Рецензия на «Маленький голод под сердцем Милорада Павича» (Виа Комбуста)
Я не люблю Павича. Он для меня словно Млечный путь: далёкий, холодный и отстранённый. Его тексты, словно музыка, стелящаяся туманами над болотами, которой вторит хор наяд. И образы его - это вязкие миражи, и звуки - рудничный газ, тяжёлой и приглушённой рвотой, пробулькивающий из толщи мыслей... Словом, не мой это писатель, но...вот это ваше: "Маленький голод под сердцем, оседающий на дне души большой болью" - это потрясающе хорошо сказано! И ещё: "Эта вечная щемящая тоска, неясное томление по переменам, доходящее до смятения..." - спорно, с моей точки зрения. А : "Многие писатели касались этого – и плакать, не зная о чем, и гоняться за тенями и лучом лунного света – все это было, и было – близко, но не ухватывало сути..." - с этим я и вовсе не согласен. А как же Набоков, Бродский, Лермонтов ("Вадим"), Стерн, Арсений Тарковский, Белый "Петербург"), Музиль - ? Но вот с большой болью на дне души - я солидарен решительно и абсолютно! Григорий Островский 08.09.2011 20:44 Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Григорий - особенно потому что Вы, не любя Павича, смогли же выделить главное - этот маленький голод под сердцем...
Наши пристрастия в литературе - настолько это личное, смутное - на каких-то отголосках не то боли, не то страсти держится, не пойми за что цепляется...:-))) Набоков - это мой бог стиля, это писатель, читая которого, я упиваюсь звучанием - и дела мне нет ни до сюжета, ни до чего! И мне иногда жалко его - ужасное чувство, правда? Именно потому что вот это, павичевское - гость... та самая боль, пробуждающая голод... Бродский - спорно, то есть он томился, безусловно - но причины-то были ох, другие! Тарковский - да, да, да! Понимаю, люблю, уважаю безмерно! Но он не сказал моего заветного слова, ему не снились мои сны! Лермонтова оставим в покое - мальчик мой, великий человек! Стерна - честно, забыла напрочь! Белого никогда не любила - слишком белый (и пушистый:-))) Но - верю, что есть и там... А вот Музиль что здесь делает??? "Душевные смуты воспитанника Терлеса" всерьез никогда не воспринимала, хоть и застряли в памяти некие терзания, а "Человек без свойств" - просто программное произведение. Он и не искал ничего, и не запрягал лошадку с целью отправиться туда, не знаю куда... Или перечитать..?...:-)))) Павич - наверно, все же женский писатель, при всей его интерсексуальности. Слишком на полутонах, ассоциациях и предчувствиях, слишком по законам сна и абсурдной логики - мужчины не всегда такое принимают. А нам, цыганкам, ворожеям - близко, ясно, просто! Виа Комбуста 08.09.2011 21:46 Заявить о нарушении
О Набокове я уже писал как-то кому-то, что это вообще по моему мнению какая-то сверхнадлитературность, это такая насыщенность, такая энергетика, такие перламутровые переливы , это такие страсти, наконец ("Ада"), что никого и рядом-то не поставишь.
Бродский - Поэт до мозга костей, в котором каким-то невероятным образом органично слились лермонтовская желчь и веневитинская вязь, мощь и горечь Баратынского и цветистая хОлодность Бунина (поэта), застенчивость и певучесть Есенина и потрясающее платоновское ощущение вкуса слова. Его томление - это постоянная поэтическая интоксикация метафорами, рифмами,образами и...злостью. Лермонтов - да мальчик, но написавший гениальнейшего "Вадима", который почище "Вертеровских страданий" будет! Стерна - перечтите: изящество, утончённость, аристократизм, ирония. Белый пушистый? Это вы о чём, о его "Петербурге"? Да ни в коей мере не согласен! Так называемая малая проза Музиля - это невероятно литературные экзерсисы, полные цельности, изящества отделки, тонких психологических наблюдений, отстранённости и глубины. Мне кажется, что и "Иваново детство", и "Рублёв" и особенно "Зеркало" Андрея Арсеньевича, вышли из поэтики Арсения Тарковского. Григорий Островский 08.09.2011 22:09 Заявить о нарушении
Как хорошо, вот так ненароком настоящего Набоковолюба встретить!!!!
Сразу с ходу вопрос - где в "Аде" переход с Анти-Терры на Терру? Я, как обычно, читаю с выключенными мозгами - прочувствовать и насладиться получается, но потом простейшие моменты не могу привести в порядок!:-)) Буду признательна, если просветите!!! А что не согласны - дык это ж и здорово! Это я про Белого! На то мы все и разные, со своим мнением и своими предпочтениями. Наверно, я просто это время настолько не люблю, что не получается... А вот про Тарковских - наверно, да. Хотя звучание той самой неизбывной тоски у Андрея - другое, другое. Более пронзительное. И краски - у Арсения чистые цвета, яркие, у Андрея - дымка, отражение... Но поэтика - скорее всего, да, та же... Виа Комбуста 09.09.2011 13:07 Заявить о нарушении
"Ада" сложнейшая и по замыслу, и по композиции, и по "пульсациям", и по обречённости пыльцы, теряемой крылом бабочки, и по тому закатно-юношескому порыву, которым и дорог нам этот великий литературный фантазёр.
С моей точки зрения, "Ада" - это чуть ли не антитеза-перевёртыш...джойсовского "Улисса", но рафинированнейшая, эстетичнейшая, исполненная на одном чудесном дыхании любви ко всему сущему на свете, вытанцованная на самых-самых оконечностях набоковских "пуантов"... Увы, 21-вому веку уже не до Набокова, не до его "мильёна терзаний", как писал (не по этому поводу) Блок : "Бродит призрачно-прекрасный, разрывая сердце мне." Григорий Островский 09.09.2011 13:17 Заявить о нарушении
Интересно, как всплывает параллельно всегда Улисс и Ада - при том, что и Набокова, и Джойса люблю самозабвенно...
Григорий - нет, не забудет новый век тех, кто был величайшим открытием, болью и несказанным удовольствием прошлого - у нас есть дети! И будут внуки:-)) И будет отмечаться Блумсдэй 16 июня, и странные люди будут встречаться на могиле Набокова в Клоране. Я там была - и - тень русской ветки будет отражаться - знаете, насквозь прошло - потому что - нет, не так!!!!! Виа Комбуста 09.09.2011 22:56 Заявить о нарушении
Дык с детства!:-))) А в Петербург 3-4 раза в год наезжаю - и даже с удовольствием, особенно с тех пор, ка отпала необходимость общения с чиновниками! Без них и дышится легче, и время тратить можно именно на Петербург, на то, что хочется и нравится!
А Вы наш, питерский? Мне всегда думалось, что почти все Набоковолюбы - петербуржцы... Виа Комбуста 12.09.2011 15:53 Заявить о нарушении
Уехал на ПМЖ в Израиль в 1990 году из Ленинграда (СССР).
С тех пор - не привелось... И снова о Набокове. Он всё же скорее надлитературен, чем сверх ( в смысле невероятной запредельности "планки"). Я с трудом дочитал "Защиту Лужина" в юности, ибо чуть не свихнулся. Если бы не его достаточно выспренные и несколько неуклюжие, как поступь Собакевича, стихи, то вполне бы потянул на Гения, а так - ну почти Гений. Совершенно потрясающий романист (я ставлю его на второе место в ряду романистов всех времён и народов после Флобера с "Бовари"), а его "Лекции по русской литературе - это великолепнейший образчик сплава рафинированности писателя , острого критического взгляда, читательских предвзятости и внимательности! ...а я так и застрял навечно одной ногой в зыбких болотцах с блоковскими чертенятами, другой - в камышовых плавнях Тивериадского озера, а меж ног моих текут: Гвадалквивир, Тибр, Сена, Дунай, Висла и..."величавый плав Невы". Григорий Островский 12.09.2011 18:32 Заявить о нарушении
Ага!!! Так у Вас и пристрастия набоковские!!! Это я о Флобере:-) А "Лекции" читали? По зарубежной, не русской литературе, в частности - "Госпожа Бовари"?
Пожалуй, Ваше определение "над" я понимаю - и что легко свихнуться от Лужина - тоже... Я люблю его изысканный аристократизм - и аристократические изыски, утонченность, игры со словами - не забавы ради! - просто как один из способов существования этих слов - очаровывающий, запоминающийся пронзительностью, прозначностью... А вот с "почти гений" не соглашусь. Какой там гений? Он - Бог... Стихи - да, не очень. Что поделать, должны быть слабости и у великих!:-) Хотя.. есть и там строчки, неожиданно мощные! Помните, про багровую волну - ну вот, а я как раз не помню!!!:-)))) с роскошной просинью на сгибе ??? - как, как же там было???? А Вы заметили, что некие строчки, просто клочками проскальзывающие в романах - иногда сильнее, чем законченное стихотворение? Помните? - синеет, синего синей - почти не уступая в сини воспоминанию о ней... Виа Комбуста 12.09.2011 19:32 Заявить о нарушении
...давайте так, Бог - это выше литературы, выше искусства, выше всего.
Он един, неделим, велик, грозен, всевидящ и милостив. Литературные же, в частности, пристрастия - это не более, чем поклонение языческим богам или, если угодно, иконам и проч. ...читать Набокова, всё равно что раздевать женщину, когда мучительный стыд противоборствует с крайней степенью бесстыдства,вожделения и любопытства, когда с уст горячечно срываются молитвы, признания и проклятья, когда плоть вступает в схватку армрестлинга с духом. Но полно, не Набоковым одним жива и будет жить литература. А как вам, кстати, Сорокин, Трифонов, Довлатов и Горенштейн? Григорий Островский 12.09.2011 19:47 Заявить о нарушении
...по зарубежной тоже читал, но считаю их послабее "русских".
Григорий Островский 12.09.2011 19:48 Заявить о нарушении
Знаете, Григорий - тут забавно получается. Сразу после классики перешла на англо-язычную литературу, потому что совок не принимала настолько, что и читать по-русски не могла:-) Потом немного отпустило - но время было упущено... Итогом - сейчас, когда пробую читать - того же Сорокина, например - как с другой планеты! Ладно, язык не мой - но не только это - ВСЁ не мое... Так что из Вашего списка Горенштейна более как сценариста уважаю, Довлатова (само собой) знаю - и не люблю, Сорокин - лет 20 назад пошел бы - но не сейчас. Эх, не подвернулись мне под руку в нужное время!:-)
Виа Комбуста 13.09.2011 15:19 Заявить о нарушении
...вы, вероятно, не в России живёте и давно?
Впрочем, это к делу относится косвенно. Я бы не хотел распыляться (в том смысле, что отходить от формата жанра "романа") и отповедать на вашу нелюбовь к Довлатову и проч. А я вот апологет постмодернового соцреализма в искусстве и , в частности, в литературе, а потому и Сорокина чту (весьма высоко), и Пелевина, и Сашу Соколова, и Добычина, и Быкова и Пьецуха... Довлатов стоит особняком - с незначительными оговорками Гений (хотя и не романист формально). Вы не обмолвились словом о Трифонове, а между тем и он, и Маканин, и Горенштейн (как романист - "Место", "Псалом"), и Платонов, и Аксёнов (в известной степени) и Улицкая и Петрушевская. Не так силён в зарубежном романе (на рубеже 20-го и 21-го веков), но и Мураками и Зюскинд - мелковаты, но разумеется, блестящие: Фаулз,Эко, Кундера, потрясающие израильские - Меир Шалев(!), Йорам Канюк. Григорий Островский 13.09.2011 18:35 Заявить о нарушении
"Дом на набережной"?
Так я же как раз и стараюсь это сказать - нет для меня этого времени - и нет ничего хуже - как "Под знаком незаконнорожденных" - мне физически плохо от этого - как от той сцены, где выродки забивают мальчика... Постсоцреализм, говорите? ну-ну!:-))))) Нет, я точно не буду уговаривать, доказывать с пеной у рта - просто у меня был дядюшка - блин, писатель - и мне надо было прочитывать (для политесу) его очередной роман перед очередным семейным торжеством - о-о-о-о-о!!!!!! - а там, как излагал мой дедушка (по другой стороне дерева) - про то как станки настраивать и к тому же у одного еще и жена ушла, а тот запил бы, да нельзя - коммунист... Так что соцреализм - в любом виде, хоть пост, хоть транс - нет!!!!!! Но при этом - а Вам можно!:-)))) Всем можно - и нужно любить то, что хочется!!!!!! Мураками - удивительный дядечка, хотя и зануда!:-) Но сколько в нем шарма и восточных этих заковык - дрожащими руками я сорвал бумагу, открыл шкатулку - там было ПУСТО. Вам вот кто-нибудь присылал такие подарочки?:-))) Оговорюсь - я не читала его в русских переводах. А перевод - Вы, как человек умный, понимаете - что это для книги... Умберто Эко, кстати - тоже зануда! С кинематографической точностью высчитывать время, за которое можно подняться именно на это число ступенек - данное с точностью до единой, последней, наполовину разбитой - ну что это, право?:-)))) Где трепет, восторг и прочие милые безрассудства???? Израильтян - не читала! Их как-то нет у нас... Да, не в России - сейчас в Швейцарии, до этого где только меня ни носило - с передышками в Питере - Рим, Амстердам, Стокгольм - и люблю все эти изумительные города до сих пор! А вот мой вопрос - Карлос Сафон? Ольга Грушин? (ага, без -а:-)) Эта самая Ольга (и тоже зануда!!!!:-))))) такой роман навалякала - причем про Россию - The dream life of Sukhanov - а как я на нее вышла - в одной статейке ее сравнивали не с кем-нибудь, а с Набоковым!!!! Виа Комбуста 13.09.2011 21:49 Заявить о нарушении
Знаете, давайте "мух" от "котлет" отделим.
Я с 24 лет сознательно ненавидел Софью Власьевну, хотя дальше кухонного диссидентства в застойные 70-ые и не продвинулся, но говоря о ТОМ времени в литературно-художественном аспекте, я имею прежде всего в виду - эстетику и стилистику этого времени, его несомненную глубину и горечь постижения и проч. (московские повести Трифонова, Алешковский, Шаламов, Маканин, Войнович, Гладилин, Тендряков, Абрамов, барды, русский рок). А вам не кажется, что один из парадоксов русской литературы в её...перманентности. Что серебряный век органично вырос и трансформировался из золотого, что из "Кирджалей", "Повестей Белкина", лермонтовского "Вадима", Баратынского, "взошли" "Петербург" Белого, и проза Фёдора Сологуба и далее - Сельвинский, Сейфулина, Всеволод Иванов, Георгий Иванов, Пильняк, Замятин, ОБЭРиуты, "Доктор Живаго", Бродский, Рейн, Уфлянд ?!... Сопоставьте "Дом на набережной" с сорокинским "Авароном", "Историю одного города" Салтыкова-Щедрина с "Историей города Глупова" Платонова, драматическую трилогию Сухово-Кобылина и "Ревизором"... ..ну, хоть "Голубое сало" сорокинское прочтите, тогда и поговорим, как следует за рюмкой! Григорий Островский 13.09.2011 22:21 Заявить о нарушении
Наверно, в этом разница - Вы ненавидели, а я просто не принимала, шла себе параллельно:-) Ненавидеть ЭТО - слишком много чести, ибо правы те, кто говорят, что не ненависть антипод любви, а безразличие!
Поэтому там, где Вы видите эстетику и стилистику, несомненную глубину и горечь постижения и проч. - мне видно только последнее и предпоследнее. Перманентность - частично! Серебряный век выродился из золотого - да. Но потом - Григорий, потом ведь была черная дыра!!!! И то, что из нее полезло - соцреализм, в частности - с моей точки зрения никакими художественными ценностями не отягощено... Признаю - редкие исключения попадаются (как всегда!:-))) Постсоцреализм - мне всегда казалось, что это было с одной стороны слишком пафосно (протесты, призывы, пророчества), с другой - откровенно китчево по приколу. Вероятно, в 90-х это и было забавно - но сейчас выглядит диковато. Хоть "Голубое сало" сорокинское прочитаю, обещаю!:-) - тогда и поговорим, как следует за рюмкой! А!За рюмкой чего? Боюсь, я и здесь не укладываюсь в формат постсоциализма!:-)))) Виа Комбуста 15.09.2011 12:35 Заявить о нарушении
1.Вы, вероятно, оговорились написав, что серебряный век ВЫродился из золотого?!
2.В искусстве не бывает пустот и дискретностей (и чёрная квадратичная дыра Малевича - тому подтверждение!) В период, который вы именуете "провальным", творили имажинисты, акмеисты и ЛЕФ, блистали ОБЭРИуты (имён даже не называю!), почался французский экзистенциализм (Жид, Сартр, Камю), творили Музиль, Джойс, Кафка, Тувим, Галчинский. И всё это по вашему "чёрная дыра"?! 3.Я полагаю, что на рубеже 20-го и 21-го веков, произошли качественно-новые и необратимые изменения в литературе. Быть может Сорокин одним из первых заметил это и сформулировал в художественной форме. Тема эта неисчерпаемая, а потому требует виночерпия и немалого числа рюмок. Чего? Разумеется абсента! (Ну, не перно же пить, в самом-то деле?!) 4.Мой адрес: g_ostrovsky11@yahoo.com Григорий Островский 15.09.2011 20:28 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |