Рецензия на «Лора Маркова. Всякие Коэльо» (Пространство Текста)

Итак, еще раз об инвективах, в этот раз на основе рассказа Сергея.
(Метод, http://www.proza.ru/avtor/othermethod)
Спасибо Сергею за возможность поговорить на тему, которая мне казалась давно и однозначно решенной, но, как выяснилось в ходе обсуждения рассказа, для отдельных авторов сайта не окончательно.
Вначале я точно задекларирую свою точную позицию, чтобы при возможных разночтениях в тексте моего комментария с ней можно было бы однозначно свериться.
Мат в тексте литературного произведения такие же слова, как и любые другие слова.
(Вообще, в литературе любую проблему в первую очередь стоит рассматривать с точки зрения языка. И если язык, несмотря на все усилия ревнителей и поборников чистоты, до сих пор не отверг мат, как одну из своих составляющих для передачи некоторых свойств разговорной речи, некоторых особенностей в передаче эмоционального ряда, значит мат нужен самому языку. Язык - система самоорганизующаяся, он без труда из всей палитры звуков, существующих в природе, в состоянии выбрать необходимые и отвергнуть лишнее.
Надеюсь, что из всех здесь присутствующих не найдется никого, кто оспорил бы утверждение о том, что изначальная природа языка - это звукоподражание, очень усложненное к сегодняшнему дню и потому эта связь, может быть, прослеживается не слишком явно.)
Еще раз повторю -
Мат в тексте литературного произведения такие же слова, как и любые другие слова.
- чтобы рассмотреть противоположный тезис.
Поскольку мы все же не мартышки, тупо подражающие шуму водопада, шелесту травы или раскатам грома, а наследники длинной истории развития языка, то можно предполагать, что происхождение этой выделенной категории слов очерчивается какими-то дополнительными и не совсем обычными условиями. Происхождение этих условий нам сейчас неведомо, поэтому с матом, как инструментом, следует обращаться крайне аккуратно.
(Я читал много версий о происхождении мата, но, к примеру, теории о заимствовании мата из времен татарского нашествия, или из торговых связей с Персией, не выдерживают никакой серьезной критики, а версия о противостоянии язычества распространению христианства на Руси ничем не подтверждена. Мне кажется, что его происхождение явно дохристианское, но дальше все уходит во мглу веков и теряется. Кому интересна эта тема - можно поговорить об этом с Сашей Сидоровым, на сайте Фима Жиганец, http://www.proza.ru/avtor/fimasid, он эту тему знает профессионально, правда не знаю - бывает ли он на сайте последние несколько лет)
После такого длинного и путанного вступления - к рассказу Сергея.
У меня нет сомнений в том, что мат в тексте объективная необходимость.
Во-первых, как средство создания среды, атмосферы. Во-вторых - как характеристика героя.
Но наряду с блистательными находками, такими как:
"Не дай бог забрести на их семейное кладбище. Заебешься здороваться.", или то, что уже отметила Аманда: "Море, ****ь, небо, *****... Да тут и Айвазовский бы спятил..." - последнее вообще шедевр. И как теперь этой строчки можно лишить читающее русскоязычное человечество? Не понимаю, как можно бороться с тем, что и без нашего участия витает в воздухе, и замечательно, что Сергею удалось эту строчку уловить и нам ее поднести как подарок...
... заблудился в предложении, придется повторить: Но наряду с блистательными находками есть фрагменты, которые меня раздражали своей избыточностью.
Я долго пытался сформулировать, почему один и тот же прием в разных фрагментах срабатывает противоположным образом и предположил существование такого алгоритма использования мата в этом рассказе.
Мат следует использовать не только по первым двум причинам - среда и характеристики героев, но и как ударные акценты в тех местах, которые композиционно следует выделить в тексте. Все же мат, несмотря на то, что это такие же слова, тянет на себя такое внимание, что текст вокруг них собирается в сильнейший сгусток.

Я попробовал проверить этот алгоритм, читая текст с учетом этого обстоятельства, оставляя текст неизменным в одних случаях, и меняя на что-либо проходное там, где мне это необходимым не виделось. Мне кажется, что алгоритм работает.

Таким образом, мне бы хотелось предложить Сергею такой вариант использования мата и всем участникам обсуждения высказаться в отношении появившегося соображения, которое можно было бы наспех сформулировать так: мат, как средство композиционных акцентов в тексте.

Конечно же, эту часть лучше бы было давать в рамках общего комментария по тексту - можно было бы параллельно с рассмотрением рассказа сразу комментировать по фрагментам применение мата в каждом отдельном случае и расставлять композиционные акценты,
но...

Не успеваю.
Буду писать по частям в том объеме, который будет мне по силам во времени.
Лора, простите, что воспользовался местом под вашей реценцией.

Вовву   23.06.2012 01:42     Заявить о нарушении
Фима Жиганец создал себе такое просперити заправского гуру мата, что прям хочется получить у него благословение. Черт бы драл этот десант журналистов-неудачников из тюремных газет на Прозу.ру. Неужели и Вы, Борис, не сможете без местных авторитетов, паханов - апельсинов? Тогда уж лучше вообще без мата. Тем более, что это реально.

Хельги Нордкап   23.06.2012 01:53   Заявить о нарушении
Алексей, я без мата обхожусь легко и не страдаю.

Но рассказать по этой теме, сколько знает Фима - не смогу. Рассказываю о том, что нарыл сам. Но специально я эту тему не рыл. Я ведь там написал - кому интересна эта тема...

Вовву   23.06.2012 01:57   Заявить о нарушении
Доброе утро всем. На мой взгляд, как раз с матом в рассказе полный порядок - в граммах отвешен. В самую тютельку.

Аманда Глумская   23.06.2012 08:25   Заявить о нарушении
Сергей, с матом в тексе все в порядке.
Но я любой текст рассматриваю сквозь свою собственную, может быть изрядно изломанную, призму. (я ее тут уже пытался кое-как озвучить - меня более, чем что-либо, занимают проблемы возникновения языка) и сквозь эту призму я на днях писал в замечании к примеру об избыточности приглагательных в одном из прочитанных текстов. Для меня это проблемы одного порядка. Но с матом наслаивается дополнительного свойства - мат сам по себе является мощным концентратором внимания. Рядом с ним многое уходит на второй план.
Это как красный цвет в живописи. Мало кто умеет работать с красным цветом в живописи. Он слишком много на себя тянет, а совладать с криком непросто. Такое же трудное изобразительное средство - физиологизмы и мат, и использовать их как иллюстративный прием способны в основном художники класса Гойи. В общем, тебе удалось избежать подобных провалов, и поэтому я числю твой рассказ в ряду состоявшихся и более того - в ряду безусловных удач.

Вовву   23.06.2012 12:00   Заявить о нарушении
пока инял строчки местами, кое что сбилось. нодеюсь, все понятно.
никак не заставлю себя не писать мгновенных комментов и пользоватьмся вордом.

Вовву   23.06.2012 12:08   Заявить о нарушении
"Такое же трудное изобразительное средство - физиологизмы и мат, и использовать их как иллюстративный прием способны в основном художники класса Гойи".

Простите, Борис, но это утверждение по шкале уверенности можно сравнить разве что со скульптурой Родена.

Александр Кайданский   23.06.2012 12:34   Заявить о нарушении
что же делать, Александр, если я в этом уверен?

ведь мы, какждый из здесь присутствующих, делимся своими собственными мыслями, а не параграфами из неопровержимых учебников.
кокой интерес всем присутствующим выслушивать от меня не мои собственные мысли? если бы это было так - я бы просто привел ссылку на источник...
при этом я не настаиваю на своей правоте, как на вселенской истине. это для всех остальных может быть вполне и не так.
но я, сам для себя, в этом уверен.

Вовву   23.06.2012 12:44   Заявить о нарушении
Вы правы, интереснее услышать собственные мысли, хоть вы и сразу признались, что проштудировали литературу о мате (это к тому, что собственными мыслями мы частенько называем те чужие, с которыми нам удобно согласиться).

Сравнение мата с красным цветом живописи кажется мне вульгаризацией. Вы действительно уверены, что художник, перекладывая существующие цвета в свою палитру, избегает красного цвета, как матерщины? Как же хотелось тогда позднему Рембрандту материться, и как умело он это делал в своём тяжелом красном! Сколько неудовлетворения и матерных словечек сидело в неизвестных иконописцах, раз за разом облачающих матерей божьих в красные плащи!

Александр Кайданский   23.06.2012 13:13   Заявить о нарушении
Да...насчет красного - явный перебор. Тем более, что это один из базовых цветов для смешения...Но по смыслу я согласен с Борисом - очень тонкая это штука, уметь надо.

Хельги Нордкап   23.06.2012 13:23   Заявить о нарушении
Адлександр, прошу меня простить покорно, но я по профессии не литератор, и к литературе имею отношение лишь потому, что для меня это увлечение..., это вроде бы как преамбула к ответу для вас.
Я ни в одном слове не цитировал ни один из источников, в том числе и Фиму. Но то, что я написал, это мои мысли, которые я предложил для обсуждение клубу не в качестве истины.

но по профессии я художник, и по образованию тоже, плюс к этому у меня есть диплом МГУ и кандидатская по искусствоведению там же.
Поэтому я не вижу в контексте разговора Рембрандта (может быть вы имели ввиду красную охру, но это другой цвет) что же касается иконописи, то, извините, символьный ряд в иконописи вообще не фигурировал цветами, как таковыми. Там цвет имеет несколько иное значение.

Вовву   23.06.2012 13:37   Заявить о нарушении
Парам - пам -пам! Наконец-то нормальные люди. Открывается секция изобразительного искусства.
Борис, Вы правы. Неправ я. Просто иногда раздражают ссылки на деревенских шаманов. Дело в том, что я тоже как-то ради упражнения в скорописи наваял статейку от Черного Следопыта. Про мат. Ну закинул и сижу - смотрю на поплавок. Конечно, куча народу набежала, базар - вокзал...А потом мне приходит письмо. От человека, который этим занимается профессионально. Нет, не ругает. Наоборот - хвалит. И дает ссылочки на книги. Я почитал и понял - нехрен, Леша, изобретать бином ньютона. Надо просто книги читать.
А вообще, я не сторонник использования мата в тексте. Хотя, иногда с ним получается сильный текст. Очень.

Хельги Нордкап   23.06.2012 13:56   Заявить о нарушении
"раздражают ссылки на деревенских шаманов."(с)
Алексей, мне за мою, теперь уже более чем двенадцатилетнюю, жизнь на сайте много раз приходилось замечать, как некое новое (или не очень новое) клубное образование стремится отгородится от всего, что не связано с участниками самого клуба. Не знаю, то ли это ревность такая, то ли способ себя преподнести как новую, при этом последнюю истину. Я это заметил после того, как написал комментарий к рассказу "Пустая комната". У всех одинаковый результат - и у меня и у всех участников клуба без исключения - то есть, никто ничего не понял. Но в моей трактовке это оказалось криминалом, а в изложении участников клуба - божьим откровением. У Фимые сть много инересного, стоит к этому только отнестись без предубеждения. И мне в этом смысле непонятно яркое нежелание клуба использовать все доступные ресурсы, тем более лежащие под рукой. Бери - не хочу.

Вовву   23.06.2012 14:37   Заявить о нарушении
Ну почему никто ничего, Борис? Вероятней всего - каждый понял по-своему.
Когда трактовок много, это разве плохо?

здрасьте всем :)

Мп Статьи   23.06.2012 14:52   Заявить о нарушении
Борис, очень приятно, что есть возможность поговорить с профессионалом. Раз уж начали.

Я, конечно, не художник, и в тончайших оттенках красного не разбираюсь, но думаю, что вы абсолютно правы: тяжелый красный цвет у Рембрандта - это не киноварно-алый у Рубенса и не пурпурно-алый у Тициана. Но красный у Рембрандта так сочетается с серо-голубым, что особенно подчеркивается его трагическое значение. Без мата в мыслях и чувствах.

Если нельзя говорить об иконах, то не буду вспоминать и ранних фламандцев, "Гентский алтарь", а также Рафаэля с его красными отворотами в "Сикстинской Мадонне" и т.д. Возьмем раннее Возрождение - Пьеро совсем не боялся красного. Одежды Меркурия и Венеры в "Весне" у Ботичелли, а это ведь утонченный стиль живописи. Джорджоне, "Спящая Венера" - огромное красное одеяло под ее нежнейшей спиной.
А Тициан! На красном сидит и красным погоняет, в прямом и переносном смысле (если вспомнить Карла V на лошади).

Перейду к Веласкесу: лично убедился в Прадо, какое ошеломляющее действие производит красный цвет, буквально брызжущий с "Портрета инфанты Маргариты в детстве". Но он меня не грубостью ошеломил, конечно.
Еще будут Давид, Энгр, Матисс с его уравновешивающими пятнами красного. И вообще намечается интересная тема для исследования.

Но, как правильно выразился Хельги, мы не на том портале. Всего лишь хотел намекнуть на оттенки красного в палитре художников - их роль мне видится намного масштабнее, чем психотерапевтическая функция мата в языке и возможности его использования в художественных текстах.

Александр Кайданский   23.06.2012 15:07   Заявить о нарушении
Александр, во-первых, вы приводите такой ошелмляющий список, который сопоставим по масштабам с величиной Гойи. Во-вторых, я не писал что красный недопустим вообще, я написал, что с ним немыслимо трудно справится. Что же касается величины Рембрандта, то для меня эта величина еще выше. (Следовало бы в тексте моего первого комментария написать к примеру Роберта Рафаиловича Фалька) и если бы Рембрандту пришло использовать красный - он без сомнения с ним справился бы. Но у него красный появляется в результате использования контратирующего черного и синего. Вообще любой цвет в живописи существует только в соотношении к соседним цветам. Ну и кроме того, мы получили картины Рембрандта в значительно измененном виде. Краски, как известно, он себе приготавливал сам и использовал нетрадиционные наполнители (песок, толченое стекло и др.) поэтому мы сейчас не в состоянии даже приблизительно представить, как работы выглядели на следующий день после их завершения, поскольку рецептов его красок не сохранилось.

Вовву   23.06.2012 15:22   Заявить о нарушении
Сергей, на ваш вопрос ответ банальный: лето, отдых, море, пляж :)
Спешить некуда, всё ещё будет.

Пространство Текста   23.06.2012 15:24   Заявить о нарушении
"Вообще любой цвет в живописи существует только в соотношении к соседним цветам". Вот мы и сошлись во мнении. Любое слово в литературе тоже существует только в соотношении с соседними - ближними и дальними.

А мой список - просто попытка опровергнуть ваше "Мало кто умеет работать с красным цветом в живописи". Не один же Петров-Водкин справился. Я встречал красный в живописи намного чаще, чем мат в литературе. Вот это и есть моя мысль.

Александр Кайданский   23.06.2012 15:34   Заявить о нарушении
Вот это и есть моя мысль.

Александр Кайданский 23.06.2012 15:34 Заявить о нарушении правил / Удалить
мысль понятна, и спорить не с чем, как нет возможности спорить с моим - "мало кто", поскольку это количество, как бы долшл мы не продолжали этот список, ничтожно мало по сравнением с тем количеством людей, которые вообще держаои в руках кисти.

Но вот что я отметил - Имя Гойи подействовало так же, как и красный цвет, так же, как и мат в тексте :) если бы я в начале вместо Гойи упомянул Фалька, снизив таким образом пафос фразы, она бы не вызвала такого неприятия.

Вот так мы и вернулись к роли и функции мата в тексте ;)

Вовву   23.06.2012 15:41   Заявить о нарушении
Честное слово, на меня лучше действовать Гойей, а не матом. :))
Спасибо за интересную беседу, Борис!

Александр Кайданский   23.06.2012 18:01   Заявить о нарушении
"на меня лучше действовать"(с)
ей богу, Александр, из каждого слова вытекает целая вереница мыслей и тем для возможных дискуссий ;)
проблема в том, что мы с вами не вольны выбирать способов, которыми на нас может воздействоать авторская воля (от радиостанции, выбирающей из своих соображений позывные, или бой курантов, до рекламного слогана про колготки на борту троллейбуса) мы с вами объект приложения авторских решений.

Вовву   23.06.2012 18:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Пространство Текста
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вовву
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.06.2012