Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)
Согласен со статьёй. В целом. Но я бы в контексте этого рассуждения вместо слова «достоверность» использовал бы слово и понятие «правдоподобность». Думаю, не нужно объяснять почему, ведь автор статьи говорит по преимуществу о художественных текстах. Я не спорю, что при чтении книги как раз интереснее познакомиться с новым опытом, нежели ожидать от неё полное и идеальное подтверждение собственного жизненного опыта (что и невозможно в принципе). Согласен, что порицать книгу, если лежащий в основе сюжета и персонажей опыт автора, рушит привычные для читателя шаблоны, тоже нелепо. Признаю и важность принципов логики – причинно-следственной, внешней по отношению к герою, и психологической – внутренней. Однако, на мой взгляд, правдоподобность достигается не столько соблюдением вышеуказанных принципов, сколько общим «голосом повествования», да простится мне сей доморощенный термин. Знаете, есть такие самозабвенные и очень одарённые вруны – слушаешь его и невольно веришь каждому слову, а потом понимаешь – ну и ересь же он нагородил, сверкая глазами! Я, конечно, не сравниваю литературу с феноменом этих самых врунов, просто пытаюсь разъяснить мою мысль. «Голос повествования» это не совсем голос автора. Ведь автор в разных книгах (или даже в разных фрагментах одной книги) находится на разной дистанции от читателя. Иногда автор выходит на самый первый план, почти в прямую речь, иногда – маячит где-то на горизонте, жестами привлекая внимание к течению своего текста. «Голос повествования» это живой комплекс стиля, манеры, приёмов самого «рассказывания». Думается, можно привести немало примеров, когда книга с самыми «достоверными», старательно подобранными фактами и событиями кажется надуманной и какой-то фальшивой, а летящая фантазия, с явными натяжками в некоторых местах, захватывает дух и, – по крайней мере на этапе непосредственного чтения, – не вызывает НИКАКИХ СОМНЕНИЙ. Это благодаря правдоподобию самого «голоса повествования». Сознаю, что доказать своё рассуждение мне было бы нелегко, в силу слабой эрудиции и сильной лени. Я добавил его, исходя лишь из моего самого общего читательского опыта. Геннадий Петров 10.07.2012 19:30 Заявить о нарушении
"Известный искусствовед, критик, ученый-филолог Виктор Шкловский как-то сказал: «У Гоголя черт входит в хату, читаю - верю. У молодого писателя учительница входит в класс, читаю - не верю!"
(с) Мария Гринберг 11.07.2012 08:46 Заявить о нарушении
Я согласен, Ген. Термин "правдоподобие" по смыслу будет ближе к желаемому. Насчет врунов очень верно. Писатель (или графоман, что одно и то же) только тогда правдоподобен, когда сам медитирует в своем творчестве. Когда сам верит в то, что пишет. И только ему - такому ведомо, как потом трудно выбираться из созданных самим же обстоятельств и образов.
Хельги Нордкап 24.07.2012 23:04 Заявить о нарушении
Как-то внезапно прекратилась жизнь в этом проекте - кто-нибудь знает, почему?
Жаль, было очень интересно. Мария Гринберг 25.07.2012 15:21 Заявить о нарушении
Да просто все в летних делах - кто пытается отдохнуть, кто на дачах упирается. Я вот сессию сдавал))). Точнее, ребенок сдавал, а я устал нервничать. Ну и вообще два года не отдыхал - уже чувствуется. Вот в конце августа появлюсь и начнется ...И все тоже наверное появятся - отдохнувшие и повзрослевшие...)))
Хельги Нордкап 25.07.2012 22:45 Заявить о нарушении
Дверь в лето открыта. Все мы там. Блаженство. :))) Всем привет.
Лора Маркова 31.07.2012 11:04 Заявить о нарушении
"Вот и лето прошло,
Словно и не бывало. На пригреве тепло. Только этого мало..." (с) Мария Гринберг 06.09.2012 08:47 Заявить о нарушении
Так это Тарковский написал, а почему просто с?
Кузнецова Любовь Алексеевна 01.12.2012 14:59 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |