Рецензия на «Гл. 11. Сестры - 70» (Екатерина Домбровская)

Понравилась мысль-образ про "кипение жизни", которое тесно сопряжено с творчеством. В отличие от суеты, которая похожа на кипение, но бесплодна.Спасибо за идею!

Хочу Стать Ангелом   04.12.2011 19:37     Заявить о нарушении
Да, дивный образ! И ведь вот что удивительно: он принадлежит священнику, который прожил жизнь аскетически, великому праведнику. Как и святитель Григорий (Палама) - возвысил чувства человеческие до невероятно высоты, в то время как мы, неопытные, чуть только начинаем погружаться в духовный мир, начинаем смотреть на чувства человека свысока. А чувства - это материал творчества. А творчество - если оно сложит созиданию и любви - родни человека с творцом. Как же важно в таком ракурсе воспитание человеческих чувств с раннего детства человека, чтобы не превратился он в мозговика с большой непропорционально головой. Может быть мир чувств, а к нему я бы отнесла и искренность - может быть понят и как Евангельская почва для сеяния Слова Божия (Притча о Сеятеле).
Спасибо Вам большое за отклик!

Екатерина Домбровская   04.12.2011 22:40   Заявить о нарушении
В ответ такой появился образ: огонь, облака, вода, растения - имеют форму фрактала. В нем самая малая часть подобна целому. И описать его можно функцией сложения и умножения - созидания и любви, продолжу я. Чувства - та же чувственная ткань бытия - можно уподобить фракталам, и они делают нас подобными богам или наоборот - пустоте, ну, или подставить сюда, что угодно ))

Хочу Стать Ангелом   05.12.2011 13:58   Заявить о нарушении
Только вот что важно: человек устроен тройственно во образ святыя Троицы. А значит, у него должна быть в устроении сохранена Божественная гармония и единство и .... самое главное - ИЕРАРХИЯ!
Это один из основных законов Божественного мироустроения.Дух - выше всего. Если он начальствует - все прекрасно. Если начинает перевешивать душевность или чувствительность - человек раскалывается. Цельность троичного человека - есть целомудрие. Любые перевесы, разрушающие иерархию, нарушают целомудрие. Заболевает дух и начинаются тут же негативные реакции в сфере чувств. Человек становится душевным или вообще плотским.
В свою очередь дух человека - должен быть в подчинении у Бога - он должен смотреть на него жадными глазами еленя, пришедшего на источники водныя (как в Псалтыри).

Екатерина Домбровская   05.12.2011 14:10   Заявить о нарушении
Да, спасибо и за идею иерархичности (Вы мне несколько раньше ее подали явно), являющейся одной из базовых во всем мироустройстве. Как и принцип самоподобия (видимо, тоже из основных), который вспомнился в связи с проблемой творчества и "кипения жизни". Ваша книга так написана, вроде и лично, а вроде и безлично, что часто само собой начинает думаться о наиболее общих вещах ))

Хочу Стать Ангелом   05.12.2011 21:11   Заявить о нарушении
Очень глубокое суждение - даже сразу и не прочувствовать: лично и безлично одновременно... Это как по-Вашему? А по-церковному этому наверное есть четкое объяснение, оно заключается в том, что богословие православное критически относится к индивидуализму и не приравнивает его к сути личности. напротив. Человек в подвиге православного совершенствования (очищения) освобождается от самости - опираясь и сверяясь с Заповедями Божиими, отрешается от себя самого, от своей души, возненавидев ее, от мира, - буквально умирая. И действительно: в нем мучительно и болезненно умирает ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК. Но как и пшеничное зерно, брошенное в землю дает росток. так и человек. сдрасывая с себя ложь дотоле культивированной индивидуальности - открывает Божественную сущность своей личности. Личность это всегда неповторимый логос Божий о человеке. замысел - неповторимые вовеки, а потому бесценный. Но не греховными капризами и каприсами неповторима личность каждого человека а неповторимым букетом добродетелей и призванием Божиим.
Поэтому наша задача - Божие сделать своим личным: взятым не только из чтения и умом, а непременно опытом и действием. Ну, а далее по творениям великих аскетов. У них даны пошаговые инструкции: терпение всего находящего,смирение, умирание и воскресение.

Екатерина Домбровская   05.12.2011 21:39   Заявить о нарушении
Это у нас с вами кипение мыслей )) Надеюсь, вкусный суп сварится ))) У меня про другое "личное-безличное" была мысль, но так тоже можно.
(У меня была мысль, что описывая частное (личное), вы описываете общее (безличное). Например, как в учебнике: формулируют закон - приводят пример. Поэтому я все время, читая Вашу книгу, туда-сюда, вверх-вниз мыслями: "бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк, а за ней воробушек прыг-прыг..."))
Еще странный такой вопрос вдруг откуда-то: а возненавидеть душу ближнего, как свою - нормально? (По аналогии с "Возлюбить ближнего как себя")

Хочу Стать Ангелом   05.12.2011 23:11   Заявить о нарушении
А, ну да: сначала возненавидь свою душу, потом поймешь, как возненавидеть душу брата... А можно я уберу это замечание?

Хочу Стать Ангелом   05.12.2011 23:29   Заявить о нарушении
Да как хотите! лучше убрать или не хотеть стать Ангелом)))Что-нибудь одно, дружочек. Ближнего нельзя ненавидеть. Он всегда лучше, чем мы.

Екатерина Домбровская   05.12.2011 23:59   Заявить о нарушении
Значит, надо возненавидеть свою душу, которая желает узнать как возненавидеть душу брата. Вопрос был вражеский, конечно, иезуитский, но он возник, и следовало его разоблачить ))) Спасибо!

Хочу Стать Ангелом   06.12.2011 00:18   Заявить о нарушении
Ну тут же железная закономерность: возненавидев свою душу, мы всех начинаем видеть святыми. Все спасутся - один я погибну...
Правда и себя ненавидеть надо правильно - во Христе и тоже по заповедям - и только в исполнении Заповедей.

Екатерина Домбровская   06.12.2011 00:32   Заявить о нарушении
Да, мне недавно попалось (у кого?), что можно наизусть знать всю Библию, но если ничего с собой не делать (не исполнять делом заповеди), то ни на шаг не продвинешься в реальном понимании. И спасении.

Хочу Стать Ангелом   06.12.2011 00:47   Заявить о нарушении
...А еще и в яму провалишься. Об этом учили все святые отцы: духовные книги читаются деланием. Вот их замечательная формула.Головное знание - без кровью заработанного смирения и кротости, без подлинной чистоты ума и сердца - становится страшной вещью. Вот где разум-то кичит - по слову апостола Павла. А кто читал и делал - у того постепенно рождается христианская любовь. И вот она уже - назидает. То есть созидает, помогает, соединяет греховные разделения мира. Восстанавливает его.

Екатерина Домбровская   06.12.2011 00:56   Заявить о нарушении
... сшивает разорванную ткань мира сколько можно... вот вам и творчество. Ваше )))

Хочу Стать Ангелом   06.12.2011 01:13   Заявить о нарушении
Загадочный вы все-таки читатель, дорогой Ангел! Как у Вас живо и непредсказуемо мыль бежит! Восторг!

Екатерина Домбровская   06.12.2011 01:39   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Хочу Стать Ангелом
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.12.2011