Рецензия на «Казахи» (Александръ Дунаенко)

Странно, но Вы получили так мало рецензий. Мне, кажется, я понимаю почему. Хотя ответ уже и дан в развернутом послании на вашу главную мысль. Я могу поверить в правдивость рассказанных вами историй. Даже и несмотря на очевидные неясности, замеченных рецензентом. За всем, что вы написали, явственно чувствуется желание лягнуть, да покрепче наше такое непростое прошлое. И не чувствуется, как ни странно, слезы и сострадания. И желания разобраться, как и почему история для нас сложилась так вот, а не иначе, тоже не чувствуется. А я так убежден, что иначе она и не могла сложиться. Зато очень чувствуется, извините, либералисткое кликушество. И особенно оно нелепо выглядит на фоне страданий, которые Россия перенесла за время окаянных перестроечных лет. Все.

Геннадий Мартынов   06.01.2012 23:00     Заявить о нарушении
Геннадий, это наше замечательное прошлое многих из на так лягнуло, что они до конца своих дней не могут опомниться! Непонятно также, что такое, как Вы говорите, либералисткое кликушество...Вы что ли рабства хотите??
Или Вам по душе усатый убийца? А почему у нас особая история, а не такая, как у всех людей, посмотрите здесь http1/06/11/745://www.proza.ru/201 может яснее станет.
С уважением Александр.

Александр Багмет   07.01.2012 11:02   Заявить о нарушении
Непростое прошлое - это что? Кто окружил себя врагами? Кто хотел НАСИЛЬСТВЕННОГО установления на земле всемирного счастья? Кто отнимал хлеб у малых детей и тратил все средства государства на вооружение? Опять-таки, чтобы захватить весь мир? Кто ставил на первый план интересы государства, а жизнь человеческую низводил до нулевой отметки? Она ничего не стоила! Жизнь вождя - да! Бронированные поезда, усиленная охрана.
Я не хочу разбираться в том, что укладывается в простые десять заповедей, или даже в статьи советского Уголовного Кодекса: - Не убий!
Не стоит слезы ребёнка высшая гармония, а тут не о гармонии речь, а об убийствах миллионов граждан, независимо от пола и возраста!
Когда Вы говорите о "непростом времени", попробуйте сэкстраполировать всё на себя: - Да, время сейчас непростое, я согласен, чтобы меня расстреляли. Чтобы жену мою и детей моих разослали по лагерям. Чтобы жену мою насиловали надзиратели, а потом она рожала от них детей, которых бы отдавали в детский дом.
Или: - Я хочу, чтобы меня послали строить Беломорканал, который на хрен никому не нужен, но я там умру за своё государство, которое считает, что так нужно!
Или: - Я хочу, чтобы меня послали поворачивать вспять сибирские реки...

Я знаю, переубедить Вас невозможно. У Вас сложились свои взгляды на жизнь. Хотя, мне кажется, Вы почему-то пребываете в уверенности, что во времена иные это кого-то другого вели бы на расстрел и кто-то другой, а никак не Вы, катал бы тачку. Каждый хотел бы Сталина для соседа...
Но я всё-таки приведу тут стихотворение ещё одного "сказочника" - Льва Щеглова:

АЛЖИР(Акмолинский лагерь жён изменников Родины):

(из биографии друга 1939г.р.)

Я родился в АЛЖИРе,
В глинобитном сарае,
Где как будто бы жили,
Кое-как умирая.
Дети здесь не кричали,
Слёз не выдали бабам,
И над всеми начальник
Вырастал баобабом.
Деловитый и сытый
Он ходил по сараю,
Мне мамашу открыто
Среди нар выбирая.
Населенье планеты
Баобаб увеличил,
Оставаясь бездетным
Сам по паспорту лично.
У меня же в анкете
Нету отчества напрочь -
Баобабовы дети,
Или раб Баобабыч.

Ну, да, Вы - по другую сторону баррикад.
Да и вообще - время тогда было такое... Непростое...

Александръ Дунаенко   07.01.2012 18:02   Заявить о нарушении
Внимательно прочел оба сообщения и старался понять. А теперь постарайтесь понять и меня. Вот я родился сразу после войны. И даже видел Сталина живого. Не по телевизору. Их тогда еще и в помине не было. Видел с плеч отца на Красной площади. Это я к тому, что всем моим естеством почувствовал на себе все особенности нашего исторического пути. С тех самых сталинских времен и до наших под руководством пресловутого тандема.

Никогда в партии не состоял. И в пионерах ходить тоже не сподобился. Начинал трудовую деятельность в «ящиках» и потом долго работал и работаю в организации, имеющей непосредственное отношение к загранице. И в силу этого был всегда в поле самого пристального внимания известных органов. И вот, что интересно. Никогда себя рабом не чувствовал. Ни до, ни после, ни сейчас. Вы пишите о рабстве. Не хочу ли я его. А для этого надо сначала определить для себя, что есть рабство. И не надо ерничать. При некотором напряге мы поймем, что найти ответ не так уж будет и просто. Если я верю во что-то, то я становлюсь и адептом, и рабом этой веры. А вера – это очень серьезно. Без веры нет и самого человека. Без веры, то есть, без той же души есть лишь одна скотина, вся во власти своих потребительских инстинктов. Которая только что и способна, что заботиться о насыщении своего брюха. То есть, это то самое состояние, в которое нас всех и опустили за 25 лет. Посмотрите на наше телевидение – объективное отражение нашего бытия. Сплошной жопный юмор, бандюганы да суды и еще обилие передач про жратву. Скажу больше была у нас идея – была и страна. Носители этой идеи выстроили великую державу и выиграли великую войну. Ушла идея – и страна пропала. И все рухнуло вместе с самой моралью, опустившейся ниже половой доски. Вам нравиться такая жизнь страны, утратившую всякую историческую перспективу? Мне совсем нет.

Да, если хотите, я раб прежней идеи и веры. А это вера в возможность установления царства справедливости на земле. Потому что если освободиться от этой идеи, то неизбежно становишься рабом другой идеи. Идеи невозможности установить это царство. Скрашивается, зачем же мы вообще живем и существуем на этом свете.

В качестве аргумента вы мне сейчас расскажите про Гулаг, усатого, и брошенных детей. Ну про детей не будем, поскольку и я этот аргумент, да еще покруче могу выдвинуть против вас. Их, этих детей, оказалось сегодня столько бесприютных , что даже и неловко как-то об этом говорить. Кто ими занимается? Никто. В свое время ими занимался ни кто иной, как железный Феликс. Наверное помните знаменитый фильм «Путевка в жизнь». Сегодня многие наши дети получают «путевку» в смерть. Наркомания, малолетняя преступность и прочая. Список может быть очень длинным.

И тперь, что касается «усатого» и все связанное с ним. Вы неосознанно делаете одну очень существенную ошибку. Вы серьезно думает, что вот спустился с гор некий «усатый», и устроил нам тут всякие Гулаги . Если так, то это значит, что мыслим плоско и неисторично. А истина проста дальше некуда. Не Сталин творил эпоху. А эпоха сотворила Сталина. На его месте мог бы быть и любой другой. Даже и любимец партии Бухарин. И все было бы тоже самое. Если короля делает свита, то вождя делает идея. А какая же идея? А очень простая. Она как ни страна вся прописана в десяти известных заповедях. Совсем недавно сам наш президент именно об этом и сказал. Как не удивительно. А идея, как и любая вера, требует защиты. А теперь вспомните исторический контекст реализации этой идеи. Время между двумя мировыми бойнями. Все это время прошло под знаком надвигающейся нового мирового кровопролития. Прочтите замечательного французского писателя Мартена Дю Гара «Семья Тибо» Он избыточно ясно об этом повествовал. Во франци. О том, как вся Европа сползала к войне. И у нас было все то же самое. Тридцатые годы это уже была война. «Смертью уже был пропитан воздух» А на войне, как на войне. Если ты не с нами, ты против нас. Нужно говорить, что делают с теми, кто против нас на войне. Добавьте к этому, что в условиях чрезвычайного положения подозрительность достигает своего наивысшего предела. А раз так, то начинают искать шпионов и врагов. Потому что, чтобы выиграть сражения, нужно иметь целую армию. А вот чтобы его проиграть, хватит и одного шпиона. А еще прибавьте к этому, что если ты его не нашел, то значит плохо искал. И в этом ключе не исключено, что и тебя самого скоро определят в шпионы. Вот и старались. И искали. И наполняли теми, кого нашли, лагеря. И при этом никто даже и в эти времени не исключал всю подлость человеческой натуры, его страхи, его амбиции. На эту тему можно еще долго рассуждать. Но уже поздно, А я притомился. Но думаю, что и того, что сказано, достаточно, чтобы понять мою простую мысль, которую я изложил, как умел. Теперь ваш черед напрягаться. Все.

Геннадий Мартынов   07.01.2012 23:56   Заявить о нарушении
Вы, Геннадий, похоже не видите разницы между умышленным террором большевиков, заведомо запланированной ликвидацией огромных групп людей, т.н. классов; созданием экономики основанной на рабстве, следствием чего были плановые посадки, глумление над здравым смыслом и стимулирование к труду с помощью террора, не дал норму - забрали и расстреляли, и современным периодом, когда оболваненное десятилетиями население занималось самоуничтожением, по своему между прочим произволу, потому что никогда сами и отцы их не были хозяевами своей собственной жизни.

Виктор Поле   08.01.2012 13:59   Заявить о нарушении
Не хотел отвечать на ваше высказывание, потому что оно все как есть, извините, составлено из голословных утверждений и либералистких штампов. Нечто подобное я в свое время слышал у стендов «Московских новостей» - месте сборища пикейных жилетов на Пушке.
На штамп очень сложно отвечать. Но попробую. Большевисткий террор. А вы знаете, кто ввел впервые в истории практику государственного террора. А это именно те, кто написал также впервые в мире знаменитую «Декларацию прав человека и гражданина» И в этой декларации были такие замечательные, вселяющие в душу оптимизм слова: «Люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» А теперь ответьте себе (мне не надо) на такой простой и очевидный вопрос. Почему же те же самые люди, что написали эти самые замечательные слова, вскоре, чуть ли не во след, изобрели уникальную машину, чтобы рубить головы этих самых людей, рожденными свободными. Был террор. Жуткий. С рекою доносов. Рубили головы и на Королевской площади ( ныне площадь Согласия) и на Гревской площади. Рубили прилюдно под восторженный рев толпы. А было еще и много других безобразий, описанных Виктором Гюго в его романе «93 год» Почитайте и насладитесь. Причем рубили головы не отдельным «врагам народа». Таким образом собирались очистись общество от целых сословий и классов. Очевидно затем, что бы потом и внедрять в жизнь без помех эту самую Декларацию. Предлагаю вам поразмышлять сначала над этим фактом.
А вы внимательно прочли мой ответ, адресованный, правда, не вам, но это все равно? Похоже, что нет. Особенно в той части, где говорилось о чрезвычайности положения. Ну неужели же непонятно, что чрезвычайное положение требует адекватных действий. Жестоких действий. За то, что не поднялся в атаку, могли ведь и расстрелять. А законы войны действовали не только на линии фронта. Они действовали и в тылу. Даже самом глубоком. Директора, не сумевшего вовремя наладить производства где-то за Волгой в сорок первом, тоже могли и расстрелять. А за опоздание на работу на 20 минут отсылали в лагерь. Отнюдь не пионерский. И надолго. И, как странно, никто и не протестовал. Война. И началась она не в сорок первом году. А задолго до него. Неужели тоже и это нужно объяснять.
И последнее. Мне за 60.. Повидал за жизнь всякое и разное. Полмира объездил. И знаете, всегда чувствовал себя хозяином собственной жизни. Я понимаю. Очевидно мы вкладываем разное понятие в слово хозяин. Для вас истинные хозяева жизни это те, кто образовали чудную колонию в Лондоне. У меня такое нехороше предположение, что и вы тоже в душе стремитесь попасть в эту колонию. Если уже не там. Ну тогда мы с вами вряд ли найдем общий язык. Все.

Геннадий Мартынов   08.01.2012 16:01   Заявить о нарушении
языка то общего вижу быть и не может

Вам говорят про то, что был конкретный террор, и осуждению подлежит именно это.
Вы ничтоже сумняшеся отвечаете - да это штамп! и приводите содержимое школьной программы ...
Все мол мне так давно говорят, а я вот такой мудрый до сих пор и в толк не возьму чего?!

Виктор Поле   08.01.2012 19:36   Заявить о нарушении
Во-первых, позвольте поблагодарить Вас, Геннадий, за подробное комментирование вопросов, которые тут себя обозначили.

Но… Мне весь день было грустно от всего того, что Вы наговорили. Грустно оттого, что человек Вы, безусловно, незаурядный. Много знаете. С богатым жизненным опытом. Но мысли высказываете, которые мне кажутся совершенно неприемлемыми. И, что ещё более усугубило мою грусть – это то, что Вы в своих рассуждениях не одиноки. Вас поддерживают, с Вами едины во мнении люди, которые также умны, образованны. И у которых тоже за плечами богатый жизненный опыт.

Я не согласен с Вами, что все ужасы, которые произошли в нашей стране, были вызваны необходимостью. Тем более – благородным порывом устроить царство справедливости. Вначале – в отдельно взятой стране, а потом – с помощью орала, перекованного в меч – и во всём мире.

Есть примеры.

Финляндия отсоединилась от России. Никого там не расстреливали, никого не ссылали. И климат там суровый.

Помню, в конце семидесятых, слушал я рассказы комсомольских активистов, которые бесплатно посетили Финляндию. Один из них всё пытался с фотоаппаратом найти какую-нибудь язву капитализма – бомжа, помойку, семью, выброшенную безжалостно на улицу – не нашёл. В Финляндии замечательные дороги. Высокий уровень жизни. Нет детских домов.

Коммунистическая идея всегда почему-то трансформировалась в кровь, в насилие.

Как каждая мирная религия находит мотив для того, чтобы устроить крестовый поход, джихад, так и коммунизм почему-то считается можно установить насильно, механически уничтожив часть человечества во имя счастья оставшегося населения. Ну, к чему привели опыты над людьми? Нищая Куба. Голодная Северная Корея. Миллионы загубленных жизней «красными кхмерами» в Камбодже. Полуголодная, пока не освободилась от оккупации советскими войсками, вся Восточная Европа.

Роскошная ФРГ и бедная ГДР. Где, даже в Берлине, под Новый год нельзя было найти к столу банана.

Тут ещё такое: что первично – курица, или яйцо? Советам пришлось вооружаться, потому что вокруг были враги, или враги возникли вокруг Советов потому, что от них возникла постоянная угроза?

Наше зеркало – Северная Корея. У них вокруг враги. Внутри голодное счастье с безусым пожизненным вождём. Все деньги – на вооружение. Постоянное бряцание атомным оружием. И – убеждён – внутри страны имеют хождение книги, учебники про «непростое время», про то, что временные неудачи обусловлены климатом и происками заокеанских врагов.

Через границу – те же корейцы. С другим мироустройством. Которые завоевали мир своими товарами, технологиями, тем, что приносят остальному населению Земли не страх, а ощутимую пользу, комфорт. Если говорить об идеологии – я не знаю, как её у них назвать, но она, безусловно, есть. И она лучше коммунистической. И в Финляндии лучше. И в Швеции.

Что давала, чего даёт миру наша страна? У нас не могут сделать толком телевизор, стиральную машину. У нас космические корабли, ракеты, часто взрываются, потому что запускаются методом тыка, потому что деньги народные, а государство за свои расходы перед народом не отчитывается.

Власть осталась у коммунистов. Вчерашние секретари райкомов, обкомов, сотрудники «чрезвычайки» в парламенте, на ключевых постах по всей стране. Только они перестали прикрываться лозунгами о советской морали. Захотелось денег, денег, денег. Цинизм власти дошёл до предела бесстыдства. Это у них дома в Германии, Англии, дворцы по всей России и по всему миру. Это у них деньги на счетах в иностранных банках. Они рассуждают о патриотизме, пугают Америкой, а сами учат там своих детей и возят туда рожать своих жён.

Знаю, мне Вас не переубедить. Вам уже за шестьдесят. Мир привычных, обкатанных уже в разговорах и спорах, представлений.

И у меня тоже.

Мне тоже – за шестьдесят.

Александръ Дунаенко   10.01.2012 10:13   Заявить о нарушении
Ну вот, как хорошо. Всегда приятно иметь дело с интеллигентным человеком. Я ведь ждал ответ совершенно в другом духе. И уже внутренне напрягался. Знаете, здесь на прозе всякие разные пребывают, А сколько невоспитанных драчунов. Я с ними в полемику не вступаю. А вот вам я отвечу с полным моим удовольствием. И попробую объясниться.
Начнем с Финляндии. Как мне видятся причины ее процветания. Всему есть объяснение. Мое такое. Причина или лучше сказать следствие их процветания в мудрости их послевоенных правителей. Они поняли в свое время всю выгоду находится на физической грани между двумя мирами. Они не прислонились ни к одному из блоков. Тратили на вооружение минимальные ресурсы. Участвовали в Движении неприсоединения. А главное они поняли всю возможную выгоду иметь под боком огромную страну с огромными ресурсами. И в советские времена у нас с ними был огромный товарооборот. Мы поднимали их процветание. И до такой степени, что на Западе появился такой смешной термин: Финляндизация всей Европы. Прозорливые капиталисты обвиняли нас в том, что таким вот коварным образом мы задушим в наших объятиях и всю несчастную простоватую, доверчивую Европу. Прямо совсем по Блоку Помните: «Хрустнет ваш скелет в тяжелых, нежных наших лапах» . Финны не испугались этих объятий. Расслабились. И получили удовольствие и процветание.
Далее Вы пишите о том, что попытка реализации коммунистической идеи вседа сопровождалось кровопролитием. И приводите примеры. Да что там, Я и сам бы мог вам привести примеры в подтверждения этой мысли. Но при этом я вспоминаю такую замечательную строку. « Дело прочно, если когда под ним струится кровь» Кто ее сочинил? Маркс? Большевики? Нет, наш великий поэт демократ. Некрасов. Как же так? Но это еще не все. Вот Толстой. Мой Бог и кумир. Но он писал не только великие романы. ОН отличился в публицистике тоже. Остался в нашей памяти и великой репликой «Не могу молчать!» А почему? Он около 10 лет жизни прожил В Хамовниках. Рядом с его домом был пивной заводик. Он и сейчас там стоит. Но главное, как раз напротив его дома стояла текстильная фабрика, принадлежавшая какому-то французу. Они и сейчас там стоит. «Красная роза» И вот Толстому, рафинированному потомственному аристократу давил на совесть следующий вопиющий факт. Он через дорогу видел тяжкий труд сотен женщин, работающих с утра до позднего вечера за текстильными машинами. Изматывающий труд этих женщин, который низводил их до скотского состояния. И ради чего. А ради того, что дамы его круга и положения одевались в эти самые шелка. Дамы, да и господа тоже. Ту же мысль со всем его талантом он проводит и в великом романе «Воскресение»
Зло. Вопиющее зло. Бесспорное зло. Зло, которое развращало общество все, снизу доверху. И вот неизбежно пришли люди, их назвали большевиками, которые вознамерились устранить это зло. И со всей решительностью стали его устранять А иначе было и нельзя. И полилась кровь. Та самая, о которой говорил Некрасов. И тоже неизбежная. А сразу же, кто взывал к устранению зла, обозвали эти дни днями «окаянными». И мысли у них вдруг появились совершенно «несовременные» И я спрашиваю себя. Как же нам тут быть? Как бы это все устроить без крови. Не получается. И вся мировая история это только и доказывает. Продвижение новых идей практически всегда сопровождалось кровью. Революции – локомотивы истории – это ведь все кровь. И у нас и у них. У всех.
А еще вот ведь какая штука. Есть идеи. Великие идеи А есть еще и практика их реализаций. А это не одно и тоже. Даже и самая благородная и святая идея может воплощаться самым изуверским способом. Вспомним Пол Пота. То есть всегда нужно делать поправку на историческую, но то, кто и как идею реализует, в каком историческом контексте, на национальную ментальность. Вспомним также и известную поговорку « Заставь дурака Богу молиться …»
Но при чем же здесь идея. Идея вечная. Идея, которая родилась во времена, когда сам человек со всею своею душой еще только нарождался. То есть идея о социальной справедливости. Ее же можно назвать коммунистической. Она вечна и нетленна. Ее также невозможно устранить, убить, уничтожить, как и невозможно уничтожить Библию. Потому как, если вдруг однажды человек освободится от этой идеи, он тут же и перестанет быть человеком.
Можно, конечно назвать эту идею утопией. Пусть, Но она как маяк должна освещать человеку путь в будущее. Пропал свет этой идее, и мы все будем бродить в потемках. Не зная толком, куда нам надо идти. Я работаю с иностранцами и иногда вступаю с ними в похожие полемики . И бывает задаю им вопрос. «Хорошо, мы делали что-то неправильное. Вы называете и называли наши цели утопическими. Но у нас хоть была цель. Цель вдохновляющая. Ну а какая у вас цель?. Вы знаете, куда вы идете? А что как вы идете прямо к черту на сковороду? А может со всем вашим обществом потребления ваш путь – это дорога в никуда. Что озаряет ваше существование? Где она у вас путеводная звезда? Никакого вразумительного ответа я не получил. Может быть он а Вас есть? А я снова устал Уже поздно. Меня заранее мучит совесть. Я кажется вновь погружаю Вас в непростые раздумья. Прошу прощения.

Геннадий Мартынов   10.01.2012 23:22   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александръ Дунаенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Геннадий Мартынов
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.01.2012