Рецензия на «Беседы с бесом. Акт 7» (Олег Игрунов)

Прочитав 1ый акт и поразившись ему, поставила себе за правило рецензировать по горячим следам, сразу после прочтения. Однако, закончив последний акт, вынуждена была нарушить данное себе обещание. Ну просто нечего было сказать:запуталась, заблудилась в мыслях и чувствах. Не помогло и изучение чужих рецензий и Ваших ответов на них. Похоже, все писавшие поражены этим актом. Точнее других, выразила это Ольга Снегова: манили-манили пирогом, а тут, взяли, да и забрали. Чесслово, я чувствовала то же самое. Лезло в голову сопоставление абсурдности окончания с абсурдностью нашей жизни, но всё это выглядело, как-то не убедительно.
С другой стороны зная Вас, как мастера закручивания сюжета, как мастера плетения, таких тонких и эфемерных линий, которые, по началу, кажутся совершенно незначительными, а потом оказываются важными и необходимыми, просто не могла поверить(хотя и испытывала примерно то же ощущение) словам Игоря Пришельца: что автору попросту надоела пьеса и он её побыстренькому скомкал. Даже, сказать точне, готова была я, именно в это и поверить.
Но, что-то мешало... Явственно(не смотря на раздражение) ощущалось приобщение к чему-то, не просто талантливому,.. не просто - самобытному... было чувство приобщения, к чему-то, по настоящему великому.
Так и не сумев выдавить из себя, что-то связное, я была вынуждена нарушить своё же правило. И только теперь, полностью перечитав трагедию, набираюсь смелости, хоть, что-то сказать о ней.
Думаю, неудоумевающие после 7акта, просто не могли вести себя иначе. Трагедия чрезвычайно сложна. Она имеет столько мотивов и подмотивов, течений и течений подводных, так они переплетаются и якобы, взаимоуничтожаются, что просто невозможно удержать их все в голове. Если бы читатели, вместо того, что бы недоумевать, взяли бы и спокойненько перечли все акты, то, как мне кажется, обнаружили, что никакой скомканности трагедии нет.
Она закончилась именно так, как только и могла закончится в том случае, если Монах, всё же не Фауст. Конечно же, ну нельзя же, нельзя несмотря на все ухищрения автора, забывать, что мы, с самых первых действий имеем дело с искушением. Ну недаром же, автор вводит столько прозрачных намёков и даже прямых парафраз. Но, потом, благодаря целому параду мистификаций, благодаря тому, что чуть ли ни в каждом акте, все наши сложившиеся ранее представления, кардинально меняются(в 3ем акте, мы вдруг узнаём, что всё предыдущее, не более чем написанная пьеса. В следующем оказывается, что "нечто подобное дейстительно писалось", но действие происходит по настоящему и мистически повторяет написанную пьесу. Акт 5ый - ставит под сомненье, реальность 2го акта. А, 6ой - реальность самого героя), мы попросту не успеваем следить за сюжетом. По сути, сюжет, который Великий Мистификатор отрицает в 3ем акте, якобы своими же устами, не просто есть, но он выверен до мелочей. Как тут не вспомнить, сожжённую кровать? Но сюжет этот, словно двоится и троиться перед нашим взором.
Ну и естественно за этими хитросплетениями и нагромаждениями(не следует забывать, что каждый акт(кроме 5го), вдобавок отягощён своею собственной линией и выглядит, как почти законченное произведение) мы, только что пережившие катастрофу и восторг 6го акта(который выглядит как подлинный финал и я, впервые прочтя акт7ой, даже попросту думала посоветовать убрать его) попросту забываем, что если в 1ом акте бес только прощупывал чего бы герою хотелось и фактически не делал никаких предложений, то в 4ом, он уже чётко и ясно предлагает:
" Монах – Опять соблазн?
Бес – Но без душой торговли. Всего делов-то: сел и написал. Я не темню…"
Вот оно - искушение! Искушение творчеством! И даже не просто творчеством, а, как проскальзывает в намёках беса - сотворчеством в акте нового миротворения.
Итак, что остаётся Монаху? Либо пойти по следам Фауста и поддаться на искушение, либо...
Почему противится Монах? Почему он, посвятивший всю жизнь творчеству и поискам веры, отказывается, от якобы безвозмездной(без душой торговли) сделки с бесом? Да потому, что прекрасно понимает(и сам же говорит об этом в монологе 4го акта), что любой, даже самый щедрый подарок - не есть подарок:"любых своих желаний трушу. Желанье указание - греши" И ещё... ещё одна сквозная мысль пьесы: нельзя участвовать в сотворении не имея веры. Это, в разных формах и разными выражениями доказывает сам монах:"Если нет веры - то всё бессмыслено"
И не удивительно, что именно этой бессмысленностью заканчивается трагедия. Монах, понимающий, что истинной верой - не обладает, категорически отказывается от "подарка" беса. Он не поддаётся слабости Фауста. Мы должны признать, что вот этот вот, хнычащий, не верящий ни во что и подвергающий сомнению даже себя и есть - подлинный герой.
Да с чего бы? Пьеса-то заказанная бесом, написана и без него. Написана, но какая это пьеса? Это пьеса разваливающая всё повествование и сам мир. Эта пьеса грозит опрокинуть в ничто и самого беса. Это пьеса - та же лемурья утопия, которая в своё время, смогла соблазнить Фауста(Гёте предчувствовал, как быстро развеется эта вера в прогресс и поступательное развитие человечества) и не смогла соблазнить Монаха.
Не может честный художник, живущий в нашем мире, мире без Веры, мире, где столь явственно ощущается кризис мысли и ценностей, давать иллюзию выхода. Автор настаивает, если без Веры, то нет смысла! Но и в этой бессмысленности он не сдаётся. Он провозглашает, что даже перед лицом катастрофы нельзя соглашаться с тем, что смысл есть там, где его не существует. Нельзя поддаваться лимурьим миражам! И конечно же - нельзя без Веры! Вина ли его, что Веры не имеет? Да! Как и вина всей современной мысли. Но, сколько мужества надо иметь, что бы сказать, что мой путь, путь без Веры, путь избранный человечеством - бессмысленен?
Ну и напоследок, вопрос, а для чего, все эти загадки? Для чего, мистификации на мистификации? Для чего столько разнонаправленных сходящихся и теряющихся мыслей? Как мне кажется, именно для того, что бы и показать, главного героя трагедии... Конечно же, это сама мысль!(ох, не случайно в пьяной беседе пьяный автор, якобы пафосно роняет:"мне мысль важна" Мысль плутающая в лабиринтах сознания! Мысль отвлекаемая на разные аспекты жизни! Мысль не верящая сама себе! Мысль, оказавшаяся на краю бездны и не желающая даже перед угрозой гибели закрывать глаза на эту угрозу теша себя иллюзиями!
Великая трагедия требующая великого режиссёра!


Просто Вика   30.10.2011 03:40     Заявить о нарушении
Олег не может пока на него ответить, в связи с отсутствием на сайте.

Ольга Бурзина-Парамонова   05.11.2011 05:46   Заявить о нарушении
Олечка, это ж я! :о)

Просто Вика   05.11.2011 13:17   Заявить о нарушении
Специально и тебе один раз ответила - не расслабляйся!
;-)))

Ольга Бурзина-Парамонова   05.11.2011 19:44   Заявить о нарушении
Вика, я уже достаточно подробно излагал свою точку зрения на Ваши построения. Поэтому, не стану повторяться, но лишь добавлю, что даже если бы Вы полностью раскрыли ход моих мыслей (что, как Вы понимаете, не возможно априори), я бы не имел никакого прав признаваться в этом. При чём, поверьте, мне очень бы хотелось согласится(ну кто ж откажется от столь завышено-лестных оценок?), но автор просто не имеет на это право. Не имеет, ибо иначе из автора художественного произведения превращается в лектора, объясняющего, что именно он написал. Позвольте в который раз выразить искреннюю признательность! Большое Вам спасибо!

Олег Игрунов   15.07.2013 22:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Олег Игрунов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Просто Вика
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.10.2011