, то нужно его ещё определить. А сейчас это только история, что-то добавляющая в мир, связующая несколько сюжетных линий и воплощающая кое-какие любопытные идеи.

"А как же можно писать о герое, если ему не симпатизируешь?..)" Не понял... по-твоему это невозможно? Ты симпатизируешь всем своим героям? То-то так сложно найти среди них хотя бы одного не сладенького =)
Я не могу симпатизировать большинству своих героев как большинству знакомых. У меня разные герои, я не строю утопию, не строю и мирок, где живут только импонирующие мне персонажи. То же касается и Лэйана. Я вовсе не рисую из него лучшего друга. Я просто не понимаю, с чего ты взяла, что он не может быть другом Гарбии. Но если Лэйан кажется тебе фейловым персонажем, давай поговорим.

"Понимаешь, дело тут еще в том, что манера твоего письма, можно сказать, тяготеет к строгому классическо-романтическому стилю. А при таком подходе противоречие между написанным и истинными авторскими симпатиями кажется абсурдным!" И вот этот момент поподробней. Истинные мои симпатии я высказал. А написанные авторские симпатии? Надеюсь, я не оставил где-то в тексте что-то вроде "Да, Гарб, ты настоящий мужик. Не то, что этот козёл Лэйан"?

Обычная твоя рецензия, как ещё её воспринять) Один только вопрос - почему какие-то серьёзные предложения и критика начались только в ответе выше?

Ну не легенда, а поверие. Легенд-то их я вообще не читал.

Торбейн   03.08.2011 20:38   Заявить о нарушении
"Обычная твоя рецензия, как ещё её воспринять)"
??? В смысле, такое же "льстивое д*****о", как и раньше?..))) Ты это имел в виду? И тебе так до сих пор кажется?

"Один только вопрос - почему какие-то серьёзные предложения и критика начались только в ответе выше?"
????? Вообще-то рецензия как таковая не ставит задачи давать кому-то советы или выдвигать какие-то предложения.
А по критике - снова: в смысле??? Не видно даже то, что сказано прямым текстом??? ))))

"А как же можно писать о герое, если ему не симпатизируешь?..)" Не понял... по-твоему это невозможно? Ты симпатизируешь всем своим героям? То-то так сложно найти среди них хотя бы одного не сладенького =)"
Хм... Не ПРОСТО героя, а ГГ!!!
Конечно, невозможно! Вернее - нельзя!
Ведь, представь, это же лицемерие получается, если сам автор на самом деле ненавидит своего героя, и в то же время пытается вызвать у читателей к нему сочувствие. ))) По-моему, это нонсенс!

По "закону жанра" автор обязан любить всех своих персонажей - и героев и подлецов. - Потому что они в некоторой степени его дети, и стали такими, потому что ОН их такими сделал.
Но симпатизировать он может, конечно не всем. Но вот если он не симпатизирует своему Главному, тем более - положительному герою, - тогда просто тушите свет, абзац котенку!)))

Про "не сладенького" немного не поняла, извини. Туплю...))) Ты имеешь в виду, что они у меня ВСЕ больно "белые и пушистые" и нет настоящих злодеев? Или что-то другое?.. Объясни, пожалуйста.И еще вот это:

"...если Лэйан кажется тебе фейловым персонажем..."
??? Я совершенно не в курсе, что такое "фейловый" персонаж...(((

"...при таком подходе противоречие между написанным и истинными авторскими симпатиями кажется абсурдным!" И вот этот момент поподробней".

Охотно.
Потому что при классическо-романтичном стиле традиционным носителем авторской позиции является именно ГГ. (Тот самый ГГ, которому, по твоему утверждению, твои симпатии не светят...)А ведь именно ГГ автор может доверить свои самые сокровенные мысли, чувства или идеи... Вот и получается парадокс, противоречие. Ну, о том же см. выше.

"Я вовсе не рисую из него лучшего друга".
??? - Разве? - "Лэйан всё равно пытался друга отгородить".
А это тогда что?..) Ты ведь ему симпатизируешь и пытаешься его защищать, доказав это "вне текста".
А ведь важно, чтобы эти доказательства были ВНУТРИ текста, понимаешь? Чем он, этот Лэйан, так уж хорош?..Не рассказывай, а ПОКАЖИ!
Вот я о чем.

С теплом,

Елена Серебряная   03.08.2011 22:50   Заявить о нарушении
Мы уже говорили о твоих рецензиях. Моё мнение не изменилось. Важно ли это? Думаю, нет.

Не согласен с тобой в корне. Просто не понимаю, почему главный герой обязательно должен мне нравиться? Чтобы мне нравиться, он должен быть похожим на меня. А делать всех ГГ похожими на меня неправильно. Торбейн, Застард, Арайтал... их итак полно, главных героев, кому я симпатизирую. Почему же не может быть разнообразия? И я вовсе не пытаюсь вызвать у читателей сочувствие к Гарбии. Конечно, безразличие мне тоже не нужно - именно поэтому я стараюсь мотивировать его поступок. Но заставлять читателей его любить у меня в планах не было.
Просто странно - на сколько я помню, он ещё никому как персонаж не нравился.

Автор не обязан ни любить героев ни ненавидеть. Он должен только заботиться, чтобы их действия были логичными и мотивированными. Разумеется, беспросветно злобные и глупые злодеи остались в мультиках. Нынче серьёзный писатель должен уважать своих героев и не допускать за ними откровенных глупостей. Но главных героев это уже не касается - лишь бы и они не были альтруистами-рубахопарнями.

Нет, я сказал, что не сладеньких сложно найти. Но можно же. К примеру, в сказке про короля из таковых только Смерть. В обещании побольше, однако в процентном соотношении по сравнению с "правильными" героями, тоже мало.

Дорогая, повнимательнее с оттенками. Почему, если Лэйан не идеальный друг, он обязательно должен быть никем? Я не говорил, что он лучший товарищ, но не сказал так же, что он и личный враг номер один для Гарбии. Он груб, но дружбе он предан. По-своему, конечно, но согласись, ему ведь не обязательно было удерживать друга. Как мог, так помог.
А разве ж я что-то новое сказал по сравнению с текстом? Насколько я понял, твои претензии направлены на его чувство товарищества. Только не согласен с ними, как бы не хотелось их понять.

Торбейн   04.08.2011 00:06   Заявить о нарушении
Кое-в чем ты прав.
Но со многим не могу согласиться. )))

Это ведь не смертельно, правда?..)
Просто придется и тебе и мне привыкнуть, что разность мнений - это данность, вот и всё.
М-м?..

Елена Серебряная   04.08.2011 19:56   Заявить о нарушении
Я думаю, если бы нам было проще друг друга понять, несогласия было бы значительно меньше. Но мы словно на разных наречиях общаемся. Что-то слова знакомые, только не отпускает ощущение, что для тебя они значат совсем не то, что значат для меня. Ты как будто всё это время думаешь о чём-то своём. Если бы мы общались в реальности, я взял бы тебя за плечи и тряс до тех пор, пока в опустевшую голову безо всяких метаморфоз не поступили бы мои слова.
Конечно, это лишь моё восприятие, и, может, помогло бы, проделай этот приём со мной ты... впрочем, это маловероятно)

Ну к разности знаменателей я уже привык. Ты убеждённая совсем не то, что убеждённый я)

Торбейн   04.08.2011 20:31   Заявить о нарушении
"Если бы мы общались в реальности, я взял бы тебя за плечи и тряс до тех пор, пока в опустевшую голову безо всяких метаморфоз не поступили бы мои слова.
Конечно, это лишь моё восприятие, и, может, помогло бы, проделай этот приём со мной ты... впрочем, это маловероятно)"

))))))
Да, пожалуй, это было бы самое действенное средство.
По крайней мере, оно бы показало, что ты хочешь мне просто что-то ДОКАЗАТЬ, а не ПОКАЗАТЬ свое ПРЕЗРЕНИЕ...)

Елена Серебряная   04.08.2011 23:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Торбейн
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Серебряная
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.08.2011